Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

Создание воспитательной ситуации – формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы подростка (или группу) совершать определенные социально ободряемые поступки. Использование этого метода требует от социального педагога глубокого и всестороннего знания взаимоотношений между детьми, места каждого подростка в системе общения.   Важна так же четкая продуманность воспитательных задач, постоянный контроль, анализ и своевременная коррекция ситуации, учет особенностей конкретного коллектива и уровня общительности его членов.

Эффективность профилактической работы зависит не только от разнообразия и целесообразности предлагаемых методов работы. Но и от личности человека проводящего эту работу

 

Требования к социальному педагогу, проводящему работу по профилактике правонарушений у подростков. Социальный педагог, проводящий работу по профилактике правонарушений у подростков, может столкнуться со скрытым, а порой и открытым сопротивлением воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от  социального педагога проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков. Педагогической работе с подростками должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны быть волевыми и талантливыми педагогами.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на личность, добиться позитивных изменений во внутреннем мире подростка необходимо:

           обладать достаточной психолого–педагогической культурой, гуманным отношением к подросткам;

           уметь учитывать истинные мотивы поступков и поведения подростка, а не ориентироваться только на внешний результат;

           знать о степени деформации его свойств и качеств;

           обладать знаниями, умениями и навыками обучения, способностью конструктивно решать жизненные задачи, формировать ценности здоровой личности;

           уметь прогнозировать тенденции развития личности несовершеннолетнего на основе анализа индивидуально – психологических особенностей.

Таким образом, анализ социально-педагогической литературы по вопросам специфики профилактики правонарушений у  подростков показал, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы. Для того, что индивидуально-профилактическая работа была эффективной, необходимо учитывать возрастные, социальные и личностные особенности подростков.


1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя.

В данном параграфе будет рассмотрена психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего преступника, а так же особенности, характерные для лиц, совершающих определенный вид преступления.

Наше общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что без знания  особенностей личности  современного несовершеннолетнего преступника не возможно проводить мероприятие по предотвращению правонарушений. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков.

                            Личность преступника, по определению Антоняна Ю.М, это совокупность социально-демографических, социально-психологических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление, влияющих на его преступное поведение [2,89].

                            М.И. Еникеев дает более краткое определение личности преступника: личность преступника – это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обуславливающая его преступное поведение (11, 305).

Криминологическая характеристика личности преступника объединяет признаки, которые могут раскрыть и объяснить причины преступного поведения и способствовать его предупреждению. С точки зрения Тигунцевой Г.Н., для современного подростка-правонарушителя характерны следующие признаки:

      Для подростка характерны признаки асоциальной субкультуры. Асоциальная субкультура – это нормы, ценности, традиции, обычаи, которые регулируют поведение правонарушителей, отношения друг к другу и другим людям, являющиеся чуждыми обществу. Для асоциальной субкультуры подростков-правонарушителей характерны следующие признаки: употребление уголовно-воровского жаргона, увлеченность азартными играми, наличие кличек и прозвищ, существование жесткой групповой стратификации, распространенность «блатных» песен, стихов, тюремных атрибутов, пренебрежительное отношение к «отверженным», изоляция их в межличностных отношениях, наличие враждующих группировок, ведущих борьбу за власть, существование групповых «кодексов», «правил» и т.д.

      Практически каждый подросток-правонарушитель является выходцем из неблагополучной семьи, с которой  у него затянувшиеся дисгармоничные, деструктивные отношения, соответственно отношения о семье размыты и деформированы. Так по результатам исследования проведенных в Ангарской воспитательной колонии (АВК) в 2001-2002 году в криминальных и аморальных семьях проживало 75-80% осужденных, 35%-50% родителей лишены родительских прав, но более чем в половине случаев по разным причинам подростки продолжают находиться в семьях вместе с неблагополучными родителями. 10% воспитанников составляют дети-сироты.

      Признаки девиантного и делинквентного поведения проявляются уже в детском возрасте. Затем в подростковом возрасте целенаправленно и последовательно формируется  и закрепляется противоправное поведение.

      Для подростка-правонарушителя характерна позиция неуспевающего ученика или положение отверженного среди сверстников, почти все подростки имеют сложный затянувшейся конфликт с учителями. Так 65% подростков оставалось в школе на второй, а то и на третий год.

      Для подростка-правонарушителя характерно явное отставание в общем развитие от своих благополучных сверстников на 2-3 года, они имеют значительные проблемы со здоровьем. В первую очередь речь идет о психическом состоянии, затем соматическом и физическом здоровье. Особую группу в данном аспекте представляют ВИЧ инфицированные дети, а так же имеющие проблемы с умственным развитием. Так в АВК в 2001 году было 23,7% умственно отсталых детей, 36% наркоманов, 38% - имеющих неврозы различного характера, 23%-страдающих психопатией, 7%-хронических алкоголиков и токсикоманов, 5%- больных эпилепсией, 30% страдающих энурезом. Таким образом, 58,7% подростков имеют психические заболевания.

      Положительное отношение к курению, а так же употребление алкоголя и наркотиков.

      Для подростка-правонарушителя может быть характерна ранняя половая  жизнь, а в некоторых случаях гомосексуализм.

      Подросток не готов к будущей профессиональной деятельности как к норме жизни.

      Для подростка характерны неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности. Кроме того, у него часто проявляются негативные качества, такие как агрессивность, лживость, потребительское отношение и социальная пассивность. А так же характерно состояния внутриличностного конфликта [35, 28-63].

Криминологическая характеристика личности преступника приобретает практическую и научную значимость только при определенной систематизации черт, свойств и социальных связей личности преступника. Этим целям служат типология личности преступника и классификация преступников.

Классификация фактически способствует изучению не личности, как определенного рода целостности, а контингента лиц, совершающих преступления. При этом устанавливаются особенности статистической распространенности в соответствующих контингентах преступников тех или иных криминологи чески значимых признаков.

Однако криминальная классификация не может быть осуществлена в отрыве от общепсихологической классификации личностей.

В.М.Бехтерев в своей работе «Об экспериментальном исследовании преступников» (1902) классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т.д.) [36, с. 24]

Крупнейший отечественный психолог А.Ф.Лазурский подчеркивал, что извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ума, воли, эмоций), а, большей частью, с несоответствием между особенностями психики и теми внешними условиями, в которых происходит развитие человека [5, с. 27]. Исходя из этого положения, Лазурским в 1921 году была предложена классификация личностей преступников, которая включает в себя 4 типа:

1.      пассивный

                            а) апатичный

                            б) безвольно робкий

2.      расчетливо-эгоистический

3.      аффективно-извращенный криминальный

4.      активно-извращенный криминальный тип насильника

              а) беспорядочный насильник

              б) сосредоточенно жестокий

              В 1924 году автором одного из первых учебников по криминальной психологии С.В.Познышевым была предложена другая классификация, в которой он выделял два типа преступников:

1.      экзогенный

2.      эндогенный.

В 1978 году Платоновым была предложена следующая

классификация:

1.      самый отягощенный тип с внутренней тягой к совершению повторных преступлений;

2.      способный совершать преступления под влиянием сложившихся обстоятельств;

3.      преступления случайны;

4.      уровень правосознания высокий, глубоко раскаялся, но пассивно относится к правонарушениям других;

5.      уровень правосознания высокий, противодействует правонарушениям других.

Наиболее развернутой, и в достаточном объеме описывающей психологические характеристики различных категорий преступников, и соответствующей событиям реальной жизни, является на наш взгляд  типология М.И.Еникеева [11, с. 303-304]

                            В типологии личностей преступников М.И. Еникеев выделяет три градации:

1)     общий тип преступника;

2)     личность преступника определенной категории;

3)     личность преступника определенного вида.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности преступников различают следующие категории:

                            1. Корыстная – категория преступников с корыстной направленностью, посягающих на основное достояния общества – распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяют следующие виды преступников:

а) корыстно-хозяйственные преступники (фальсификация товаров, несоблюдение экологических норм производства, игнорирование налогообложения, лицензирования, незаконное предпринимательство и др.); 

б) корыстно- служебные преступники (хищения путем злоупотребления служебным положением, нарушение правил торговли, обман клиентов, взяточничество и др.);

в) воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества – кражей);

г) мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.);

д) ненасильственные вымогатели.

              У подростков чаще встречаются категории вор и ненасильственные вымогатели.

Корыстный тип личности преступника   отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству, скопидомству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью. Но главной антисоциальной стороной этих извращенных потребностей является изыскание неправомерных источников их удовлетворения.

Для лиц данной категории так же характерны деформация досуго-бытовых интересов, потребностей, привычек, выражающаяся в стремлении к пьянству, наркотикам, азартным играм, и деградация личности на этой основе; некритическая и завышенная оценка своей личности. Смысл преступного поведения – самоутверждение, в основе которого лежит неуверенность в себе, как личности достойной признания.

Однако в отличие от других  преступников представители данной категории являются более адаптированными, т.е. более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны статусные потребности – стремление к лидерству, к признанию. Они отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем интериоризации социальных норм.

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии