Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава первая.

1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14

Глава вторая.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

кофликты.docx

— 94.51 Кб (Скачать)

 

             Алешина Ю.Е. Проблемы теории  и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. –  С. 90-100

 

             Андреев В.И. Основы педагогической  конфликтологии. - М., 1995

 

             Берн Э. Игры, в которые играют  люди. Психология человеческих взаимоотношений;  Люди, которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992

 

              Журавлев В.И. Основы педагогической  конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

 

             Материалы интернет-сайта www.azsp.ru

 

             Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru

 

             Мудрик А.В. Учитель: мастерство  и вдохновение. - М., 1986

 

             Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический  анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.

 

             Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993

 

             Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.

 

             Шипилов А.И. Социально-психические  особенности конфликтов между  начальниками и подчиненными  в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.

 

Введение          

  1. Природа конфликта                                                             

  1. Определение конфликта.       
  2. Причины, типология и структура конфликта.   
  1.   Способы разрешения конфликтов.                                  

    1.  Методы определения причин конфликтного поведения. 

  •  Основные методы разрешения конфликтов.         

                              

Заключение.

Список использованной литературы       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый  человек на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли  верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли прилагать какие-либо специальные  усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих нас людей? Или же не нужно  этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к нам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы  весьма полезно знать, что такое  конфликт, как он разворачивается, через  какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

В отечественной  психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его  возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.

В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали  З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др.

В целом, феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Тем не менее, существует насущная необходимость  изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения.

Целью данной курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Природа конфликта  

                                                                                                              

    1. Определение конфликта.

 

Недостатка в различных  определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса:

В целом, конфликт можно определить следующим образом [1,5]:

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Д. Майерс [2] определяет конфликт как “воспринимаемую несовместимость действий и целей”. Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Конфликт - это такое состояние  отношений между людьми, когда  по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по   отношению к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия;

Источник любого конфликта (происходит ли он между двумя людьми,  

  группами или странами) находится  внутри индивидуальности и является  продолжением восприятия реальности;

 Конфликт - функция степени или  количества взаимозависимости и   взаимодействия между людьми: чем  больше наша зависимость от  других или чем больше мы  от них ожидаем, тем больше  вероятность конфликта и того, что он будет сильным;

 Конфликт - интерактивное состояние,  проявляющееся в несогласии,  различиях или несовместимости  внутри или между социальными   единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт  возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях:  а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют

его умениям, интересам, целям или ценностям; б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;  в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп;

 Люди и группы находятся  в конфликте, когда одна или  обе стороны   не обладают  тем, к чему стремятся и активно  действуют для достижения своей  цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины, типология и структура конфликта.

Главную роль в возникновении  конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами" [360, с. 12]. На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому  не так строго следим за своими словами  и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих  взаимоотношений с окружающими  нас людьми различные конфликтогены).

Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Какова же общая схема этого  процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

В социальной психологии существует многовариантная типология  конфликта в зависимости от тех  критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также  классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают  и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают  принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности  организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.

По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. И.Е.Ворожейкин с соавторами (Ворожейкин, 2000) выделяют социально - экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально - бытовые и иные типы конфликтов [3].

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, в силу складывающихся в организации или ее подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

Существует  огромное многообразие причин возникновения  конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает А.А.Бодалев, конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных [4]:

· трудовым процессом;

· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической коммуникацией и т.д.;

 личностным  своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, нокоммуникабельностью, бестактностью.

По мнению Е.Мелибруды поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:

  • адекватность восприятия конфликта;
  • открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем;
  • способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
  • адекватность самооценки своих возможностей и способностей;
  • стремление доминировать;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
  • принципиальность и прямолинейность в высказываниях;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности, агрессивность, упрямство, раздражительность [5].

Причины, вызывающие конфликты, так  же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные  причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной  степени условно можно представить  в виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации.

Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания