Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Оглавление
Введение………………………………………………………
Глава первая.
1.1 Определение конфликта,
содержание, типы и способы протекания……………
1.2. Конфликты в условиях
учебной деятельности…………………………
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических
конфликтов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Для этого педагогу надо хорошо
овладеть умениями и навыками предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций,
так как проблема взаимодействия
участников педагогического процесса
приобретает все большую
В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.
1.1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем
Типологическое подразделение конфликтов:
-
"подлинный" — когда
- "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
-
"смещенный" — когда
-
"неверно приписанный" —
когда конфликтные отношения
приписываются не тем сторонам,
между которыми разыгрывается
действительный конфликт. Это делается
либо преднамеренно с целью
спровоцировать столкновение в
группе противника, "затушевывая"
тем самым конфликт между его
истинными участниками, либо
- "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
-
"ложный" — конфликт, не имеющий
объективных оснований и
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
-
межгрупповой, отличающийся тем,
что конфликтующими сторонами
выступают социальные
-
личностно-групповой –
Чтобы спрогнозировать конфликт,
надо сначала разобраться, имеется
ли проблема, которая возникает в
тех случаях, когда есть противоречие,
рассогласование чего-то с чем-то.
Далее устанавливается
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
· кризис (в ходе
кризиса обычные нормы
· недоразумение
(вызывается тем, что какая-то ситуация
связана с эмоциональной
· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
· напряжение (состояние,
которое искажает восприятие другого
человека и поступков его действий,
чувства изменяются к худшему, взаимоотношения
становятся источником непрерывного беспокойства,
очень часто любое
· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
На конфликт смотрят сегодня,
как на весьма значимое
Считая конфликт эффективным
средством воспитательного
Большинство ученых считает,
На основании изложенного
Установлено,
что противоречия, возникающие среди
подростков, не всегда приводит
к конфликту. От умелого и
чуткого педагогического
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
– изучение имеющегося передового педагогического опыта;
– второй – овладение
знанием закономерностей
В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
· позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
· позиция нейтралитета
– педагог старается не замечать
и не вмешиваться в столкновения,
возникающие среди
· позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
· позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой
позиции позволяют
Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди подростков весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать подросткам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого подростка. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника.
Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
- в основе конфликта
часто лежит объяснимое
- у большинства
педагогов сохраняется
Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания