Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава первая.

1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14

Глава вторая.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

кофликты.docx

— 94.51 Кб (Скачать)

 

Конфликты между учениками  в школе

 

В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

 

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах  часто, конфликтуют группа парней и  группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с  целым классом или вспыхнуть  конфликтное противостояние одного школьника и класса.

 

Большое влияние на конфликтное  поведение школьников оказывает  личность учителя. Ее воздействие может  проявляться в различных аспектах.

 

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками  служит примером для воспроизводства  во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль  общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.

 

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть —  просто добрый совет. Положительное  влияние оказывает вовлечение конфликтующих  в совместную деятельность, участие  в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

 

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

 

-    деятельности, возникающие  по поводу успеваемости ученика,  выполнения им внеучебных заданий;

 

-     поведения  (поступков), возникающие по поводу  нарушения учеником правил поведения  в школе и вне ее;

 

-     отношений,  возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

 

Конфликты деятельности возникают  между учителем и учеником и проявляются  в отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности  в учебе; когда учитель ведет  предмет в классе непродолжительное  время и отношения между ним  и учеником ограничиваются учебной  работой. В последнее время наблюдается  увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет  завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных  учеников, а у остальных снижается  мотивация к учению вообще.

 

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта  порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно  разрешить.

 

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию  в конфликте, так как если на его  стороне выступает коллектив  класса, то ему легче найти оптимальный  выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или  занимает двойственную позицию, это  ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

 

Конфликты отношений часто  возникают в результате неумелого  разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают  личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

 

 

 

Особенности педагогических конфликтов

 

 

 

Среди них можно выделить следующие:

 

-    ответственность  учителя за педагогически правильное  разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы  отношений между людьми;

 

-    участники конфликтов  имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется  их поведение в конфликте;

 

-     разница в  жизненном опыте участников порождает  разную степень ответственности  за ошибки при разрешении конфликтов;

 

-    различное понимание  событий и их причин (конфликт  “глазами учителя” и “глазами  ученика” видится по-разному), поэтому  учителю не всегда легко понять  глубину переживаний ребенка,  а ученику — справиться с  эмоциями, подчинить их разуму;

 

-    присутствие других  учеников делает их из свидетелей  участниками, а конфликт приобретает  воспитательный смысл и для  них; об этом всегда приходится  помнить учителю;

 

-     профессиональная  позиция учителя в конфликте  обязывает его взять на себя  инициативу в его разрешении  и на первое место суметь  поставить интересы ученика как  формирующейся личности;

 

-    контролируя свои  эмоции, быть объективным, дать  возможность учащимся обосновать  свои претензии, “выпустить пар”;

 

-    не приписывать  ученику свое понимание его  позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

 

-    не оскорблять  ученика (есть слова, которые,  прозвучав, наносят такой ущерб  отношениям, что все последующие  “компенсирующие” действия не  могут их исправить);

 

-    стараться не  выгонять ученика из класса;

 

-    по возможности  не обращаться к администрации;

 

     не отвечать  на агрессию агрессией, не затрагивать  его личности,     

 

             давать оценку только его конкретным  действиям;

 

-    дать себе и  ребенку право на ошибку, не  забывая что “не ошибается  только тот, кто ничего не  делает”;

 

-    независимо от  результатов разрешения противоречия  постараться не разрушить отношений  с ребенком (высказать сожаление  по поводу конфликта, выразить  свое расположение к ученику);

 

-    не бояться  конфликтов с учащимися, а брать  на себя инициативу их конструктивного  разрешения.

 

 

 

Специфика урегулирования педагогических конфликтов.

 

 

 

Мало найдется проблем  между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в  один миг.

 

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В лю­бой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разра­боткой политики по их разрешению.

 

Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить  идеальное решение со своей стороны. фактов.

 

Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.

 

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному  в духе сотрудни­чества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

 

Конфликты есть деструктивные  и конструктивные. Деструктивный  – когда он не касается важных рабочих  проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

 

Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема,  приводит к столк­новению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)

 

При разрешении конфликтов между  учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать  возрастной фактор

 

 Наряду с деловыми  конфликтными ситуациями “учитель-ученик”  нередки противоречия и личностного  характера. 

 

Как правило, они возникают  из-за  возникшего у подростка  чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога    оснований         для  признания его равным себе. И в  случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

 

Попадая в конфликтную  ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.

 

Опытные педагоги знают, что  следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное  сопровождение разговора), когда  сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем  сказать (уверенность в результате).

 

В общении педагога с учениками  большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно  увеличивается. Принципиально важно  уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать  от ученика плавной и связной  речи, в силу чего взрослые часто  прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все  понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто  некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к  разговору.

 

Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно  проанализировать на трех уровнях:

 

-               с точки зрения объективных  особенностей организации учебно-воспитательного  процесса в школе;

 

-               с точки зрения социально-психологических  особенностей класса, педагогического  коллектива, конкретных межличностных  отношений учителя и ученика;

 

-               с точки зрения возрастных, половых,  индивидуально-психологических особенностей  его участников.

 

Конфликт может считаться  продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации  всего образовательного процесса, в  системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов  этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

 

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в  снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая  работа связана с определенными  трудностями для учителя.

 

В социальной психологии и  педагогике выделено пять типов отношений:

 

-               отношения диктата – строгая  дисциплина, четкие требования к  порядку, к знаниям при официально-деловом  общении;

 

-               отношения нейтралитета – свободное  общение с учениками на интеллектуально  – познавательном уровне, увлеченность  учителя своим предметом, эрудированность;

 

-               отношения опеки – забота до  навязчивости, боязнь всякой самостоятельности,  постоянный контакт с родителями;

 

-               отношения конфронтации – скрытая  неприязнь к ученикам, постоянное  недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон  в общении;

 

-               отношения сотрудничества – соучастие  во всех делах, интерес друг  к другу, оптимизм и взаимное  доверие в общении.

 

Говорить с ребенком намного  труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

 

Для принятия правильного  решения педагогу часто недостает  времени и информации, он видит  факт нарушения хода урока, но ему  трудно понять, чем это вызвано, что  этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы  о причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания