Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава первая.

1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14

Глава вторая.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

кофликты.docx

— 94.51 Кб (Скачать)

 

Объективными причинами  возникновения конфликтов на уроке  могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

 

Конфликт часто вырастает  из стремления учителя утвердить  свою педагогическую позицию, а также  от протеста ученика против несправедливого  наказания, неправильной оценки его  деятельности, поступка. Правильно  реагируя на поведение подростка, педагог  берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает  порядок. Поспешность в оценках  происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

 

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь  организовать коллективную учебную  деятельность учащихся подросткового  возраста, усиливая деловую взаимосвязь  между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо  успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими  отметками по предмету – это ведет  к затяжному личностному конфликту  с учителем. Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.

 

Психологический анализ также  используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика  на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

 

Существенную помощь социальному  педагогу может оказать прогнозирование  ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это  указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

 

М.М.Рыбакова предлагает учитывать  ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

 

-               описание возникшей ситуации, конфликта,  поступка (участники, причина и  место возникновения, деятельность  участников и т.д.);

 

-               возрастные и индивидуальные  особенности участников конфликтной  ситуации;

 

-               ситуация глазами ученика и  учителя;

 

-               личностная позиция учителя в  возникшей ситуации, реальные цели  учителя при взаимодействии с  учеником;

 

-               новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

 

-               варианты погашения, предупреждения  и разрешения ситуации, корректировка  поведения учащихся;

 

-               выбор средств и приемов педагогического  воздействия и определение конкретных  участников реализации поставленных  целей в настоящее время и  на перспективу.

 

Из литературы известно, что  разрешение конфликтной ситуации целесообразно  осуществлять по следующему алгоритму:

 

-               анализ данных о ситуации, выявление  главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение  действий;

 

-               определение средств и путей  разрешения ситуации с учетом  возможных последствий на основе  анализа взаимодействий воспитатель  – ученик, семья – ученик, ученик  – коллектив класса;

 

-               планирование хода педагогического  воздействия с учетом возможных  ответных действий учеников, родителей,  других участников ситуации;

 

-          анализ результатов;

 

-    корректировка  результатов педагогического воздействия;

 

-    самооценка классного  руководителя, мобилизация им своих  духовных и умственных сил.

 

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи  считают открытое и эффективное  общение конфликтующих сторон, которое  может принимать различные формы:

 

-               высказывания, передающие то, как  человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение  того, что он понял их правильно;

 

-               открытые и личностно окрашенные  высказывания, касающиеся состояния,  чувств и намерений;

 

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и  толкует его поведение;

 

-               демонстрация того, что партнер  воспринимается как личность  вопреки критике или сопротивлению  в отношении его конкретных  поступков.

 

Действия педагога по изменению  хода конфликта можно отнести  к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

 

Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

 

-               невыполнение учебных поручений  в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы  работы с данным учеником, стиля  преподавания, коррекция уровня  “трудности” материала и др.);

 

-               неправильное выполнение учебных  поручений скорректировать оценку  результатов и хода преподавания  с учетом выясненной причины  неправильного усвоения информации);

 

-               эмоциональное неприятие учителя  (изменить стиль общения с данным  учеником);

 

-               эмоциональная неуравновешенность  учащихся (смягчить тон, стиль  общения, предложить помощь, переключить  внимание остальных учащихся).

 

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу  для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя  границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к  себе.

 

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

 

-               воспринимать ситуацию такой,  какая она на самом деле;

 

-               не делать поспешных выводов; 

 

-               при обсуждении следует анализировать  мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

 

-               научиться ставить себя на  место другой стороны;

 

-               не давать конфликту разрастись;

 

-               проблемы должны решаться теми, кто их создал;

 

-               уважительно относиться к людям,  с которыми общаешься; 

 

-               всегда искать компромисс;

 

-               преодолеть конфликт может общая  деятельность и постоянная коммуникация  между общающимися.

 

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в  другой конфликт. Разрешение конфликта  — это совместная деятельность его  участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для  разрешения конфликта необходимо изменение  самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта  основывается на изменении отношения  оппонентов к его объекту или  друг к другу. Урегулирование конфликта  отличается от разрешения тем, то в  устранении противоречия между оппонентами  принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и  без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается  противоречие, лежащее в его основе.

 

 

 

Затухание конфликта —  это временное прекращение противодействия  при сохранении основных признаков  конфликта: противоречия и напряженных  отношений. Конфликт переходит из “явной”  формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

 

• истощения ресурсов обеих  сторон, необходимых для борьбы;

 

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

 

• переориентации мотивации  оппонентов (возникновение новых  проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением  конфликта понимают такое воздействие  на него, в результате которого ликвидируются  основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

 

Устранение конфликта  возможно с помощью следующих  способов:

 

• изъятие из конфликта  одного из участников;

 

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

 

• устранение объекта конфликта.

 

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена  объекта конфликта. Исход конфликта  рассматривается как результат  борьбы с точки зрения состояния  сторон и их отношения к объекту  конфликта. Исходами конфликта могут  быть:

 

• устранение одной или  обеих сторон;

 

• приостановка конфликта  с возможностью его возобновления;

 

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

 

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

 

• согласие о правилах совместного  использования объекта;

 

• равнозначная компенсация  одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

 

• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

 

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие  начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей  позиции или ослаблению позиции  участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

 

Поиск общих или близких  по содержанию точек соприкосновения  в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов  другой стороны. Если стороны хотят  разрешить конфликт, они должны сосредоточиться  на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется  устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в  отрицательном мнении об участнике  и в негативных эмоциях по отношению  к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это  негативное отношение.

 

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше  решать сообща, объединив усилия. Этому  способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

 

Заключение.

 

           Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

 

Установлено, что поскольку  в основе конфликта часто лежит  противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы  воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

 

         Понимание  причин возникновения конфликтов  и успешное использование механизмов  управления ими возможны только  при наличии у будущих социальных  педагогов знаний и умений  соответствующих личностных качеств,  знаний и умений.

 

Констатировано, что практическая готовность социального педагога к  разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

 

Показано, что процесс  формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит  индивидуально-творческий, поэтапно и  системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена  структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

 

Список использованной литературы.

 

             Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981

Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания