Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Объективными причинами
возникновения конфликтов на уроке
могут быть: а) утомление учащихся;
б) конфликты на предыдущем уроке; в)
ответственная контрольная
Конфликт часто вырастает
из стремления учителя утвердить
свою педагогическую позицию, а также
от протеста ученика против несправедливого
наказания, неправильной оценки его
деятельности, поступка. Правильно
реагируя на поведение подростка, педагог
берет ситуацию под свой контроль
и тем самым восстанавливает
порядок. Поспешность в оценках
происходящего нередко к
Конфликтные ситуации на уроках,
особенно в подростковых классах, большинством
признаются типичными, закономерными.
Для их разрешения учителю надо уметь
организовать коллективную учебную
деятельность учащихся подросткового
возраста, усиливая деловую взаимосвязь
между ними; дело доходит до конфликта,
как правило, с учеником, плохо
успевающим, “трудным” по поведению.
Нельзя наказывать за поведение плохими
отметками по предмету – это ведет
к затяжному личностному
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную помощь социальному педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.
М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:
-
описание возникшей ситуации, конфликта,
поступка (участники, причина и
место возникновения,
-
возрастные и индивидуальные
особенности участников
- ситуация глазами ученика и учителя;
- личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
- новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
-
варианты погашения,
-
выбор средств и приемов
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
-
анализ данных о ситуации, выявление
главных и сопутствующих
-
определение средств и путей
разрешения ситуации с учетом
возможных последствий на
-
планирование хода
- анализ результатов;
- корректировка
результатов педагогического
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения
конструктивного конфликта
-
высказывания, передающие то, как
человек понял слова и
-
открытые и личностно
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
-
демонстрация того, что партнер
воспринимается как личность
вопреки критике или
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.
Приведем ряд ситуаций
и поведение социального
-
невыполнение учебных
-
неправильное выполнение
-
эмоциональное неприятие
-
эмоциональная
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
-
при обсуждении следует
- научиться ставить себя на место другой стороны;
-
не давать конфликту
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
-
уважительно относиться к
- всегда искать компромисс;
-
преодолеть конфликт может
Основные формы завершения
конфликта: разрешение, урегулирование,
затухание, устранение, перерастание в
другой конфликт. Разрешение конфликта
— это совместная деятельность его
участников, направленная на прекращение
противодействия и решение
Затухание конфликта —
это временное прекращение
• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
• переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:
• изъятие из конфликта одного из участников;
• исключение взаимодействия участников на длительное время;
• устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:
• устранение одной или обеих сторон;
• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
• согласие о правилах совместного использования объекта;
• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Заключение.
Образование как
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание
причин возникновения
Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.
Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.
Список использованной литературы.
Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981
Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания