Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
- конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
- конфликты среди
подростков в силу их
- к конфликту
часто приводит высокий
- причиной конфликта
может служить утверждение
- внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
- вмешиваться педагогам
в конфликт целесообразно не
столько для того, чтобы устранить
его, сколько для оказания
- прежде чем
вмешиваться в конфликт, необходимо
знать причины его
- конфликтная ситуация
и конфликт при умелом
- социальному педагогу
необходимы глубокие
Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
- социально-педагогические
– они проявляются как в
отношениях между группами, так
и с отдельными людьми. В основе
этой группы лежат конфликты
– нарушения в области
- психолого-педагогические
конфликты – в их основе
лежат противоречия, возникающие
в учебно-воспитательном
- социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;
- психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.
Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее:
- быстротекущие
конфликты – отличаются
- острые длительные
конфликты – возникают в тех
случаях, когда противоречия
- слабовыраженные
вялотекущие конфликты –
- слабовыраженные
быстропротекающие конфликты –
наиболее благоприятная форма
столкновения противоречий, однако
легко спрогнозировать
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п.
Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
- неправильное понимание его намерений;
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
- неточная оценка отношения данного человека к другому.
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности.
В конфликтных ситуациях
их участники прибегают к
- агрессия (проявляется
в конфликтах по “вертикали”,
т.е. между учеником и
- проекция (причины
приписываются всем окружающим,
свои недостатки видятся во
всех людях, это позволяет
- фантазия (что
не удается выполнить в
- регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);
- замена цели (психологическое
напряжение направляется в
- уход от неприятной
ситуации (человек неосознанно избегает
ситуации, в которых потерпел
неудачу или не смог
В динамике развития конфликта существует ряд стадий:
1.
Предполагающая стадия –
2.
Стадия зарождения конфликта
– столкновение интересов
3.
Стадия созревания конфликта
– столкновение интересов
4.
Стадия осознания конфликта –
конфликтующие стороны
Объективное содержание конфликтной ситуации.
1. Участники конфликта.
В любом конфликте основными
действующими лицами являются
люди. Они могут выступать в
конфликте как частные лица (например,
в семейном конфликте), как официальные
лица (конфликт по вертикали) или
как юридические лица (представители
учреждений или организаций). Кроме
того, они могут образовывать
различные группировки и
Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт.
2. Предмет конфликта. В
нем отражается столкновение
интересов и целей сторон. Борьба,
происходящая в конфликте,
Предмет конфликта — это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3. Объект конфликта. Объект
находится глубже и является
ядром проблемы, центральным звеном
конфликтной ситуации. Поэтому иногда
его рассматривают как причину,
4. Микро- и макросреда.
При анализе конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми участники организуют свое поведение в конфликте.
Конфликты в условиях учебной деятельности
Для школы характерны разного
рода конфликты. Педагогическая сфера
представляет собой совокупность всех
видов целенаправленного
Информация о работе Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания