Невротические расстройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Неврозы – обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психической травмой, которая представляет собой блокирование потребности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Глава 1 Происхождение и проявления неврозов у населения
1.1 Теории этиологии и патогенеза …………………………………....... 4
1.2 Неврастения…………………………………………………………… 7
1.3 Истерия; ……………………………………………………………… 10
1.4 Невроз навязчивых состояний……………………………………… 14
3. Глава 2. Проявление неврозов у участников ЧС……………………… 17
4. Заключение………………………………………………………………. 27
5. Библиографический список…………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

неврозы курсовая полный.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Плач. Это состояние можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную в ситуациях потери   близкого человека, потери жилья. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно  дать этой   реакции состояться. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

     Признаки. Человек уже плачет или готов разрыдаться, подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерии – нет возбуждения в поведении.

     Если  человек сдерживает слезы, то эмоциональной  разрядки, облегчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

     Истерика. Это состояние пострадавших граждан в чрезвычайной ситуации, которое может проявляться прежде   всего на уровне поведения. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

     Признаки. Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

     После истерики наступает упадок сил. Следует уложить пострадавшего спать. До прибытия специалистов (медицинских работников) необходимо осуществлять наблюдение за его состоянием. Необходимо помнить, что не следует идти на поводу у пострадавшего.

     Нервная дрожь. Часто можно наблюдать такую картину, когда человек только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. В данном случае это неконтролируемая нервная дрожь. Так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.

     Признаки. Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету). Реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов), потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

     Двигательное  возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает где опасность, а где спасение и где помощники. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. Единственное, что он может делать, то это двигаться.

     Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормальная громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; опасность причинения вреда себе и другим. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. 

     Агрессия. Каждый человек переживает критическую ситуацию по- своему – кто-то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и будет мешать самому пострадавшему и окружающим. Агрессивное поведение — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение.

     Признаки. Раздражение, недовольство, гнев по любому, даже незначительному поводу; нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; повышение кровяного давления. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

     Ступор. Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

     Признаки. Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.

     Человек в таком состоянии может слышать  и видеть, поэтому говорите ему  на ухо тихо, медленно и четко  то, что может вызывать сильные  эмоции (лучше негативные). Важно  любыми средствами добиться реакции  пострадавшего, вывести его из оцепенения.

     Бред  и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

     Признаки. К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

     Апатия. Она может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы, или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности, или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб. Наваливается ощущение усталости –  такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом. В душе –  пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.). В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

     Признаки. Безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность; медленная, с длинными паузами речь.

     Страх. Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

     Признаки. Напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль над собственным поведением.

     Панический  страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Так как невроз – болезнь информационная, то и лечится она информацией, в частности, различными видами психотерапии. К тому же стоит учитывать, что  неврозы – обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные блокированием важных для человека потребностей. Во время психотравмы чаще всего возникает неглубокая амнезия, частично или полностью выпадает из сознательной памяти воздействие психотравмы, но оно остается в подсознании,что и формирует невроз. Поэтому, чтобы избавиться от невроза, необходимо с помощью психотерапии восстановить «забытые» фрагметы события, перенести эту информацию из подсознательного человека и переработать на уровне сознания. Некоторым людям хватает несколько сеансов психотерапии,чтобы осознать причину возникновения невроза и избавиться от него, а некоторым на этот процесс требуется несколько лет и даже десятки лет.

     Многие  психологи детально изучают виды неврозов, их симптоматику. Ведь набор  потребностей у каждого человека различен и, как итог, на разных людей воздействие психотравмирующего фактора будет оказывать различное влияние: для одних – легкие неурядицы на работе будут оказывать очень сильное влияние, а для других – такие события, как пожар, землетрясение пройдут, практически не задевая психики.

     Неврозы образуются при определенных условиях:

  • Наличие психотравмы, приходящиеся на ее момент аффекта и амнезии, которая препятствует выздоровлению больного;
  • Наличие внутриличностного конфликта (две потребности противоречат друг другу);
  • Наличие особенностей личности, которые будут задавать склонность к одной из трех форм неврозов;
  • Наличие дополнительных психических травм, которые будут усиливать действие первоначальных и запутывать поиск первопричины.

     Большинство черт характера, задающих склонность к  неврозам, формируются в детстве. Так,например,если ребенок будет  чрезмерно окружен заботой и  любовью, ему будут потокать в  малейшем желании, то у такого ребенка  будет слишком развит эгоцентризм.

     [1] При исследовании историй детства людей, страдающих неврозом, я установила, что общим знаменателем для всех них является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, - внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, -но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Нет надобности говорить, что ребенок очень тонко чувствует,является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями. Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Согласно моему опыту, реальное отсутствие теплоты чаще маскируется, чем проявляется открыто, и родители утверждают, что учитывают в первую очередь интересы ребенка. Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу,которая более чем что-либо иное закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем. Кроме того, мы обнаруживаем различные действияили формы отношения родителей к детям, которые не могут не вызывать в них враждебность, такие, как предпочтение других детей, несправедливые упреки,непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания и, отнюдь не самое маловажное, такое отношение к потребностям ребенка, которое проходит через все градации - от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления самых насущных и законных желаний. Например, попытки расстроить его дружбу с кем-либо, высмеять проявление независимого мышления, игнорирование его интересов - будь то художественные, спортивные или технические увлечения. В целом такое отношение родителей если и неумышленно, но, тем не менее, по сути означает ломку воли ребенка. В психоаналитической литературе, рассматривающей те факторы, которые вызывают враждебность ребенка, главный упор делается на фрустрацию желаний ребенка,особенно в сексуальной сфере, и на ревность… Наблюдение с несомненностью показывает, что дети, так же как и взрослые, могут переносить очень многие лишения, если чувствуют, что они справедливы, необходимы или имеют важное значение. Ребенок, например, не против приучения к чистоте, если родители не перегибают в этом деле палку и не принуждают к ней ребенка с утонченной или явной жестокостью. Ребенок также не против того, чтобы его иногда наказывали, но при условии, что в целом он чувствует к себе любовь, а также считает данное наказание справедливым, а не преследующим цель причинить ему боль или унизить его.

     Таким образом, неободимо стараться с  детства развивать психологическую  устойчивость к неврозам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список.

  1. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени/К.Хорни – СПб: Питер,2002
  2. Александровский Ю.А. «Пограничные нервно-психические расстройства: руководство для врачей». – М.:  Медицина, 1993.
  3.  Б.Д. Карвасарский. “Неврозы”. М., 1990
  4. Ковтунович М. Г.; Рожков Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Е.В., Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие для спасателей студенческих спасательных отрядов /Под ред. М. Г. Ковтунович. – М., 2007. 
  5. Пуховский,Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций/ Н.Н. Пуховский. – М. Академический проспект,2000.
  6. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. - М., 1989.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения.

Приложение 1. Готовность к опасности.

       Постоянное  присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой  повышенным фактором риска погибнуть в результате несчастного случая, аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции - от состояния тревожности до развития неврозов и психоза.

       По  многочисленным наблюдениям, у подводников, летчиков и космонавтов вследствие сознания угрозы для жизни присутствует постоянная готовность к действиям, которая, однако, не всегда ими осознается. Такая готовность, сопровождаемая соответствующей психической напряженностью в адекватной форме, является закономерной реакцией на опасность. "Чувство опасности не должно исчезать, - считает В.И. Севастьянов, - оно включает психологические, в том числе эмоциональные, механизмы, активизирующие деятельность человека, обостряющие его мышление в случае аварии". С позиций физиологии высшей нервной деятельности это состояние готовности к действию, которое может иметь ту или иную степень, А.А. Ухтомский квалифицировал как "оперативный покой". Готовность к действию определяется той "психологической установкой", которую имеет человек в данный момент. Высокая степень готовности к действию является необходимым условием надежности человека - важнейшего звена в системе "человек-машина" - при управлении самолетом, космическим кораблем или подводной лодкой.

Информация о работе Невротические расстройства