Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является привлечение внимания к проблеме определения невербальных кодов в вербальной системе общения на основе аутентичной, аудиовизуальной наглядности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшее развитие теории и практики исследования невербального компонента общения, его взаимодействия с вербальной составляющей общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История развития семиотики
1.2. Виды языков невербального общения
1.3. Жесты: значение, приобретение, функции, классы.
1.4. Основные семиотические классы жестов
1.5. Исконные и заимствованные жесты
1.6. Формирование речи и жестов.
1.7. Место речи и жестов у современного человека, их влияние
1.8. Специальные культурные жесты и особенности жестов в зависимости от мировоззрения культурного социума
1.9. Конфликт и конгруэнтность
1.9.1. Межэтнический конфликт
1.9.2. Межгрупповые конфликты
1.9.3. Внутригрупповой конфликт
1.9.4. Внутриличностный конфликт
1.9.5. Межличностный конфликт
Глава 2. Практическая часть
2.1.
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

           С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные».

К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

            М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

«случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований. Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межэтнический конфликт, межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

 

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как "национальность" в русском языке обычно означает то же, что и "этническая принадлежность", то его иногда называют межнациональным конфликтом. Cитуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

          в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;

          стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;

          в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;

          новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;

          этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

 

 

              Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

           Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

           Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

           Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Каждый человек обладает своей картой мира, поэтому столкновения в нем неизбежны. Двое могут смотреть на одно и то же событие, слышать одни и те же слова, но придавать им совершенно различные смыслы. Благодаря этим моделям и смыслам мы получаем разнообразие человеческих нравственных ценностей, политических направлений, религий, интересов. 
Наиболее важными составляющими наших карт реальности являются убеждения и системы ценностей, которые выстраивают нашу жизнь и придают ей смысл. Они руководят тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми. Система ценностей человека определяет то, что для нас является важным; конфликт возникает тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и для других. Зачастую такие непонимания (как конфликт с другими людьми так и конфликт с самим собой) относятся к категории неконгруэнтных конфликтов.

В психологии конгруэнтность — согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, само согласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности был введён Карлом Роджерсом.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Конгруэнтность — согласно К.Роджерсу, это совпадение между «реальным я» (real self) и «идеальным я» (ideal self).

Под первым при этом понимается часть личности, которая само актуализируется, следует организмическому оценочному процессу и т.д. Это личность, которой вы становитесь, если все идет «хорошо».

Под вторым понимается личность, желаемая с точки зрения общества и условий жизни, идеальная как некий стандарт, которого мы никогда не можем достичь, или достижение этого стандарта является нежелательным с точки зрения «реального я».

Можно также выделить «тактическую конгруэнтность», под которой понимается моментальная способность осознавать собственные внутренние переживания и согласовывать с ними свое поведение.


Заключение

В современном мире, претерпевающем глобализацию и стирание географических границ, все чаще происходят переговоры между представителями различных культур. Имея различные ценности, эмоциональные карты и по-разному понимая невербальное поведение друг друга, становится особенно важным не проецировать свое поведение на собеседника, ожидая от него определенных реакций, присущих представителям своей культуры. Но это не только вопрос желания, но и знаний в области невербальных коммуникаций.

Переговоры любого уровня могут пройти успешнее, если собеседники оказались конгруэнтны, а это, как было рассмотрено в данной работе, вопрос или случайности совпадения их по конкретным параметрам, или знаний и навыков, как подстроиться друг под друга для создания комфортной атмосферы общения.

Роль невербального общения велика для человека. Именно этот вид общения первый, который осваивается ребенком. В дальнейшей жизни он остается для человека не менее значимым, особенно, с точки зрения полноты переживаний собственных эмоций. И соответственно, не может быть произвольно исключен, всегда оставаясь индикатором состояния человека. Умение «читать» эти состояния требует понимания «языка тела» не только на уровне интуиции, но и на сознательном уровне, умения выделить и понять значение отдельных элементов в контексте беседы и применительно к той культурной среде, которая является «естественной» или «родной» для собеседника.

Подготовка специалистов с точки зрения эффективных коммуникаций возможна в достаточно короткие сроки и результат этой работы отразиться не только на росте эффективности отрасли или индивидуальной успешности каждого из них, но и найдет свое отражение в толерантности и росте значения эффективных коммуникаций в целом во всем обществе.

Передавая отношение говорящего к сообщаемой информации, жесты правдиво сообщают нам мнение собеседника. Умение воспользоваться этим каналом связи и «прочитав» его передать свое сообщение – залог возможности привести диалог к желаемому результату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

Cross-cultural conflict

Anne Fadiman in her book The Spirit Catches You and You Fall Down narrates the struggle of a Hmong child, her American doctors, and the collision of two cultures (sub-title of the book). The Hmongs are people inhabiting the mountainous regions of southern China and adjacent areas. The Lees are a refugee family from Laos. Their daughter Lia has been diagnosed with a severe case of epilepsy. The family takes her to a small county hospital in 1982 in Merced, California. Both parents and doctors want to do what is best for her, but their cultural perspective and understanding of the “disease” leads to tragedy. American doctors treat her according to the system they were educated in. The welfare bureaucracy and the medical technocracy is contrary to the ancient spiritual traditions of the Laos people. In this vast cultural gap, doctors could not give appropriate meaning to the symptoms they detected. The doctors called it a “collision.” In fact, two cultures “had rammed into each other, head on, to the accompaniment of squeaking brakes and breaking glass” (p.185). This book stresses the importance of nonverbal communication on the verbal.  Failure to pass through the codes of culture the importance of information about her illness has led to the girl's death.

Silence

1. Nonverbally, the condition or quality of being difficult or impossible to hear, as in walking stealthily, swallowing a cry, curtailing bodily noises, and refraining from speech. 2. Synonyms include secretive (see DECEPTION CUE), reserved (see SUBMISSION), and tightlipped (which, in English,

implies a conscious decision to withhold information).

Usage: Animals from reptiles to human beings have devised ingenious means to be silent in order to avoid detection.

 

In Anne Fadiman’s The Spirit Catches You and You Fall Down the doctors on call instantly sedate the seizing child according to protocol, taking the parents' terrified silence as consent.

This misunderstanding originated from an already existing concepts about the silence in Western culture as a sign of consent and obedience. But Lea’s parents are silent because they are frightened and confused, watching as their child is hooked up to foreign machines and injected with strange, colorful substances. They fear that these strange procedures might scare Lia's spirit and drive it away permanently.

 

Artifact

Информация о работе Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации