Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является привлечение внимания к проблеме определения невербальных кодов в вербальной системе общения на основе аутентичной, аудиовизуальной наглядности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшее развитие теории и практики исследования невербального компонента общения, его взаимодействия с вербальной составляющей общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История развития семиотики
1.2. Виды языков невербального общения
1.3. Жесты: значение, приобретение, функции, классы.
1.4. Основные семиотические классы жестов
1.5. Исконные и заимствованные жесты
1.6. Формирование речи и жестов.
1.7. Место речи и жестов у современного человека, их влияние
1.8. Специальные культурные жесты и особенности жестов в зависимости от мировоззрения культурного социума
1.9. Конфликт и конгруэнтность
1.9.1. Межэтнический конфликт
1.9.2. Межгрупповые конфликты
1.9.3. Внутригрупповой конфликт
1.9.4. Внутриличностный конфликт
1.9.5. Межличностный конфликт
Глава 2. Практическая часть
2.1.
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

        Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

Количественные значения в разных культурах варьируются. В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров — это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства.

6. Хрономика изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.

7. Артефакты (артефактика). К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.

8. Ольфактика занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.

9. Эстетика необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Они регулируют поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.

 


Жесты: значение, приобретение, функции, классы.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.

Слово жест восходит, по всей видимости, к латинскому gestus, производному от многозначного латинского слова gerere, означающего «действовать» в самом широком смысле этого сло­ва, то есть «делать, носить, нести ответственность, контроли­ровать, выполнять, исполнять и др.».

В современном русском языке слово жест само по себе означает «демонстративное выразительное движение человечес­кого тела или некоторого органа, сигнализирующее о чем-то».

Жесты играют в человеческом общении самую разнообраз­ную роль:

1. Они могут повторять, или дублировать, актуальную ре­чевую информацию. Ср., например, единицы показывать паль­цем, глазами или даже головой — эти жесты часто, а иногда и обязательно сопровождают во время коммуникации дейктичес-кие местоимения и наречия это, вот, вон, сюда, туда и др.;

2. Жесты и кинетическое поведение в целом могут проти­воречить речевому высказыванию (и тем самым даже вводить адресата в заблуждение). Так, человек, говорящий, что он, дескать, абсолютно спокоен, но при этом ломающий руки или перемещающийся по комнате в довольно беспорядочных и по­рывистых движениях, как бы противоречит самому себе. Улыб­ка может сопровождать отнюдь не дружелюбное высказывание;

3. Жесты могут замещать речевое высказывание. Приме­ром ситуации замещения является жест кивок, часто использу­емый как эквивалент положительного ответа на положительный по форме общий вопрос или как субститут речевого акта со­гласия; жест приложить палец к губам является эквивалентом высказываний Молчи!, Ни слова! и под.; ср. Женщина и лакей остались стоять в коридоре, испуганно посмотрели друг на друга и, нагнувшись, прислушались. Но в комнате было молчание. Ка­залось невероятным, что там, за дверью, трое людей. Ни еди­ный звук не доносился оттуда. — Они молчат, — шепнул лакей и приложил палец к губам (В. Набоков);

4. Жест может подчеркивать или усиливать какие-то ком­поненты речи. В русской жестовой системе такую роль игра­ет, например, единица, которая обычно исполняется детьми и которая является экспрессивным вариантом жеста показать фигу (кукиш); это своеобразная «экспрессивная фига» (кавыч­ки при наименовании жеста означают, что жест не имеет в со­ответствующем естественном языке стандартного и прагмати­чески освоенного имени; см. об этом подробнее ниже). По форме этот жест напоминает обыкновенную фигу, но осталь­ные пальцы «рабочей» руки с имитируемым усилием в сочета­нии с выраженным на лице жестикулирующего ожесточением кладутся (как говорят сами дети, накручиваются) с помощью второй руки последовательно и относительно медленно на сред­ний палец. Подчеркивает величину предмета кинема «вот ка­кой большой», при которой руки широко разводятся в стороны; данная кинема всегда сопровождается соответствующими сло­вами. Существует также акцентированный счет на пальцах и др.;

5. Жесты могут дополнять речь в смысловом отношении. Слова угрозы смотри у меня нередко дополняются в актуальной коммуникации же­стом погрозить пальцем или, что является выражением гораздо более сильной угрозы, погрозить кулаком в сторону адресата;

6. Жесты могут выполнять роль регулятора речевого обще­ния, в частности быть средством поддержания речи. Ср. пе­риодически повторяющийся кивок одного из участников ком­муникации (академический кивок) — жест с явно выраженной фатической функцией. Есть жесты, назначение которых пре­рвать речь говорящего, чтобы, например, возразить ему или получить возможность задать уточняющий вопрос К ним отно­сится, в частности, жест «поднятая на уровне груди или плеч рука (иногда в нетерпении дрожащая) с открытой ладонью, об­ращенной к адресату». Жесты также могут быть фильтрами хезитации, сигнализировать о том, что роль говорящего перешла к партнеру по диалогу. Таким образом, в устном диалоге жест с регулятивной (контактоустанавливающей или контактоподдерживающей) функцией может исполнять роль сигнала обратной связи.

 

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимоцелесообразными или делаемыми "просто так", для наблюдателя жесты предстают как символы специфческого языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как "обмяк", "собрался", "встал, как вкопанный" и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

1.      Психическое состояние партнера;

2.      Отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;

3.      Желания, выражаемые, без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дернулся);

4.      Команды не вошедшие в текст - то, что осталось на уме - рефлекторный багаж расчетов, выраженный в обобщенной символической форме;

5.      Как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;

6.      Обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е., можно предсказывать характер вывода.

 

Немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.

И свободная форма жеста руки манить к себе пальцем, и свободная форма-поза сидеть, положив ногу на ногу, и связан­ная по форме жестовая форма хлопнуть дверью — все имеют по три стадии. Центральной для каждой из жестовых форм явля­ется одна стадия, реализация, в особенности ее кульминация, именуемая пиком (нередко в литературе по кинесике «пиком» называют также, на наш взгляд неудачно, всю целиком фазу воспроизведения). Экскурсия готовит движение, придавая ему нужную форму, рекурсия — это стадия, освобождающая энер­гию, это выход из движения. Движения могут начинаться с разных исходных положений и дальше идти к пику разными маршрутами, после чего имеет место рекурсия.

Фазы жеста могут иметь для разных жестов разную продол­жительность. Например, по нашим наблюдениям после выпол­нения жеста-движения натянуть юбку на колени руки женщи­ны обычно на какое-то мгновение задерживаются на ноге и только потом медленно уходят (в данном жесте фазой-экскур­сией является «положение рук на юбке», реализацией — фаза «натягивание юбки», а рекурсией — фаза «отведение рук», причем вторая и третья стадии более медленные, чем первая). После центральной фазы жеста поманить к себе рукой рука может сразу перейти в другую позицию, исходную для выпол­нения другого жеста.

 

Основные функции жестов в коммуникации следующие:

1. Функцию регулирования и управления вербальным пове­дением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие приветствия, приказы, убеждения, просьбы, согласия, угрозы и многие другие речевые акты;

2. Отображение в коммуникативном акте актуальных рече­вых действий. Эта функция является основной у так называе­мых перформативных речевых жестов. «перформативные речевые жесты обеспечивают визуальную репрезентацию некоего разворачивающегося рече­вого действия». К такого рода жестам принадлежат, например, невербальные акты просьбы типа поманить пальцем, жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения и пр.;

3.  Коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации. Этой функцией обладают, на­пример, коммуникативные эмблемы, о которых подробно го­ворится в следующем разделе;

4. Репрезентацию внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнеру по коммуни­кации. Примером жестов с такой функцией являются симпто­матические эмблемы, см. о них также ниже;

5. Дейктическую функцию, например указание на место­положение человека или объекта или жестовое уточнение мес­тоположения;

6. Жестовое изображение физических действий человека, контуров и параметров объекта и др.; ср., например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры чужого поведения за столом, пояснение величины или размера како­го-то предмета;

7. Риторическую функцию.

 

Значение и употребление некоторых жестов может быть охарактеризовано в терминах риторических, большей частью тропеических, фигур, таких как метафора, метонимия, синек­доха, гипербола, ирония и т.п. Жесты могут выражать и пе­редавать как буквальное значение, то есть значение, раскры­ваемое в словарном толковании жеста, так и небуквальное, которое, будучи семантическим производным (дериватом) от исходного, «вычисляется» с использованием механизма и пра­вил семантического вывода, когнитивных операций или сце­нариев, типовых метафорических схем.

Невербальное жестовое событие, как правило, характеризуется не какой-то одной, а сразу несколькими разными функциями, из которых, одна­ко, обычно лишь одна-две являются доминантными.

 

Основные семиотические классы жестов   

Среди кинем можно выделить три основных семиотических класса:

1. Кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербаль­ного контекста,

2. Кинемы, выделяющие какой-то речевой или иной фрагмент коммуникации, и

3. Кинемы, управляю­щие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавлива­ющие, поддерживающие или завершающие коммуникацию.

        

Первый вид кинем Г.Е.Крейдлин назвал эм­блематическими, или эмблемами. Бывают эмблемы — невербальные аналоги слов, но для русского языка жестов более типичны эмблемы — аналоги речевых высказыва­ний. Большинство эмблематических жестов в пределах одного жестового языка автономны от речи и могут выступать в ком­муникативном акте изолированно от нее, хотя существуют так­же эмблемы, требующие обязательно речевого или звукового сопровождения.

Второй вид кинем получил название иллюстративных жес­тов, или иллюстраторов, а третий — регулятивных, или регуля­торов (термины тоже принадлежат Д. Эфрону). Иллюстратив­ные жесты по своей природе не могут передавать значения независимо от вербального контекста и никогда не употребляются отдельно от него. Примерами иллюстраторов служат рус­ские невербальные единицы «легкое опускание век при произ­несении утвердительного предложения в конце его», «чуть рас­ширяющиеся глаза в конце обычного вопроса» и «раскрытые руки в направлении ладонями вверх и слегка наклоненные к адреса­ту». Последняя жестовая форма, к примеру, показывает, что жестикулирующий намеревается сразу же вслед за исполнени­ем данного жеста ввести в свою речь новую тему сообщения. В коммуникативном акте данный жест всегда выступает вмес­те со словами А теперь...; <А> вот сейчас... и т.п.

 

Исконные и заимствованные жесты

По отношению к источнику своего появления в данном языке тела все жесты, подобно словам или фразеологическим единицам естественного языка, делятся на два класса — искон­ные и заимствованные. Пример заимствованного жеста немец­кой культуры мы привели выше; заимствованным жестом в русской культуре может служить жест ОК, известный также под названием «кольцо». Этот жест очень популярен, особенно в Русской молодежной среде. Интересно, что, хотя жесты с внешне сходной формой можно встретить в целом ряде мировых культур, они обычно имеют в них разные значения. Рус­ский язык тела заимствовал лишь один вариант, американский, со значением «все хорошо, все в порядке».

Информация о работе Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации