Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является привлечение внимания к проблеме определения невербальных кодов в вербальной системе общения на основе аутентичной, аудиовизуальной наглядности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшее развитие теории и практики исследования невербального компонента общения, его взаимодействия с вербальной составляющей общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История развития семиотики
1.2. Виды языков невербального общения
1.3. Жесты: значение, приобретение, функции, классы.
1.4. Основные семиотические классы жестов
1.5. Исконные и заимствованные жесты
1.6. Формирование речи и жестов.
1.7. Место речи и жестов у современного человека, их влияние
1.8. Специальные культурные жесты и особенности жестов в зависимости от мировоззрения культурного социума
1.9. Конфликт и конгруэнтность
1.9.1. Межэтнический конфликт
1.9.2. Межгрупповые конфликты
1.9.3. Внутригрупповой конфликт
1.9.4. Внутриличностный конфликт
1.9.5. Межличностный конфликт
Глава 2. Практическая часть
2.1.
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

 

 


Виды языков невербального общения

 

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Общение как особого рода деятельность — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

По мнению Крейдлина Г. Е., одна из основных проблем в изучении невербальных коммуникаций, а также в их классификации и опеределении состоит в отсутствии единого подхода к исследованиям. Как следствие, возникает множеству интерпретаций и разнонаправленных выводов даже из аналогичных исследований.

Еще одной особенностью является «неосознанность» рассматриваемого процесса «невербального общения» и, как следствие, формально ставит под сомнение правомерность использования термина «общение».

Следующей особенностью является существующее в научных работах смешение понятий «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако, важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Таким образом, например, понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Установление иерархии понятий и отнесение понятий к соответствующим вертикальным и горизонатльным уровням этой иерархии является еще одной сложностью. Причина этого заключается в том, что, например, разного рода элементы вступают между собой в качественно различные взаимосвязи и образуют новые, составные элементы с совершенно иным смыслом. В этом смысле, с точки зрения базового элемента, по мнению Чанышевой З.З. и Ивановой С.В., в межличностном общении базовым представляется проксематический код культуры

Современное определение невербального общения, достаточно широкое и отвечающее поставленным перед данной работой задачам, звучит следующим образом.

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

В ходе специальных экспериментов ученый Мейерабиан установил, что значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55 % сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38 % — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7 % остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Профессор Бердвислл, проделав аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей, установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации, используемой для обсуждения межличностных отношений, передается с помощью жестов и мимики человека.

Кодирование — это способ связи невербальных средств для выражения значения. Особенности невербальных кодов следующие:

        Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы.

        Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса и др.

        Они вызывают автоматический ответ без размышления (например, реакция на красный свет светофора).

        Они часто возникают спонтанно, например, сброс нервной энергии или покраснение лица.

        Невербальная коммуникация осуществляется на языке жестов и других элементов человека и окружающего мира, которые аналогичны буквам и словам обычного языка.

 

Полная классификация невербальных языков состоит из девяти элементов:

1.      Кинесика (движения тела).

2.      Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).

3.      Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет волос).

4.      Хаптика (такесика, касания).

5.      Проксемика (пространственное расположение).

6.      Хрономика (время).

7.      Артефакты (одежда, украшения, косметика).

8.      Ольфактика (запахи).

9.      Эстетика (музыка, цвет).

1. Кинесика. Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации.

Основными положениями кинесики являются следующие:

        Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл.

        Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система.

        На людей влияет видимая динамика, активность тела.

        Конкретные функции телодвижений можно исследовать.

        Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования.

        Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими.

Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Несколько жестов могут образовывать кинематические подсистемы, такие как морфемы. Жест может быть произвольным и не иметь значения; он может быть иконическим дополнением текста, это, например, рисунок руками; жест может быть врожденной реакцией, например, на боль.

Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение).

Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.

Выделяются следующие виды жестов:

Эмблемы — невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V — знак победы.

Иллюстраторы — жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся:

        Акцентирование (жест рукой сверху вниз).

        Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).

        Указание (указкой лектор показывает на график, схему).

        Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).

        Ритмические движения (в такт произносимым словам).

        Изображение физических действий («Я его как стукну!»).

        Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).

        Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).

Адаптаторы — это мимика, движения рук, ног и т.д., они отражают эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.). Адаптаторы делятся на:

        Самоадаптаторы — жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).

        Альтерадапторы — движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).

        Объект-адапторы — движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).

Регуляторы — это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и др.). Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты.

Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.).

2. Вокалика (паралингвистика). Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.

Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.

Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.

Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

3. Физические свойства (физикатика). Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.

4. Хаптика (такесика). Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

5. Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.). Подобно другим животным, человек обладает своей собственной воздушной оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности населения людей в месте его проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию.

Выделяют три типа пространства:

        Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.

        Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.

Информация о работе Невербальные средства общения в ситуациях конфронтации