Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психическую деятельность. Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями действительности. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, чувства и воля. А данная работа посвящена методам изучения одного из этих процессов – мышления.
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1: Теоретическая часть……………………………………...5
Глава 2: Практическая часть……………………………………...21
2.1. Методы изучения мышления…………………………...21
2.2. Методики изучения мышления………………………...27
3. Глава 3: Экспериментальное исследование……………………..35
Заключение…………………………………………………………….…...41
Список литературы…………………………………………………..……..43
Приложения………
Заключение.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
В предложенной работе были рассмотрено мышление с точки зрения истории и методов изучения этого процесса.
Начав изучать этот процесс в XVII веке, психологии далеко продвинулась в этом вопросе. Но еще остались тайны, которые предстоит разгадать.
В экспериментальном исследовании нами была предпринята попытка изучения мышления, а именно уровня понятийного мышления у группы спортсменов. Группа специально была подобрана таким образом, чтобы можно было проследить различия в мышлении, опираясь на различия в специфике спорта, типе организации тренировок, уровне занятости и профессионализма и так далее. Тестовую группу составляли игроки гандбольной команды, пловцы и люди, занятия которых можно объединить под общим названием фитнеса. Выбор не случаен, так как. условия тренировок резко разнятся – командная игра, личные занятия, но в спортивном зале или достаточно изолированные тренировки в рамках бассейна. Выяснилась общность уровня понятийного мышления у игроков одной команды. Осень часто встречаются идентичные ответы.
Другое основание выбора – степень профессионализма, учитывая которую в экспериментальную группу попали мастер спорта, кандидаты в мастера спорта и люди, не имеющие спортивные разрядов. Отсюда следует уровень занятости тренировками и соревнованиями. Уровень мышления у испытуемых, имеющих спортивные разряды, несколько ниже, чем у остальной части группы. Причиной, по нашему мнению, служит недостаток времени для развития мышления и тренировки иных систем, связанных с познавательными процессами.
Разница в возрасте испытуемых около трех лет, но не было выявлено отношения прямой пропорциональности в уровне развития понятийного мышления, как это можно было предположить на первый взгляд. Напротив, самый младший участник исследуемой группы показал практически самый высокий уровень.
Проведенное
исследование не может считаться
полностью научным, чистым с точки
зрения исследования и не обладает
таким качеством, как систематичность.
Отсюда следует невозможность точного
выявления закономерностей. Но мы считаем
это первым шагом в самостоятельной
экспериментальной деятельности и планируем
дальнейшие теоретические и практические
исследования проблемы познавательных
способностей учащихся разного возраста.
Список литературы:
Приложения.
Приложение 1.
Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.
Номер задачи | Эффективность(+,-) | Время решения | Количество ходов |
1 | |||
2 | |||
… | |||
10 | |||
Среднее, % |
Приложение 2.
Пример задач сложения фигур из спичек.
Задание 1.
В фигуре из 12 спичек переложить 5 спичек
так, чтобы получилось всего 2 квадрата.
Задание 2.
В фигуре «лампа», составленной из 12 спичек,
переложить 3 спички, чтобы получилось
5 равных треугольников.
Задание 3.
В фигуре из 12 спичек переложить 3 спички
так, чтобы получилось 3 равных квадрата.
Задание 4.
Фигура «флюгер » из 10 спичек. Переложить
в ней 4 спички так, чтобы получился дом.
Задание 5. Спичечный рак из 10 спичек ползет вверх. Переложи 3 спички так, чтобы рак полз вниз.
Задание 6. Фигура «фонарь» состоит из 9 спичек. Переложить 6 спичек, чтобы получилось 4 равных треугольника.
Задание 7. Фигура «весы» состоит из 9 спичек. Переложить 5 спичек, чтобы весы находились в состоянии равновесия.
Задание 8.
Фигура «греческий храм» состоит из 11
спичек. Переложить 4 спички и получить
15 квадратов.
Задание 9. В спичечной фигуре переложить 5 спичек и получить 3 квадрата.
Задание 10.
Исправить ошибку: переложить 2 спички.
Приложение 3.
Последовательность выборов признаков при решении задач по методике Выготского-Сахарова.
Номер выбора | Выбранная фигура | Гипотеза о выбранном признаке | Время выбора, сек |
1-й шаг | Большой красный куб | Признак цвета – красный | |
2-й шаг |
Маленький
красный треугольник (ответ
неверный) |
Признак формы – куб |
|
3-й шаг | Среднего размера зеленый куб (ответ неверный) | Признак размера – только большие фигуры | |
Общее количество шагов | Количество ошибок |
Количество и характер признаков | Общее время правильного решения |
Приложение
4.
Расположение экспериментальных данных по методике «Пиктограмма».
Понятие | Пикто-грамма | Критерий адекват-ности (+или–) |
Критерий воспроизведе-ния
спустя отсроченный
период
(+или –) |
Критерий конкретности
– абстрактности в
баллах
(от 1до 3) |
Критерий стандартности
– оригинальности образа
в баллах
(от 1 до 3) |
1.Веселый праздник | |||||
2. Развитие | |||||
3. Тяжелая работа | |||||
4. Зимний день | |||||
5. Разлука | |||||
6. Легкая работа | |||||
7.Болезнь | |||||
8. Счастье | |||||
9. Обман | |||||
10. Бедность | |||||
Всего, % |
Приложение
5.
Пример материала методики «Сравнение понятий».
Утро – вечер;
Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:
1. Часть (время) суток.
2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.
3. Военная профессия (управление военной техникой).
5. Атмосферные осадки.
6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.
7.
Причинно-следственное
10. Драгоценные металлы.
11. Жидкость для питья.
12.
Сельский транспорт (гужевой
14. Естественные водоемы.
15. Транспорт.
18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты - ягоды).
19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.
20. Цвет.
21.
Птицы.
Приложение
6.
Образец методики «Исключение лишнего».
Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).
Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум)
Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).
Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).
Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).
Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).
Правильно
выбранные слова: сражение, солдаты;
глаза, слово; растения, земля; крыша, стены;
берег, вода; здание, улица; углы, сторона;
делимое, делитель; игроки, правила; диаметр,
круглость; текст, редактор; бумага, текст;
голос, мелодия; колебание, почва; книги,
читатели; лист, дерево; состязание, победа;
врач, больные; чувство, человек; родина,
человек; стулья, стол или сервант, шкаф;
декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
Приложение
7.
Образец методики "Логика связей"
Шифр:
1. Овца – стадо
2. Малина – ягода
3. Море – океан
4. Свет – темнота
5. Отравление – смерть
6.
Враг – неприятель
Испуг – бегство 1 2 3 4 5 6
Месть - поджог 1 2 3 4 5 6
Физика - наука 1 2 3 4 5 6
Десять - число 1 2 3 4 5 6
Правильно - верно 1 2 3 4 5 6
Плакать - реветь 1 2 3 4 5 6
Грядка - огород 1 2 3 4 5 6
Глава - роман 1 2 3 4 5 6
Пара - два 1 2 3 4 5 6
Покой - движение 1 2 3 4 5 6
Слово - фраза 1 2 3 4 5 6
Смелость - геройство 1 2 3 4 5 6
Бодрый - вялый 1 2 3 4 5 6
Обман – недоверие 1 2 3 4 5 6
Свобода - воля 1 2 3 4 5 6
Прохлада-мороз 1 2 3 4 5
Страна - город 1 2 3 4 5 6
Пение - искусство 1 2 3 4 5 6
Похвала - брань 1 2 3 4 5 6
Тумбочка
- шкаф 1 2 3 4 5 6
Правильные
ответы на первую часть
методики: 1- часть-целое; 2- род вид; 3-
степень; 4- антонимы; 5- причина-следствие;
6- синонимы.
Правильные ответы на вторую часть: 5, 2, 6, 1, 6, l, 4, 3, 1, 4, 5, 2, 3, 1, 4, 3, 5, 3, 2, 3 [1].