Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психическую деятельность. Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями действительности. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, чувства и воля. А данная работа посвящена методам изучения одного из этих процессов – мышления.
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1: Теоретическая часть……………………………………...5
Глава 2: Практическая часть……………………………………...21
2.1. Методы изучения мышления…………………………...21
2.2. Методики изучения мышления………………………...27
3. Глава 3: Экспериментальное исследование……………………..35
Заключение…………………………………………………………….…...41
Список литературы…………………………………………………..……..43
Приложения………
План.
Введение………………………………………………
Основная часть
3. Глава 3: Экспериментальное исследование……………………..35
Заключение…………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Приложения…………………………………………
Введение.
Мышление – верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель.
Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психическую деятельность. Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями действительности. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, чувства и воля. А данная работа посвящена методам изучения одного из этих процессов – мышления.
Ощущение
и восприятие дают знание единичного
– отдельных предметов и
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Наука
не может развиваться, если не будит
постоянно пополняться все
Все
методы имеют своей целью раскрытие
закономерностей психики и
В данной работе будут рассмотрены основные теории мышления, методы психологии, методики изучения мышления и практически использованные методики в изучении понятийного мышления.
Работа
состоит их трех основных частей. В
первой представлены обобщенные теоретические
сведения, перечислены и рассмотрены основные
теории мышления. Во второй части представлены
методы исследования мышления и практические
методики, с помощью которых возможно
определить уровень понятийного, наглядно-образного
и наглядно-действенного мышления. А в
приложении размещены примерные задания
для каждой методики с шаблонами протокольных
записей. Экспериментальное исследование
– это третяя глава, в которой размещены
результаты исследования понятийного
мышления у спортсменов.
Глава 1. Теоретическая часть.
Исследованиями процесса мышления занимались многие знаменитые психологи – П.Я. Гальперин, Л.С. Сахаров, Л.С. Выгодский, Ж. Пиаже, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Дж. Гилфорд и др.
Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с XVII в. С этого времени и в течение довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим.
Наиболее известные теории мышления можно разделить на две большие группы:
Первая точка зрения характерна для многих работ гештальттеории мышления. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека от рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и по мере потребности в них. При этом способность преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта [3].
Идеалистический подход к мышлению как к особой форме психической деятельности лег в основу Вюрцбургской школы, которая объединила группу немецких психологов в XX в. (О. Кюпье, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания. Предлагая своим испытуемым (обычно профессорам и доцентам психологии) специальные задачи (например, понять смысл сложного положения, найти часть по целому или целое по части, подобрать отношения род – вид, вид – род) и давая им задание описать те переживания, которые возникают при выполнении этих задач (т.е. пользуясь экспериментальным самонаблюдением), психологи этой школы пришли к выводу, что процесс мышления не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и составляет особые «логические переживания», которые направляются соответствующими «установками» и осуществляются как специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид психологических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней с позиции крайнего идеализма [7].
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилась к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонники объявили умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач.
Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. В качестве своеобразны форм мышления у человека можно рассматривать защитные механизмы, которые также впервые начали специально изучаться в психоанализе.
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности, как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.
А.Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней, составляющей мышление, деятельности существуют отношения аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия и, наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.
Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения как теория П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова [3] .
Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Процесс такого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия и его систематические преобразования. Они распределяются по четырем первичным свойствам человеческого действия. Каждое из этих свойств имеет ряд показателей и, следовательно, представляет собой то, что называется отдельным параметром какого-нибудь явления, в данном случае – параметром человеческого действия.
Процесс формирования умственного действия представляется в следующем виде: