Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психическую деятельность. Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями действительности. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, чувства и воля. А данная работа посвящена методам изучения одного из этих процессов – мышления.
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1: Теоретическая часть……………………………………...5
Глава 2: Практическая часть……………………………………...21
2.1. Методы изучения мышления…………………………...21
2.2. Методики изучения мышления………………………...27
3. Глава 3: Экспериментальное исследование……………………..35
Заключение…………………………………………………………….…...41
Список литературы…………………………………………………..……..43
Приложения………
Семь
пар понятий относятся к
Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего».
С помощью этой методики можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга.
В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. 3адачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. По этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели (Приложение 6).
При
сравнении ответов с
Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей».
Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Практика показала, что применение этой методики на испытуемых с недостаточным образованием вообще бессмысленно, и ее рекомендуют использовать только при наличии среднего и даже высшего образования.
Методика
состоит из двух этапов. Вначале испытуемым
предлагают специальный верхний раздел
бланка, где перечисляются 6 типов разных
связей между понятиями, и предлагают
самостоятельно или, в крайнем случае,
с помощью экспериментатора определить
эти связи. Если испытуемый оказывается
не в состоянии выполнить эту часть задания,
дальнейшее проведение эксперимента не
имеет смысла. В случае положительного
результата переходят ко 2-й части методики.
Испытуемым предъявляются 20 пар понятий,
рядом с которыми расположен цифровой
ряд от 1 до 6 по количеству определяемых
связей (Приложение 7). Задача испытуемого
состоит в выборе правильной цифры, обозначающей
один из 6 типов связей. Правильный ответ
оценивается в 1 балл, неправильный – 0
баллов. Результаты суммируются. Максимально
возможный результат – 20 баллов, результаты
менее 10 баллов считаются неудовлетворительными.
Глава 3. Экспериментальное исследование.
В связи с актуальностью проблемы изучения особенностей мышления нами было проведено экспериментальное исследование в группе из 8 человек, которые прошли два тестирования на уровень развития понятийного мышления – методика «Сравнение понятий» и методика «Исключение лишнего» (Приложения 5 и 6). Основанием подбора членов группы было занятие каким-либо видом спорта, но с разными уровнями занятости, успехов и самой спецификой. В экспериментальную группу попали кандидаты в мастера спорта, мастер спорта и люди, не имеющие спортивных разрядов.
Различны и виды спорта – гандбол, плавание, аэробика и бодибилдинг. Они являются разноплановыми по своей организации, что за годы тренировок может оказать значительное влияние на мышление (в случае со спортсменами, обладающими высокими спортивными достижениями). Гандбол – это командная игра, где большое значение имеет уровень взаимопонимания игроков, сыгранность и стратегия. На практике происходит сплавление членов команды в одно целое. Плавание – одиночный вид спорта, в котором тренировки монотонны и однообразны по своей сути. Аэробика и бодибилдинг индивидуальны, но занятия проходят в спортивном зале. Таким образом, налицо различия в условиях тренировок. А если учесть, что активные тренировки подразумевают ежедневные занятия, то получается, что достаточно большой промежуток в жизни этих людей проходит в одних и тех же условиях и обстоятельствах.
При оценке данных мы получили дробные значения, так как некоторые задания были оценены в 0,5 балла за своей недостаточностью, но правильностью в своем основании. Например при нахождении общего свойства между парой понятий «золото – серебро» испытуемый отвечал, что это металлы, хотя вполне возможно уточнение «драгоценные».
Обработанные данные будут приведены в таблицах и диаграммах ниже. Каждому члену группы испытуемых был присвоен порядковые номера, под которыми они и будут представлены.
Результаты первого тестирования показали, что вся группа испытуемых преодолела рубеж в 10 баллов. Норма колеблется в промежутке от 10 до 15. Лучший результат равен 18,5. (Результаты отражены в таблице 1 и рис.1).
Основной ошибкой было нахождение не общего свойств или признаков, а простых ассоциаций от предложенных пар понятий. Они были как самые обыденные:
так и достаточно оригинальные или неожиданные:
Когда испытуемый не мог правильно выполнить задание или подобрать подходящую формулировку, он отвечал то, что он ощущает, а иногда просто проявлял чувство юмора:
Время выполнения задания от 2 до 6,5 минут. Разница во времени выполнения достаточно велика. По этому показателю также можно определить отношение скорости и правильности выполнения заданий. Испытуемый номер 8 за наименьший промежуток времени (2 минуты) дал больше всего правильных ответов. Мы можем говорить о высоком уровне развития понятийного мышления и продуктивности мышления в целом. Трое испытуемых, количество правильных ответов которых лежит в промежутке от 10 до 15, справились с заданием за промежуток времени от 4,5 до 6,5 минут. Остальная же часть группы, получившая более 15 баллов, закончила задание за время, не превышающее 4 минуты 15 секунд. Из этого можно сделать вывод о скорости мышления испытуемых номер 4, 6 и 7: при среднем количестве правильных ответов время выполнения заданий достаточно велико, что говорит о среднем уровне развития понятийного мышления и низкой скорости самого процесса мышления.
Таблица 1. Результаты тестирования по методике «Сравнение понятий»:
Порядковый номер | Возраст испытуемого (лет) | Результаты тестирования (балл) | Время тестирования (мин.) |
1 | 18 | 16,5 | 4,15 |
2 | 16 | 16,5 | 3,58 |
3 | 18 | 16 | 4,13 |
4 | 15 | 11 | 5,26 |
5 | 18 | 15,5 | 3,45 |
6 | 19 | 14,5 | 4,32 |
7 | 18 | 11 | 6,22 |
8 | 18 | 18,5 | 2,00 |
Результаты второго тестирования таковы, что наименьшее количество баллов равно 29; подавляющее большинство переступили рубеж в 30 баллов, а лучший результат равен 42. (Результаты отражены в таблице 2 и рис.2) Максимальное количество баллов равно 48, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении сравнивать, анализировать и обобщать.
При анализе ответов выяснились интересные совпадения:
Результаты тестирования показали, что члены одной команды в некоторых заданиях давали одинаковые ответы.
Время
выполнения задания от 3 до 5 минут. Испытуемый
номер 2 набрал наибольшее количество
баллов(42), но затратил больше всего времени
(5,06 минут) Это говорит, что при выполнении
задания испытуемый был внимателен и сосредоточен.
При достаточном высоком уровне понятийного
мышления, скорость низкая. Самая высокая
скорость выполнения задания при высоком
уровне правильных ответов показал испытуемый
номер 8 – он за 3 минуты закончил тестирование,
набрав 39 баллов. Основная часть группы
справилась с заданием в промежутке от
3 до 4 минут, набрав более 30 баллов. Но испытуемый
номер 6 за 4 минуты 20 секунд набрал всего
29 баллов, что свидетельствует о низкой
скорости мыслительных операций при среднем,
граничащим с низким, уровнем развития
понятийного мышления.
Таблица 2. Результаты тестирования по методике «Исключение лишнего»:
Порядковый номер | Возраст испытуемого (лет) | Результаты тестирования (балл) | Время тестирования (мин.) |
1 | 18 | 29 | 3,30 |
2 | 16 | 42 | 5,06 |
3 | 18 | 36 | 3,35 |
4 | 15 | 32 | 3,28 |
5 | 18 | 37 | 3,10 |
6 | 19 | 29 | 4,20 |
7 | 18 | 32 | 4,20 |
8 | 18 | 39 | 3,07 |
Возраст испытуемых разнится от 15 до 19 лет, хотя подавляющее большинство только переступило рубеж 18-тилетия. На практике оказалось, что 16-тилетний испытуемый выполнил задания лучше 19-тилетнего. Члены группы, которые добились значительных успехов в спорте справились с заданиями хуже. Объяснением причины может служить загруженность и ориентация на тренировки, соревнования и большими энергическими нагрузками, и свободного времени на другие занятия остается очень мало.
Рассматривая результаты, наибольшее внимание было уделено именно ошибкам, основные из которых были изложены выше. Именно в них можно раскрыть личностные качества самого испытуемого, где-то проглядывается система взглядов (определение близких понятий к «патриотизму»), возможно, стереотипы, которыми он пользуется в своей жизни (неразделимость города и толпы или сада и садовника).
Но общей задачей было подтверждение тезиса о том, что не существует существенных различий в мышлении профессионалов и любителей. Значительных различий действительно нет, но не существует идентичных людей и уровень испытуемых различен, хотя это не очень наглядно видно по результатам данного исследования, которое проводилось в один констатирующий этап и не может говорить о динамике или других показателях, которые можно выявить в ходе систематического исследования группы.