Мышление спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Психология изучает психические процессы, психические состояния и психическую деятельность. Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями действительности. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, чувства и воля. А данная работа посвящена методам изучения одного из этих процессов – мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1: Теоретическая часть……………………………………...5
Глава 2: Практическая часть……………………………………...21
2.1. Методы изучения мышления…………………………...21
2.2. Методики изучения мышления………………………...27
3. Глава 3: Экспериментальное исследование……………………..35
Заключение…………………………………………………………….…...41
Список литературы…………………………………………………..……..43
Приложения………

Работа содержит 1 файл

мышление спортсменоф.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

    В последние несколько десятилетий  на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических  языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность  построения новой, информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Оказалось, что многие специальные операции, которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышлении пользуется человек. Это открывает возможность изучения операций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта.

    Параллельно с теоретическими поисками постоянно  ведутся экспериментальные исследования процесса мышления. Так, в начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широкому внедрению тестов в проблему исследования мышления. В настоящее время имеется огромное количество всевозможных тестов, предназначенных для людей разного возраста от 2 до 65 лет. Причем все тесты можно разделить на несколько групп:

  • тесты достижения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области;
  • интеллектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интеллектуального развития обследуемого биологическому возрасту;
  • критериально-ориентировочные тесты, предназначенные для оценки способности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

    В настоящее время широко известен тест Стэнфорд-Бине. Он состоит из шкал для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрастам. Суждение об интеллектуальном развитии (коэффициент интеллекта) выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы. С помощью этого теста можно определить умственный возраст обследованного (соответствие полученного результата среднему показателю соответствующего физического возраста).

    Другой, не менее известный тест оценки интеллектуального  развития – тест Векслера. Существует несколько вариантов данного теста, которые используются в соответствии с возрастом обследуемых. Тест состоит из отдельных субтестов. Результаты учитываются при формировании двух основных показателей теста: ВИП – вербальный интеллектуальный показатель, суммирующий показатели субтестов, использующих речь; НИП – невербальный интеллектуальный показатель, состоящий из результатов выполнения заданий, где речь непосредственно не используется.

    Широко используются тесты достижений, которые также широко используются при решении задач профессионального отбора. Целесообразность этого обусловлена тем, что успешное овладение профессией требует определенного общеобразовательного уровня. Чем сложнее профессия, которой необходимо овладеть, тем более жесткие требования предъявляются к общеобразовательной подготовке кандидатов [2], [3].

    Изучением умственно отсталых детей занималась С.Я. Рубинштейн Ее определение выглядит так: «Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга». Она четко разграничивает умственно отсталых и отставших в умственном развитии. К последним относятся дети с поражением или недоразвитостью каких-либо органов чувств, педагогически запущенные дети, дети с заболеваниями вроде гидроцефалии, но без нарушения познавательных и умственных способностей.

    По  С.Ю. Рубинштейн существует 3 степени умственной отсталости:

  1. Дебильная. Дети-дебилы оканчивают вспомогательную школу, становятся самостоятельными гражданами, овладевают профессиями, требующими средней квалификации, но не допускаются к военной службе.
  2. Имбецильность. Дети на этой ступени глубоко отсталы. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и грамматики, с трудом усваивают элементарные навыки чтения и письма, трудно приспосабливаются к некоторым видам производственного труда. Жить самостоятельно не в состоянии, так как нуждаются в опеке и надзоре.
  3. Идиотия. Это наиболее тяжелая степень. Дети-идиоты не могут быть направлены во вспомогательную школу, содержаться в учреждениях социального обеспечения. У них почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений.

    В заключение следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции. А проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии. 
 
 
 
 

    Глава 2. Практическая часть.

    2.1. Методы изучения  мышления.

    В психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.

    Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. В любом случае сохраняется естественность проявлений мышления.

    Как и при изучении других психических  явлений, наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решенных или нерешенных задач, протокол речевого рассуждения. В настоящее время в психологии мышления достаточно широко используются технические средства (фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны и др.).

    Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в  психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется  естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируется длительностью наблюдения.

    Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в исследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслителительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку.

    Эксперимент бывает естественный и лабораторный. По существу, естественным экспериментом является ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании. При всем разнообразии эти ситуации имеют одну общую особенность: в них создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности. Своеобразными вариантами естественного эксперимента являются болезнь, нарушение работы мозга, которые вносят существенные изменения в мыслительную деятельность человека.

    В психологии мышления нашел достаточно широкое применение экспериментально-клинический метод, сочетающий особенности экспериментального (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев). Оказалось возможным достаточно тщательно проанализировать процессы формирования и решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегося процесса (глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика).

    Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разделяют на формирующие и констатирующие. Формирующие эксперименты могут различаться; в свою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае на операционно-техническую сторону, а в другом – преимущественно на потребностно-мотивационную.

    Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Представляют интерес ответы на прямые и косвенные вопросы. Могут использоваться также вопросы проективного типа («Эту задачу обычно воспринимают как известную. Верно?»). Необходимо учитывать степень суггестивности задаваемых вопросов.

    Установление  хороших взаимоотношений, взаимопонимания  между исследователем и исследуемым  является важным фактором. Беседа всегда дополняется наблюдением за участниками беседы. Метод беседы квалифицируется в психологической литературе как вспомогательный. Он применяется для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также для первоначального изучения испытуемого.

    В исследованиях мышления применяется  также и анкетирование. Открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышление испытуемого; но их труднее обрабатывать статистически [4].

    Метод интервью. Этот метод отличается от анкетного метода. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств

    Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов, классные руководители, руководители на производстве и т.п. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

    Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроение бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

    Метод тестов. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [5].

    С помощью метода тестов выявляются особенности мышления (интеллекта). Первые развернутые тестовые испытания относились именно к интеллекту. Тесты определения способностей, тесты успешности, и проективные тесты могут использоваться в изучении мышления. Это происходит потому, что, во-первых, мышление всегда личностно обусловлено, а во-вторых, мыслительные операции всегда включены в выполнение заданий проективного типа. Текстологические исследования мышления получили широкое распространение в дифференциальной психологии [4].

    Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

    Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии степени развития у испытуемого изучаемого качества.

    Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к разным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Их недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно, если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя

Информация о работе Мышление спортсменов