Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа
Управление мотивацией персонала — важнейшая задача совре¬менных менеджеров, от успешного решения которой зависит эффек¬тивность деятельности возглавляемых ими организаций. Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным российским предприятием.
Введение 3
Глава 1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы и методы мотивации 5
1.1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы мотивации работников 5
1. 2. Методы мотивирования труда персонала организации 10
Глава 2. Различные теории трудовой мотивации 13
2.1. Эволюция подходов к вопросам мотивации труда персонала организации 13
2.2 Первоначальные теории мотивации труда 17
2.3. Содержательные теории мотивации труда 21
2.4. Процессуальные теории мотивации труда 36
Глава 3. Особенности мотивация труда разных категорий работников: рабочего персонала и топ-менеджеров 51
3.1. Особенности мотивации рабочего персонала 51
3.2. Особенности мотивации топ-менеджмента 53
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 65
Эффективный менеджмент – это в первую очередь способность руководителя максимально раскрыть физический и интеллектуальный потенциал своих подчиненных. Этого не добиться без понимания движущих сил, определяющих поведение и работу человека в организации. Высокие достижения в управлении требуют хорошего знания психологии.
Новое качество управления мотивацией персонала способно вывести на принципиально новый уровень эффективности в руководстве.
Ясное представление о том, что такое мотивация труда и как можно эффективно управлять ею, открывает новые возможности для повышения эффективности управленческой деятельности, а более толковая работа всегда позволяет работать легче и с большим удовольствием.
В современной отечественной психологии термин «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, детерминирующих поведение, – потребности, мотивы, цели, намерения, стремления; и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Резюмируя проанализированные теории мотивации и подходы к объяснению ее процессуальных аспектов, мы пришли к следующим выводам. Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, отличаются большим разнообразием и многоаспектностью. Причем существующие концепции мотивации различаются не только терминологическими трактовками, но и тем, что в них служит объектом исследования.
Необходимо отметить, что создание эффективной системы мотивации труда персонала организации является одним из важнейших направлений работы по управлению персоналом.
Не все затронутые в нашей работе вопросы мотивации труда персонала изложены с достаточной степенью завершенности. Некоторые рассматриваемые в ней проблемы следует считать лишь сформулированными и поставленными, а отдельные положения — требующими дальнейших исследований в будущем.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определенные параллели между ними.
Исходя из выводов основных теорий мотивации, а также, учитывая огромный практический отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, можно сделать вывод о том, что мотивация как инструмент управления персоналом представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Приложение 1
Ключевые индикаторы трудовой мотивации
Приложение 2
Сопоставление теории X и Y
Теория X |
Теория Y |
1. Стратегическая стратегия управления |
1. Динамическая стратегия управления |
2. Убежденность в том, что дальнейшее совершенствование человека невозможно |
2. Убежденность в возможности дальнейшего совершенствования человека |
3. Единоличный полный контроль |
3. Признание у человека потребности в коллективной адаптации |
4. Убежденность в том, что активность работника ограничена в силу природы человека |
4. убежденность в том, что активность работника ограничена управленческими способностями руководителя |
Приложение 3
Основные идеи теории "Z"
№ п/п |
Содержание идеи |
1 |
в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности; |
2 |
люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения; |
3 |
должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; |
4 |
предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки; |
5 |
на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование; |
6 |
предпочтительнее медленная
служебная карьера с |
7 |
администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем; |
8 |
человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия. |
Приложение 4
Пирамида потребностей (по А. Маслоу)
Приложение 5
Влияние недоплаты и переплаты на мотивацию работников при сдельной и повременной формах оплаты труда
Форма оплаты |
Недоплата |
Переплата |
Сдельная |
Повышение количества при худшем качестве |
Повышение качества при меньшем количестве |
Повременная |
Более низкое качество и (или) количество — в зависимости от того, чего легче достичь |
Более высокое качество и(или) количество — в зависимости от того, что лучше устраняет чувство несправедливости |
Приложение 6
Модель Л. Портера — Э. Лоулера
Приложение 7
Модель процесса мотивации посредством постановки целей