Мотивация труда персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Управление мотивацией персонала — важнейшая задача совре¬менных менеджеров, от успешного решения которой зависит эффек¬тивность деятельности возглавляемых ими организаций. Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным российским предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы и методы мотивации 5
1.1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы мотивации работников 5
1. 2. Методы мотивирования труда персонала организации 10
Глава 2. Различные теории трудовой мотивации 13
2.1. Эволюция подходов к вопросам мотивации труда персонала организации 13
2.2 Первоначальные теории мотивации труда 17
2.3. Содержательные теории мотивации труда 21
2.4. Процессуальные теории мотивации труда 36
Глава 3. Особенности мотивация труда разных категорий работников: рабочего персонала и топ-менеджеров 51
3.1. Особенности мотивации рабочего персонала 51
3.2. Особенности мотивации топ-менеджмента 53
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 65

Работа содержит 1 файл

мотивация труда персонала.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

 Теории первого  направления исходят из определенного  образа работника, его потребностей и мотивов. [31, с.36-37] Содержательные теории мотивации анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление, они основываются на идентификации таких внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания, выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных внешних факторов среды. В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сам процесс мотивации рассматривается с точки зрения тех обстоятельств, которые направляют усилия человека на достижение различных целей, стоящих перед организацией. [17, с.254-256]

Содержательные и процессуальные теории мотивации не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации носило эволюционный, а не революционный характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.

2.2 Первоначальные теории мотивации труда

Теория "Х"

Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента.

Основные положения в этой теории:

  •  в мотивах человека преобладают биологические потребности;
  •  для обычного человека характерна нелюбовь к работе, поэтому труд необходимо нормировать и лучшим методом его организации является конвейерный;
  •  большинство людей можно заставить затрачивать усилия и осуществлять необходимые действия в целях производства только путем принуждения;
  •  средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;
  •  необходим постоянный контроль за работниками со стороны руководства.

То есть, теория "X" рассматривает человека как плохого, недобросовестного и безынициативного работника с задатками рабской психологии. Этим объясняется необходимость принуждения как основного мотивирующего стимула и материального поощрения - как вспомогательного. Конечно же, встречаются люди, отвечающие модели теории "X", но их доля среди трудоспособного населения страны может быть разной. [22, с. 185]

Теория "Y"

Разработанная в 60-е годы XXст. теория "Y" является дополнением теории "X". Она отражает взгляды на работников представителей поведенческого менеджмента. К основным положениям теории "Y" относятся следующие:

  •  в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;
  •  физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;
  •  нежелание работать не является наследственной чертой; в зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание;
  •  внешний контроль и угроза наказания не являются основными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;
  •  ответственность и выполнение обязательств относительно целей организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда; наиболее важно вознаграждение, связанное с удовлетворением потребностей в самовыражении;
  •  воспитанный человек охотно берет на себя ответственность и стремится к этому;
  •  многие люди готовы применять свои знания и опыт, но индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Таким образом, теория "Y" описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Удельный вес работников, соответствующих этой теории, невелик: 15—20 % численности коллектива: индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Теория "X и Y" Д. МакГрегора

Одна из наиболее простых и широко распространенных теорий мотивации труда, она описывает типы и поведение руководителей организаций, в менеджменте ее часто относят к теориям власти и лидерства. Тем не менее, в связи с тем, что руководители - это также сотрудники коллектива, которым свойственны мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, ряд авторов относит данную теорию к процессуальным теориям мотивации.

В качестве поведенческой  характеристики руководителя Д. МакГрегор  выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство. Автократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия. Прежде всего, это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. [28, с.44-46]

Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией "X". Согласно ей:

- средний человек ленив  и стремится избегать работы;

- работники не очень  честолюбивы, боятся ответственности  и хотят, чтобы ими руководили;

- для достижения целей  предприятия надо принуждать  работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;

- строгое руководство  и контроль являются главными  методами управления;

- в поведении работников  доминирует стремление к безопасности.

Следует отметить, что  такая категория работников действительно  встречается. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству и при этом жаловаться на условия труда, низкую зарплату и т.п. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.

Демократичное руководство  означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений и определения регламента работы. Предпосылки демократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией "Y". Согласно ей:

- труд для человека - естественный процесс;

- в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю;

- он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.

Именно такие люди и такой стиль руководства  наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования. Главный практический вывод теории «У» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. Теорию Y гораздо легче применять по отношению к руководителям в системе «руководитель – руководитель». Применение такой теории к рядовым сотрудникам способствует привлечению их к управлению, повышению их роли. Сопоставление теории X и Y приведено в приложении 2. [26, с.194].

Со временем теория X разделилась  на две [5, с.42-43]:

1. Теория X1 – эксплуататорская  и повелительная;

2. Теория X2 – благожелательно-повелительная.

Теория Y делится также  на два течения:

1. Теория Y1 – консультативная,  без приказов;

2. Теория Y2 – партисипативная,  с передачей полномочий.

«XY—теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y». К теории «У» достаточно близка по отношений  своей направленности теория человеческих отношений, которую разработали Э. Мэйо, Ротлизбергер и др..

Теория"Z" У. Оучи

Теорию «Z» в 1981 г. разработал американский профессор У.Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям "X" и "У" Д.Мак-Грегора. Отличительная черта теории - обоснование коллективистских  принципов мотивации. [28, с.47] Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у сотрудников — с помощью соответствующей организации и стимулирования — отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда (см. приложение 3).

Таким образом, теория «Z»  уделяет особое внимание коллективной мотивации и раскрепощению инициативы работника, описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией "Z", эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение.

Руководители должны уметь адаптировать свой стиль к  конкретным ситуациям, подчиненным, вышестоящим руководителям. В сталинские времена руководство основывалось на теории X. В брежневские преобладала теория Y, сейчас прогнозируется преобладание теории Z. Руководителю управлять на уровне Z нелегко, необходима специальная подготовка для того, чтобы при редком оценивании результатов, при отсутствии наказаний иметь высокую производительность труда, т.е. иметь высокие результаты при свободе действий коллектива. [5, с.43]

В целом же теории мотивации, дающие общую картину человека-работника, при их творческом использовании  служат важным ориентиром практической деятельности в области мотивации труда. Более детальные, углубленные гипотезы и выводы о структуре и соотношении индивидуальных мотивов, их зависимости от ситуации рассматривают содержательные и процессуальные теории мотивации.

2.3. Содержательные теории мотивации труда

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

К числу основополагающих содержательных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная в 1943 г. американским врачом-психологом А. Маслоу (Масловым). Теория иерархии потребностей А. Маслоу содержит такие идеи:

  • человек постоянно испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые объединяются в группы и образуют иерархию;
  • потребности, которые не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
  • обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии; если одна потребность удовлетворяется, на ее место встает другая;
  • потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения, а потребности более высокого уровня начинают активно влиять на человека после того как, в общем, удовлетворены потребности более низкого уровня;
  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, чем потребности более низкого уровня.

Следовательно, руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных групп потребностей человека:

1. Физиологические потребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п.). Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, поэтому их также называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, они концентрируют внимание на оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т. п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы заработная плата обеспечивала им выживание и рабочие условия не слишком усложняли жизнь. Применяются методы материального стимулирования.

2. Потребности в защищенности  и в безопасности (физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), и экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование)). Эти потребности актуализируются после удовлетворения физиологических потребностей человека. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и(или) сохранение профсоюзов, социальное страхование по старости и на случай утраты трудоспособности, выходное пособие и т.п.

Люди, испытывающие подобные потребности, стремятся избегать волнительных ситуаций; они любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Такие люди оценивают свою работу прежде всего с точки зрения обеспечения им стабильного существования в настоящем и будущем. Для них важны гарантии стабильной работы, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания. Они стремятся застраховаться от возможных неблагоприятных событий и изменений с помощью обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такими людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять понятные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и совершению рискованных действий.

Информация о работе Мотивация труда персонала организации