Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

быстро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном

желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и

пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или

раскрыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным

другом-оппонентом и т.д., до бесконечности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через

один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из

потребности в самовыражении (освоен новый танец и не терпится

продемонстрировать его друзьям), завтра -- из потребности в общении

(известно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать, не

хочется, человек идет все равно -- ради общения), послезавтра -- повинуясь

сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти

эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т.

д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив не одно

и то же. Потребности -- явление субъект-объектное, они предопределены, заданы

человеку социальными отношениями, тогда как мотив -- явление чисто

субъективное, «мое» и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить

противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития

универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для

данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных

обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.

Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда как

мотивов -- бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих

предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой

жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в

общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость

личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой

желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием

способов удовлетворения -- то есть непохожестью мотивации, возникающей из

этой одинаковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного она ограничена

и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота так называемой

рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и живописью,

и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались еще

и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или просто

небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для пединститутов

говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить

галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что нет, не бывает

таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие какое-то

удовлетворение, но никак не сами потребности.

Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует тенденция

включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические явления.

Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения

мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта,

установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии -- драйв, импульс,

эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения этих терминов

потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать поведение могут такие

личностные свойства как самооценка, уровень притязаний, особая потребность в

достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения, по которым

деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов, есть так

называемые моральные принципы и т. д.

Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия

психологических явлений, при данном состоянии науки не представляется

возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, -- если учитывать

качественное различие потребностей, т. е. разную степень социализации

потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными потребностями

четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем называть образ

потребного будущего, инициирующий деятельность, то все приведенные словеса --

или всего лишь оттенки смысла, или отражение места какой-либо потребности в

общей иерархии. Например, есть потребности низших порядков, почти одинаковые

у нас с животными, здесь вполне уместно понятие «драйв». Стало быть, если вам

во время чтения встретится это слово, будет понятно, что речь идет о

мотивации, но вызванной не какой-нибудь, а только одной из

нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить, положим, о

потребности смысла жизни, то слово драйв не подходит принципиально.

В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное

побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не

дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек

пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов

реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь

даже определение почти совпадает: идеал это представление (может быть

недостижимого) будущего, побуждающее активность личности.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в

деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда

вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы

основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой

потребности -- основной показатель социальной деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования,

тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального

их формирования, воспитания. Потребности людей зависят от исторически

сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека,

от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе. Потребности

закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность

сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые

потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более

стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются

основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического

прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если

для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые средства и

условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы

действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем

прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой

образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов

головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих

актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение

соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду

деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,

обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется

целенаправленное действие.

Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой деятельности

выступает интерес, под которым понимается реальная причина социальных

действий, событий, свершений стоящая за непосредственными побуждениями -

мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в этих действиях

индивидов, социальных групп, классов.   [50,219].

Можно сказать и так: интерес - это форма проявления потребности, ее

более или менее отчетливое сознание.  Из такого определения интереса следует,

что в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес

- феномен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес

оказывается более непосредственной причиной человеческих действий -

индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд,

следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес - это просто

инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть потребность в

объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но начнется ли активность

по овладению объектом, зависит не от интереса, а только от мотива: большинство

старшеклассниц проявляют интерес к какому-нибудь певцу Леонтию Разину, но

побуждение к действию (письмо написать, у подъезда дожидаться) при этом

испытывают только отдельные, особо экзальтированные особы, которых все

нормальные люди воспринимают с оттенком недоумения, а то и хуже, отзываясь о

них в сопровождении такого характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.

Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не только

неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть мотивом

поведения. Это хорошо, что язык допускает смысловые оттенки, усиливая

выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к живописи»,

мы пока еще ничего не сказали конкретного о  мотивации данной деятельности, и

это только уводит нас от понимания истинных причин поведения.

Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает неразрывное

единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы деятельности.

Субъективная потребность в интересе имеет как положительную, так и

отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления под

воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно

Информация о работе Мотивация поведения военных