Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее

результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное

отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой

стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством

освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на

сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в

ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве

средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже

деятельность особая  - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством

определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных

функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью

которых армия реализует свое историческое предназначение, являются:

непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе;

опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-

политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической,

социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач

государства ограничена социальным характером общественно-политического строя

и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная

власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности

военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической

зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии

выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей

преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов;

моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками

для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее

элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями,

трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской

деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда,

когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства,

политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской

деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она

помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной

деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них

научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-

профессиональной компетентности и направленности.

Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое

образование, обусловленное прежде всего фактором  опасности как необходимой

составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности

(как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов,

профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия

офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную

совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и

нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является

мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом

плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в

ратном труде.

Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются:

-         принятие на себя ответственности за самоличное решение;

-         высочайшая организованность;

-         личное мужество;

-         самокритичность;

-         социологизированность мотивов поступков.

Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации

выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни

представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить

добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в

профессиональность поступков.

Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к

самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.

Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное

пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая

деятельность человека во многом определяет смысл . существования человека на

земле. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные

мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением,

саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями.

Психологами разработана целостная система представления мотивационной  сферы

профессиональной  деятельности.  Так,  по мнению специалистов (А.К.Маркова)

[35], мотивация к профессиональной деятельности включает такие структурные

элементы, как:

- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся

на знание о ее предназначении;

- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду

профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные

обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его

сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил

профессиональной этики:

- мотивы профессиональной деятельности,  внутренние побуждения, определяющие

направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и

ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного

уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная

свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных

успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]

Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном

отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных

устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие притязания при

недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориентациях.

Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает в

качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в

добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление преодолеть

себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля

- вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам

моральных ценностей - защитить чужую жизнь.

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и

определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства:

-       устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое

время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

-       интенсивность как сила выраженности побуждений;

-       длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

-       переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

-       широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон

труда;

-       эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

Представления о мотивационной основе профессионального развития позволяют

каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого рода труду,

ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными

ли ценностями и смыслами он руководствуется.

     Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных

стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии

складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости,

происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в

определенную профессиональную общность и определенные профессиональные

ожидания.

     На стадии профессионального обучения начинается адаптация как

приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих

профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной

профессии. намечается принятие роли профессионала.

     На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет

корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения

высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая

удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде,

возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.

     На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы

индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается

смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя,

упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей

человека на созидание.

     На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации

личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация

избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам

молодежи, регресс.

Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание

общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика

саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между

уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также

рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.

Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму  «сверху вниз»

(через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов) и

«снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной деятельности,

Информация о работе Мотивация поведения военных