Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

позитивной деятельности, другие проявляются в агрессивных, разрушительных

действиях. Для человека, испытывающего состояния влечения, не ясно, что влечет

его к объекту, каковы цели его действий. Вспоминаются слова князя из "Русалки"

А.С. Пушкина: "Невольно к этим грустным берегам мены влечет неведомая сила".

Многие ученые считают, что влечение - это начальный этап формирования мотивов

поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают место

осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для работы

командиров: способствовать переходу положительных влечений подчиненных в

серьезный мотив их поведения.

В такой форме мотивы чаще всего выступают у  молодых людей, которые еще

недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает

причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая существо

своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме.

Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании уважения

у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и удовлетворять

может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими, считая, что в

этом его товарищи увидят проявление самостоятельности. Поэтому такую форму

мотивации целесообразно ограничивать.

Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве сильного

побудителя к действию, говорят о желаниях. Это недостаточно сильный

мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых человек

недостаточно убежден.

Выделяют и такую форму мотивов, как хотение. В отличии от желаний

хотение--более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе воспитания

необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.

Влечения, желания и хотения--это простые мотивы, в большей степени они связаны

с материальными потребностями человека.

Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит ведущий

мотив  (от него зависит направленность личности).

Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях конфликта

мотивов, когда человек находится в ситуации выбора.

В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель,

ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может

приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом

(механизм сдвига мотива на цель).

Весьма своеобразна мотивационно - смысловая сфера деятельности военнослужащих

в условиях военного времени.

Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической

структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива  -

желания,  интереса, идеала,  убеждения,  чувства долга,  социального

требования, ставшего потребностью и т.д. В психологических исследованиях

выделяют несколько групп мотивов.

К первой относятся мотивы,  определяемые  особенностями личности офицера,

политическими и эстетическими потребностями и идеалами,  общим отношением к

своей профессии,  к своим начальникам.  Ко  второй группе относятся мотивы

порождаемые характером обстановки, ее сложностью,  динамичностью и т.п. И к

третьей, - мотивы, возникающие под прямым требованием старших начальников

выполнить боевую задачу. Выделяют,  так же, общие социальные и частные

мотивы, как проявление актуализируемых в  конкретной  ситуации  потребностей.

Основные из них:

-       следовать нравственному примеру героев, их  подвигам  и поступкам;

-       вести борьбу с врагом до полного уничтожения;

-       отомстить  за смерть,  горе и страдание людей,  родных, близких,

боевых товарищей;

-       добросовестно  выполнять все приказы и распоряжения командиров и

начальников;

-       самосохранение жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и

командиров;

-       разгром  врага,  возвращение  к мирной жизни,  создании семьи,

любить, трудится, растить и воспитывать детей;

-       получение  морального одобрения своих поступков и действий со стороны

командиров и товарищей по подразделению;

-       осознание себя как человека,  выполняющего особую социально значимую

деятельность, которая отличает его и товарищей по оружию от остальных членов

социума;

-       одобрение поступков и выделение личных  заслуг  перед Родиной;

-       следование традициям подразделения,  части,  вида войск,

-       восстановление боевых традиций Русского офицерского корпуса,

-       возвращение к вере и национальное возрождение;

-       не допускать поступков, действий, которые будут осуждены коллективным

мнением, уставами и законами;

-       самоутверждение среди сослуживцев своими боевыми делами;

-       потребность  в  боевом соперничестве с противником.

Как правило,  боевой  деятельности офицера присуще не одна потребность, а

несколько, порождая и соответствующие мотивы.

В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства его

личности,  его мировоззрение,  отношение к поставленной задаче,  командиру,

коллективу, к боевой обстановке и войне в целом.

Цели и  мотивы  побуждают  воина проявлять боевую активность, придают

определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты отмечают что в

процессе боевой деятельности у воинов возникают такие мотивы, которые

определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием выполнения задач, и

имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в связи с осознанием

близких целей и частных задач. В процессе соотнесения  в сознании офицера

мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его действий образуется

личностный смысл деятельности в целом. Ведущими мотивами  ( значений и

личностного смысла ) боевого дежурства являются:

-           мотивы  "ответственного должествования" ( ответственности и долга );

-           коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной

зависимости и ответственности между членами коллектива расчета, смены,

экипажа, подразделения, части;

-           мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами

(продвижение  по  службе,  семейные,  бытовые проблемы и т. д.).

Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у офицеров

такова, что безусловное лидерство занимает мотивы "ответственного

должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по

службе" особо ярко выражены у  молодых офицеров.

Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия «мотив»,

позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы

исследования: уникальность и неповторимость личности определяется не

ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно

одинакового для всех людей набора базовых потребностей.

      

     1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и содержание.

Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности - это сложная система

взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчинении. К

основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: потребности,

интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры. Их реализация

имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты. Преступим к их

более подробной характеристике.

     Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания

жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом;

внутренний побудитель активности [55,67]. То есть потребность - это нужда

человека в чем-то, приводящая его к активности.

Субъектами потребностей, очевидно, могут быть общество в целом, социальная

группа, отдельный человек -- индивидуум. Соответственно потребности

подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные (личные). Между

ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная взаимосвязь. В

личных потребностях отражается познанная и принятая индивидуумом часть

общественных потребностей, а эти последние представляют собой

интегрированное выражение части личных потребностей общества, социальной

группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в потребности

индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его деятельностях и

тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее личные потребности

членов социальной общности трансформируются в потребности этой общности, тем

многообразное, сложнее и эффективнее социальная деятельность, тем в большей

мере выполняется лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека».

Разновидностями социальных потребностей являются, во-первых, потребности в

деятельностях, а во-вторых, собственные потребности деятельностей, причем

первые порождаются вторыми, а также иными социальными потребностями. Само

порождение, существование и исчезновение конкретных видов деятельности как

социальных ценностей и компонентов человеческой культуры определяются в

развитии общества развитием социальных потребностей. Будучи познаны и

приняты индивидуумом в качестве своих личных, будучи осмыслены им в связи с

наличными склонностями и интересами, социальные потребности в деятельностях

обусловливают личную направленность индивидуума на овладение той или иной

деятельностью как профессиональной, а после овладения -- профессиональную

мотивацию этого индивидуума как личности, субъекта деятельности,

профессионала. Аналогично и собственные потребности деятельности, отражаясь

в знаниях, умениях и навыках профессионала, профессионального коллектива

определяют тем самым эффективность и качество деятельностей [47, 100].

Потребности бывают различные, и специалисты дают различные их классификации.

Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и социальных

потребностей. Но витальность и социальность настолько переплетены, что их

трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании в той или иной

потребности природной или социальной стороны. С известной степенью условности

целесообразно разделить их на биологические, биосоциальные,

Информация о работе Мотивация поведения военных