Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически осваиваются и

изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане становится понятной та

роль профессионального сообщества и профессионального общения, которую они

могут сыграть в становлении и развитии профессиональной мотивации

специалиста.

Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной

деятельности остановимся на уточнении ее сущности.

     Мотивы (от латинского moveo - двигаю) - то, что побуждает деятельность

человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии термин

«мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих

активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы,

влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысложизненная

ориентация.

Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и

глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы

обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние

(«мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать

поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается

заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под

влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих

непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом в

развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной

природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о

независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей

(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему

жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]

В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с

исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах

конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют

собой мотивы, но, в  свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с

изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и

соответствующих способов. Представление о предметной и социальной природе

мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость

от  «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим

побудительную силу субъективным  эмоциональным переживаниям. Дело в том, что

не эмоции определяют мотивационно - смысловую сферу деятельности человека, а,

наоборот, развитие мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Это необходимо учитывать в своей воспитательной работе с подчиненными

командирам всех уровней.

Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или

поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки

альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто

сопоставляют с деятельностью в целом, а цели -- с отдельными действиями. Хотя

такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не менее отражает большую

общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи  с

одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а

цель -- с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив -- цель»

определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет

трактовать мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные

результаты, а цели -- как субъективно предвидимые конкретные полезные

результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит психологическим

традициям и вносит кое-что новое.

Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей.

Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в психологии

труда -- трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и цели при

изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду вообще, что,

очевидно, некорректно.

Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное

побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий,

направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи осознано,

обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и

«опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна

по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть

«слои» мотивационной сферы личности.

Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных

потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь

авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда и

нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую)

мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели и

результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные функции и

социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять план,

зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая конкретизация

мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной профессиональной

области и формирующаяся по мере приобретения личного профессионального

опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к предметам и

функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их

профессиональной спецификой полностью и определяется. Профессиональный мотив

обосновывает профессиональные действия, которые направлены на удовлетворение

какой-либо из социальных потребностей в данной деятельности или из

собственных потребностей этой деятельности, усвоенных профессионалом и

превратившихся в его личные профессиональные потребности.

Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых мотивов,

причем множественные: каждый трудовой мотив может конкретизироваться в

нескольких профессиональных мотивах. Например, трудовой мотив «заработать»

может быть конкретизирован шофером в нескольких направлениях: перевыполнить

план перевозок, сэкономить горючее, сберечь автомашину, подработать на

стороне и т. п. Мотив военнослужащего - продвинуться по служебной лестнице -

может быть реализован также в различных формах, как положительных, так и

отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем

трудовых, и, вообще говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют

во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких

профессиональных мотивов.

В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь

возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в

отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели

отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов

деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его

профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными

способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает

профессионала и непрофессионала.

Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности и

результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных,

выражающих и отражающих технологическую специфику и содержание

деятельностей.

Учитывая нарастающую множественность этих реалий (результатов больше, чем

функций и потребностей, целей -- чем мотивов), целесообразно, применительно к

любой деятельности, выделять ведущий мотив (или подмножество таких мотивов),

который можно конструктивно представить в виде образно-понятийной модели

реализации основной функции деятельности. Но это не значит, что в изучении

профессиональной (или иной) мотивации можно ограничиваться ведущими мотивами.

Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предвидимых результатов

на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому представить

взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов во внутреннем

и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что общественные

потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану деятельности, а

личные потребности, мотивы и цели -- к плану внутреннему. При этом личные

потребности суть отражения потребностей социальных, а социальные -- выражение

личных потребностей. Функции и результаты непосредственно выражают

общественные потребности и, в свою очередь, выражаются ими. В то же время

функции и результаты деятельности через посредство целей, мотивов и личных

потребностей формируют общественные потребности в деятельности и собственные

ее потребности. Общественные потребности конкретизируются в функциях и

результатах деятельности, а личные -- в мотивах и целях.

От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то

или иное действие путем указания на побудившие его объективные и субъективные

обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с действительными мотивами

поступка или даже сознательно маскировать их. Данное обстоятельство важно

учитывать военным руководителям при анализе поведения личного состава.

     Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает своих

потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими импульсами, говорят

о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного, подчеркивал, что

"многое в Я безусловно бессознательно". На деятельность человека могут

оказывать большое влияние влечения, как психологические состояния, выражающие

неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к

Информация о работе Мотивация поведения военных