Мотивация поведения военных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена
была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши
соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали
себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на
сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей
стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим
возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере
деятельности военных кадров.

Содержание

Содержание.....................................................................2
Введение. ..............................................................3
1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных
мотивов деятельности военных кадров.... 6
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.............................................................. 26
2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности
военнослужащих в современных
условиях.....................................................................
...................................................... 55
2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы
воинской деятельности............................. 55
2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70
Заключение....................................................................87
Список литературы.............................................................92

Работа содержит 1 файл

Мотивация поведения военных.doc

— 650.96 Кб (Скачать)

социобиологические, социальные.

     Биологические потребности - продолжить жизнь и род - присущи всему

живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения. Конечно,

эта потребность у человека социализирована и юридически закрепляется в

Конституции демократических государств как право на жизнь. Реализация  этой

потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно сказать, что они

призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.

     Биосоциальные потребности - те, в основе которых лежат биологические

потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище, жилище

и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных потребностей,

особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о боевой обстановке.

К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и сохраняют

биологическую основу, но главное в них - социальное. К таковым можно отнести

потребность в любви, познании, общении, активной и конструктивной деятельности,

благодаря реализациям которых человек и стал разумным существом. Для военных

кадров данные потребности имеют особую значимость.

     Социальные потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в

мире животных) - самопознание, самосознание человека как в смысле телесном, так

и духовном. Личность воина оценивается через призму таких качеств как честь,

достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

Эти базовые потребности можно разделить на две группы: материальные и духовные. 

Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье, одежде и

т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет существовать

физически. Неполное или нерегулярное удовлетворение этих потребностей

сказывается на настроении людей, на их работоспособности. Поэтому, например,

офицер должен заботиться, чтобы его подчиненные были сытно накормлены,

своевременно отдыхали, имели исправное обмундирование и т.д. Это обязанность

военных руководителей всех уровней и ее нужно неукоснительно выполнять, какой

бы сложной не была ситуация с финансированием армии. Но здесь и задача

государства - обеспечить свою военную организацию всем необходимым.  При этом

воинов следует приучать и к тому, что в боевой обстановке не будет возможности

полного удовлетворения всех материальных потребностей. Психологически

подготовленный к этому боец сможет более стойко перенести трудности,

сопряженные с усталостью, ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и

т.д.

Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося связано и с

удовлетворением его духовных потребностей. Духовные потребности--это

нужда человека в познании окружающего мира, в общественно значимом труде,

общении с другими людьми, их признании, благосклонности и поддержке, культурные

потребности. Если они систематически не удовлетворяются, то человек физически

продолжает существовать, но теряет свой человеческий облик. Разумеется, что в

поведении людей обычно сочетаются различные духовные и материальные потребности

с преобладанием какой-то определенной.

Кроме того, выделяются следующие разновидности потребностей.

Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой

индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с

этим на любой стадии развития общества массовидным является противоречие

между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит эта

проблема перед воинскими коллективами, перед каждым военнослужащим.

Необходимо стремиться к гармоничному сочетанию личных и социальных нужд,

доминированию, при определенных условиях, общественной составляющей.

Потребности здоровые и  нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и

общества в нормальных условиях существования и развития. Более того, можно

сказать, что сами нездоровые потребности, как правило, порождаются не

нормальными условиями существования. Наглядной иллюстрацией этого являются

такие социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные проблемы

распространены и в армейской среде и требуют пристального внимания командиров

всех уровней.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной

соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет

основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смотря

на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно

вычленить основную схему личностных потребностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения

одновременно взаимодействует со всеми уровнями,  происходит  так называемая

«сквозная регуляция», связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация

одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом.

Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к

повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в

самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей

ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее

уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической

зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно

потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть

системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее

уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев - к асоциальным

способам их реализации.

     Потребность в самореализации 
 
 

У социализированной личности существует потребность в самооценке, в

понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое

значение для его адаптации к окружающей среде.

      
 
 
 

Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе мотивации

воинской деятельности, предлагают следующую классификацию (основанную на

иерархической модели потребностей А. Маслоу):

* физиологические потребности,

* потребности безопасности и защиты,

* потребности принадлежности, любви;

* потребности самоуважения;

* потребности самоактуализации, личного совершенствования.

     Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической

активности, сне, защите от экстремальных температур и в стимуляции органов

чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает

возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на

определенном, специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в

конце концов теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к

собственно человеческому удовлетворению других видов потребностей.

     Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения

физиологических потребностей актуальными становятся потребности безопасности и

защиты. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в

предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх

и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения государством

создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д.

Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание

сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов выживания,

овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в относительной

безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию

определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных потребностей

воинов создаются путем реализации их прав и обязанностей, изложенных в

общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и есть внешнее проявление

личной безопасности.

Уникальность армии состоит в том, что функция защиты своего народа, мира на

земле призвана стоять выше, чем функция личной безопасности. На это способна

только зрелая личность, которая реализует себя в служении своему народу.

     Потребности принадлежности и любви. Это потребности в семье,

дружбе, любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества

(достаточно вспомнить курсанту период адаптации к армии). Каждый человек хочет

жить в атмосфере любви и заботы. Зрелая любовь подразумевает здоровье, нежные

взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении

и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства

достоинства. Когда человека не любят, появляются пустота и враждебность

Принадлежность к воинскому коллективу подразделения, включенность в дружеские

отношения, готовность оказать взаимопомощь - предпосылка психического

здоровья военнослужащего в условиях экстремального характера воинской службы.

     Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоуважения -

собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение

обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью и

свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный

успешно выполнять задачи воинской службы.

Уважение другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку и

приятие. Для военнослужащего значимо признание другими - командирами,

друзьями, семьей - того, что он делает. Хорошо, если его воинский труд

признан престижным, дающим высокий статус и у военного человека есть

своя репутация как высокая оценка его личности. Основой для

формирования самоуважения и уважения другими является высокий престиж воинской

службы в обществе.

Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности в

себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Это тем

более важно для командира, принимающего ответственные решения. Недостаточная

удовлетворенность приводит к чувству неполноценности, бессмысленности,

слабости, пассивности и зависимости, чувству пустоты и беспомощности при

Информация о работе Мотивация поведения военных