Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Татьяна Журавлева, 03 Октября 2010 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.
Происходящие в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………………………………………... 34
3.1. Анализ результатов исследования личностных предпосылок субъектности старших школьников……………………………….. 34
3.2. Анализ результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
3.3. Анализ взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4й курс.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     В ходе статистического анализа значимые различия в уровне выраженности склонности к отклоняющемуся поведению между юношами и девушками были обнаружены по шкале склонности к агрессии и насилию на уровне значимости p≤0,01. На уровне p≤0,05 значимые различия обнаружены по шкалам волевого контроля эмоциональных реакций и склонности к деликвентному поведению. Полученные данные свидетельствуют о том, что девушки более склонны к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения, чем юноши.

3.3. Анализ  взаимосвязи  субъектной позиции  и склонности к  отклоняющемуся поведению

     Для выявления возможных взаимосвязей между уровнем развития личностных предпосылок субъектности и склонностью к отклоняющемуся поведению был использован статистический анализ с применением коэффициента корреляции К. Пирсона в каждой подвыборке.

     Результаты  корреляционного анализа в подгруппе юношей представлены в Таблице 4. 
 

 Таблица 4

 Корреляционные  связи в подвыборке юношей

 Шкалы  опросника СОП  Шкалы опросника ЛПС
  О Эи Р К С И
Шк1 -0,50 -0,12 -0,61 -0,33 -0,34 -0,33
Шк2 -0,35 0,06 -0,43 -0,11 -0,31 -0,32
Шк3 -0,15 -0,02 -0,08 -0,06 -0,15 0,05
Шк4 -0,21 -0,11 -0,28 -0,21 -0,38 0,07
Шк5 -0,39 -0,08 -0,31 -0,24 -0,51 0,09
Шк6 -0,35 0,05 -0,29 -0,11 -0,44 0,05
 

      Примечание: Полужирным курсивом выделены взаимосвязи на уровне значимости p≤0,05, полужирным шрифтом на уровне значимости p≤0,01. 
 

     В подвыборке юношей было обнаружено пять обратно зависимых корреляционных взаимосвязей на уровне значимости p≤0,01 между шкалами «ответственность» и «склонность к преодолению норм и правил», «рефлексивность» и «склонность к преодолению норм и правил», «рефлексивность» и «склонность к аддиктивному поведению», «саморегуляция» и «волевой контроль эмоциональных реакций», «саморегуляция» и «склонность к деликвентному поведению».

     На     уровне     значимости    p≤0,05 было   обнаружено   семь  обратных зависимостей: «креативность» и «склонность к преодолению норм и правил», «саморегуляция» и «склонность к преодолению норм и правил», «интернальность» и «склонность к преодолению норм и правил», «ответственность» и «склонность к аддиктивному поведению», «саморегуляция» и «склонность к агрессии и насилию», «ответственность» и «волевой контроль эмоциональных реакций», «ответственность» и «склонность к деликвентному поведению».

      Результаты  корреляционного анализа в подгруппе девушек представлены в Таблице 5. 

 Таблица 5

 Корреляционные  связи в подвыборке девушек

 Шкалы  опросника СОП  Шкалы опросника ЛПС
  О Эи Р К С И
Шк1 -0,30 0,30 -0,06 -0,24 -0,41 -0,27
Шк2 -0,33 -0,47 -0,09 -0,29 -0,45 -0,39
Шк3 -0,36 -0,49 -0,27 -0,21 -0,42 -0,29
Шк4 -0,08 -0,21 0,11 0,19 -0,29 -0,11
Шк5 0,15 -0,24 -0,14 -0,25 -0,25 0,15
Шк6 -0,30 -0,39 -0,27 -0,19 -0,38 -0,21
 

      Примечание: Полужирным курсивом выделены взаимосвязи на уровне значимости p≤0,05, полужирным шрифтом на уровне значимости p≤0,01. 
 

     В подвыборке девушек было обнаружено три обратно зависимые корреляционные взаимосвязи на уровне значимости p≤0,01 между шкалами «эмоциональный интеллект» и «склонность к аддиктивному поведению», «рефлексивность» и «склонность к преодолению норм и правил», «эмоциональный интеллект» и «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению».

      На     уровне     значимости    p≤0,05 было   обнаружено   семь  обратных зависимостей: «саморегуляция» и «склонность к преодолению норм и правил», «ответственность» и «склонность к аддиктивному поведению», «интернальность» и «склонность к аддиктивному поведению», «ответственность» и «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «саморегуляция» и «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «эмоциональный интеллект» и «склонность к деликвентному поведению», «саморегуляция» и «склонность к деликвентному поведению».

     В результате проведенного исследования были выявлены множественные взаимосвязи в диагностируемых свойствах, при чем по всем шкалам были получены обратные зависимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В нашей курсовой работе мы выявили  теоретические  основы развития субъектной позиции старших школьников и раскрыли суть проблемы девиантного поведения в этом возрасте, исследовали и изучили особенности личности современного старшеклассника. Мы провели  практическое исследование с целью изучения личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте.

     Анализ  результатов исследования позволяет  сформулировать следующие выводы:

     1. К старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития  личностных предпосылок субъектности. По всем измеряемым характеристикам субъектной позиции, а именно ответственность, эмоциональный интеллект, рефлексивность, креативность, саморегуляция и интернальность, средние и высокие показатели преобладают над низкими.

     2. Чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению. В результате проведенного исследования были выявлены множественные взаимосвязи в диагностируемых свойствах, при чем по всем шкалам были получены обратные зависимости. Следовательно, уровень развития субъектной позиции влияет на степень склонности к отклоняющемуся поведению, и в виду полученных взаимосвязей, влияние является обратнопропорциональным.

     Таким образом, проведённое исследование изучения уровня развития  личностных предпосылок субъектности и взаимосвязи с отклоняющимся поведением в юношеском возрасте показывает, что поставленные цели и     задачи достигнуты, выдвинутые нами гипотезы были подтверждены. 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности: 
    Методологические проблемы психологии. М., 1973.
  3. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.,1980.
  4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта.   М., 1967.
  5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997.
  7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  9. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. М., 1998.
  10. Волкова Е.Н. Проблема субъективности человека в психологии. Матер. III Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар, 2003.
  11. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии, 2005. № 3.
  12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М., 1997.
  13. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
  14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  15. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980.
  16. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
  17. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. М., 1959.
  18. Дружинин В.Н. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.
  19. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.
  20. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.         М., 2003.
  21. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков.      М., 1978.
  22. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
  23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  24. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
  25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998.
  26. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 1983г.
  28. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
  29. Некрасов С.Д. Развитие субъектности личности. Матер. III Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар, 2003.
  30. Немов Р.С. Психология развития. М., 1998.
  31. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. 1998. № 9.
  32. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии. 1996. № 1.
  33. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.
  34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  35. Слободчиков  В.И.   Возрастная  периодизация  психологического  развития человека. М., 1997.
  36. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  37. Словарь практического психолога / сост. Головин С.Ю.           Минск, 1998.
  38. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица 1

Сводные данные диагностики по опроснику ЛПС (девушки)

О Эи Р К С И Шл Оу
    1
11 17 9 14 13 11 8 83
    2
17 20 11 15 14 12 4 93
    3
13 15 9 16 14 10 4 81
    4
10 15 11 14 9 7 10 76
    5
13 19 13 15 13 14 2 89
    6
11 17 8 10 13 18 4 81
7 8 13 10 17 10 5 6 69
    8
18 19 6 13 15 16 6 93
9 10 11 11 6 8 8 8 62
10 9 11 8 13 3 9 8 61
11 16 19 10 12 15 14 4 90
12 17 18 14 14 16 18 2 99
13 15 18 15 12 12 12 8 92
14 13 20 12 9 15 13 2 84
15 12 16 10 9 14 8 4 73
16 11 11 10 12 10 12 4 70
17 9 18 11 9 17 14 0 78
18 7 12 13 8 12 18 4 74
19 11 14 10 13 9 10 6 73
20 12 10 8 10 7 9 4 60
21 15 16 10 13 16 14 4 88
22 16 13 15 11 10 12 2 79
23 13 15 15 10 12 11 4 80
24 17 16 11 14 16 15 6 95
25 9 11 10 12 10 9 6 67
26 11 9 10 7 10 8 4 59
27 10 13 12 15 11 7 4 72
28 9 18 11 9 17 14 2 80
29 12 9 8 9 7 9 4 58
30 11 17 9 12 13 11 8 81
31 15 10 11 13 14 12 4 79
32 13 14 9 13 14 10 4 77
33 9 12 9 8 8 6 8 60
34 13 19 13 15 13 14 2 89
35 11 17 10 10 13 18 4 83
36 7 10 6 15 9 5 4 56
37 18 19 7 13 15 16 6 94
38 9 12 11 8 8 10 6 64
39 9 10 8 13 3 9 6 58
40 14 15 10 12 15 14 4 84

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе