Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Татьяна Журавлева, 03 Октября 2010 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.
Происходящие в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………………………………………... 34
3.1. Анализ результатов исследования личностных предпосылок субъектности старших школьников……………………………….. 34
3.2. Анализ результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
3.3. Анализ взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4й курс.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
  1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
  1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
  1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ  и интерпретация  результатов исследования………………………………………………………... 34
  3.1. Анализ результатов  исследования  личностных предпосылок  субъектности старших школьников……………………………….. 34
  3.2. Анализ результатов  исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
  3.3. Анализ  взаимосвязи  субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.

     Происходящие  в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и  подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.

     Объект  исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.

     Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

     Цель  курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

     Гипотеза  исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития  личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.

     Задачи  исследования:  

  1. Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
  2. Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
  3. Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
  4. Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

     Методологическими и теоретическими основами исследования являются психологическая теория деятельности личности и ее продуктивной активности (А.Н. Леонтьев), теория субъектности (В.И. Слободчиков), концепция девиантного поведения (Ю.А. Клейберг), теория социальной аномии (Э. Дюркгейм). В работе использованы концептуальные положения о субъекте деятельности, о характеристиках субъектности личности             (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская,                     А.В. Брушлинский, Б.С. Братусь, А.К. Осницкий, В.А. Петровский,                    В.И. Слободчиков), идеи рассмотрения личности как субъекта и субъектности как качества личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский,     С.Л. Рубинштейн).

         Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: опросник для выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности личности (Азлецкая Е.Н.), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.);

3. Методы первичной математико-статистической обработки и корреляционный анализ.

     Базой для экспериментальной  работы послужили учащиеся школы № 22 и № 100 г. Краснодара – 78 учащихся 10-х классов.

     Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения. Изложена на 44 страницах текста, содержит 5 таблиц, 2 рисунка, 2 приложения. Список литературы насчитывает 38 наименований.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.   Феномен субъектности человека

     В психолого-педагогической литературе разрабатываются разные подходы к феномену субъектности личности, авторами которых являются К.А. Абульханова-Славская [1], А.В. Брушлинский [8], Б.Г. Ананьев [3], А.Н. Леонтьев [18], В.А. Петровский [23], С.Л. Рубинштейн [24],               В.И. Слободчиков [26].

     В современных психологических исследованиях термины «субъект» и «субъектность» стали появляться все чаще. Субъект является особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности.

      Как справедливо замечает А.К. Осницкий [31] термин «субъектность» не является эквивалентом термина «субъект». Действительно, если «субъект» характеристика, претендующая на целостность, не сводимость к более простым свойствам, то «субъектность» как характеристику человека можно описать некоторой совокупностью свойств. Такой совокупностью С.Л. Рубинштейн [33] считал: рефлексию, интроспекцию, самосознание, отражение психического в самом себе.

     Е.Н. Волкова [9] в своих исследованиях определяет субъектность как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество. Субъектность, характеризующаяся определенной степенью выраженности субъектных свойств личности, задает качественно новый уровень бытия человека и подразумевает способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе. Как способность человека к самодетерминации различных сфер своего бытия субъектность выступает характеристикой личности, конституирующей ее [9].

     Субъектность можно определить как свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю.

     Когда мы говорим, что субъектность это свойство личности, то подчеркиваем факт имманентной присущности субъектности в каждой личности. Субъектность не существует вне личности. Личность потенциально имеет в себе субъектность. Это – во-первых. Во-вторых, каждое свойство раскрывает личность с определенной какой-то стороны в зависимости от характера ее взаимоотношений с миром. В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи и взаимозависимости предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, его внутренний мир прежде всего.

     Вместе с тем субъектность можно определить и как качество личности. «Качество» принято определять как категорию, которая отражает диалектику развития явлений, поскольку выступает в единстве с категориями количества и меры. Качество показывает определенный уровень развития чего-либо. Субъектность возникает на некотором уровне развития личности и представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека. В результате внутренних количественных изменений возникает новая способность осознанно производить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимости от них самому. Это первый аспект понимания субъектности как качественной характеристики. Второй аспект понимания субъектности как качества связан с рассмотрением единства устойчивого мотива и устойчивой формы поведения, освоенной для воплощения мотива как специфическая, особенная для данного человека характеристика, где качество личности

рассматривается   как  устойчивое,  укоренившееся   в  поведении  человека отношение к тем или иным сторонам действительности [10].

      Субъектность есть центральное образование человеческой реальности, следовательно, центральная категория психологии человека, а конкретнее – личности. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет ее новое системное качество. К.А. Абульханова-Славская [2] подчеркивает функционально-онтологический статус субъектности. Таким образом, способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней, активно адаптироваться к среде и к самому себе сущностная характеристика человека, определяемая его субъектностью и задающая качественный уровень бытия. Субъектность – это новое качество бытия, так как она дает возможность развернуть экзистенциальные измерения человека. Особенно на поздних этапах онтогенеза можно полагать, что личностно-психологические факторы субъектности могут актуализировать и решить бытийные задачи жизнедеятельности и сохранности пожилых и стариков.

      Поскольку субъектность – свойство личности, личностные детерминанты будут определять субъектность человека. Если ориентироваться на структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном [33], то обнаруживаются два основных фактора, влияющих на качество и развитие субъектности человека. Это мотивационно-смысловая сфера личности и самосознание.

      Субъектность – самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней. И.С. Якиманская [37], подчеркивая множественность проявления активности субъекта, различает направления развития активности ребенка: приспособительное и креативное. Она определяет субъектность как приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека.                   А.В. Брушлинский [8], подчеркивая, что по мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование, субъектность определяет как «системную целостность» психических процессов, состояний и свойств человеческого сознания и бессознательного. Он говорит о том, что будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видах своей активности.           А.К. Осницкий [31] определяет субъектность как целостную характеристику активности человека, обнаруживаемую в деятельности и поведении человека.

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе