Автор: Татьяна Журавлева, 03 Октября 2010 в 20:48, курсовая работа
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.
Происходящие в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………………………………………... 34
3.1. Анализ результатов исследования личностных предпосылок субъектности старших школьников……………………………….. 34
3.2. Анализ результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
3.3. Анализ взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..
Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог У. Шелдон, который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека. Три ведущих вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный – коррелируют с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетание дает конкретный психотип. Например, для соматотонии характерны такие черты, как потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность. Напротив, при церебротонии наблюдаются сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к одиночеству [13].
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев – ими можно управлять.
У истоков социологии отклоняющегося поведения стоял французский ученый Э. Дюркгейм [18]. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э. Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения.
Отечественный социально-психологические теории возникновения девиантного поведения разрабатывались такими исследователями, как Ю.А. Клейберг, Я.И. Гилинский, Б.С. Братусь [22] на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение – это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [22].
Большой интерес представляет позиция Я.И. Гилинского [30], считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно – любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий развития наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как служит социальное неравенство.
Таким
образом, социологические и близкие
к ним социально-
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [23].
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Это объясняется тем, что во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Это проявляется в таких конкретных явлениях, как аддиктивное (алкоголизм, наркомания) поведение, агрессивное, суицидальное, делинквентное (противоправное) поведение и другие.
Говоря об алкоголизации (злоупотреблении алкоголем) и раннем алкоголизме, специалистам весьма важно различать: а) случайное, эпизодическое употребление алкоголя, б) более или менее регулярное пьянство и в) алкоголизм, когда субъект уже не может обойтись без алкоголя. Эти различия не только количественные, но и качественные [14]. Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.
Проблему подростковой и юношеской наркомании в России долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркотизации: единичное или редкое употребление наркотиков; многократное их употребление (злоупотреблением наркотиками), но без признаков психической или физиологической зависимости; наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции; наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен уже не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции; наркомания III стадиии – полная физическая и психическая деградация [26].
Как
и пьянство, подростковый наркотизм
связан с психическим
Помимо
вреда для здоровья наркотизм
почти неизбежно означает вовлечение
подростка в криминальную субкультуру,
где приобретаются наркотики, а
затем он и сам начинает совершать
все более серьезные
Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, которые все они прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто посторонних людей.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется (Я – как все!). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Проблема суицидального поведения, юношеских самоубийств многие годы была под запретом. Поэтому широко распространены два ошибочных мнения: 1) самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди; 2) именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства.
На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет резко увеличивается.
У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» – самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи) [23].
Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер.
За юношескими самоубийствами стоят такие психологические проблемы, как неудача, жизненные трудности. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» – не что иное, как попытка разрешить проблемы путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно [20].
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [21].
Большинство делинквентных подростков живет в неблагополучных семьях, что, в свою очередь, связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей; характерные черты этих подростков – хроническая неуспеваемость, обособление от школьного коллектива и плохие взаимоотношения с учителями.
По наблюдениям психиатров и криминологов, среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Однако взаимосвязь между юношеской преступностью, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией – с другой, неоднозначна и зависит от многих других факторов.
Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее отклоняющееся поведение подростка (юноши), тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. Однако мало выраженная делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.
Итак,
важно не только то, сколько и
какие проступки совершил данный
подросток, но и субъективный личностный
смысл такого поведения. В целом исследования
подтверждают гипотезу Э. Эриксона о значении
для подростка отрицательной идентичности,
в которой подросток подчас ищет и находит
убежище от трудностей и противоречий
взросления. Формирование отрицательной
идентичности тесно связано с включением
подростка в девиантную субкультуру; «скачок»
здесь происходит в среднем около 15 лет.
У 15–18-летних юношей делинквентное поведение
связано с неосознаваемым пониженным
уровнем самоуважения, чего еще не наблюдается
у подростков 11–14 лет [23].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в возрасте 16–17 лет в количестве 78 человек, из них 38 юношей и 40 девушек.
Для изучения субъектной позиции школьников был использован «Опросник для выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности личности». Автором-разработчиком опросника является Е.Н. Азлецкая.
Данный опросник наиболее полно раскрывает индивидуальные особенности старшеклассника. Предназначен для выявления уровня сформированности ряда факторов личностного развития, а именно: ответственности, эмоционального интеллекта, рефлексивности, креактивности, саморегуляции, интернальности. Так же имеется шкала лжи.
Опросник состоит из 120 высказываний об особенностях поведения, предполагает бланковый вариант ответов.
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения, образе жизни, общении. Их нужно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, необходимо примереть его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам.
Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, необходимо выбрать один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставить крестик в соответствующей графе на бланке ответов.
Выбранный вариант ответа отмечается в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
На основании данных, полученных по опроснику для выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности личности, показатели подразделяются на три уровня, причем у мальчиков и у девочек значения уровней несколько различаются.
У мальчиков:
1) низкий
значение уровня развития личностных
предпосылок
субъектности ниже 51%;
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе