Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Татьяна Журавлева, 03 Октября 2010 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.
Происходящие в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………………………………………... 34
3.1. Анализ результатов исследования личностных предпосылок субъектности старших школьников……………………………….. 34
3.2. Анализ результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
3.3. Анализ взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4й курс.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Разрабатывая идею субъекта, С.Л. Рубинштейн [33] высказал кардинальное положение о включении человека в состав бытия, считая субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Он отмечает, что субъекта характеризует его активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию, это – высший уровень развития человека.

     По определению А.В. Брушлинского [8], субъектность это свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю, при этом необходимо подчеркнуть факт имманентной присущности субъектности каждой личности. Субъектность не существует вне личности, а личность потенциально имеет в себе субъектность. Кроме того, каждое свойство раскрывает личность с определенной какой-то стороны в зависимости от характера ее взаимоотношений с миром. В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности. При этом ее специфика заключается во взаимосвязи и взаимозависимости предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, и, прежде всего, его внутренний мир.

     Становление субъектности – сложный процесс качественного преобразования включенных в деятельность и обеспечивающих осуществление психических и личностных свойств в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности. Под становлением субъектности понимается процесс оформления имеющихся предпосылок собственно человеческого, индивидуального, природного в человеке [31]. Характеристики личности выступают ее ресурсом в осуществлении деятельности. Поэтому в зависимости от уровня развития, личность может решать поставленные перед ней задачи или эмпирически, или в результате теоретического или интеллектуального анализа и синтеза. Соответственно, насколько более интеллектуально, нравственно оснащен субъект, настолько он воспринимает и формулирует задачу. В зависимости от личностно-психологических свойств субъект организует свою деятельность, выбирает способ деятельности с точки зрения оптимальности для себя, и здесь главным механизмом является саморегуляция [8].

     Личность исходит не только из психических ресурсов, способностей, возможностей, потребностей, а из своей жизненной стратегии, иначе говоря, из своего отношения к делу, жизни, ситуации. Если человек пассивен и пришел к выводу, что его жизненные устремления и усилия бессмысленны, вряд ли можно будет считать, что он обладает субъектностью. Такая личность будет уходить от решений, неадекватно себя проявлять, подвергнется деформации и деградации.

     С.Л. Рубинштейн [33] отмечает, что субъектность предполагает сознательное отношение к деятельности. Я – это субъект сознательной, «произвольной» деятельности, осознающий мир, других людей, самого себя. В ходе развития сознания возникает самосознание личности. Самосознание - это не осознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющий его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе. Самосознание, познание собственного «я» развивается через познание других людей. Благодаря этому человек осознает свой способ жизни, свои отношения с миром и людьми.

     Концепции В.А. Петровского [32] предлагает понимание субъекта как источника деяний – реальных изменений, которые он произвел в жизни окружающих его людей и в самом себе, изменений, которые значимы не только для него, но и для окружающих его людей, даже если они выходят за пределы собственных его побуждений и намерений. Субъектность рассматривается как способность человека воспроизводить себя в окружающем мире.

      Субъектность человека проявляется в его деятельности особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире. В.А. Петровский [32] указывает четыре сферы такой деятельности: жизнедеятельность, предметная деятельность, общение, самосознание. Речь идет о существовании личности как единомножия субъектов четырех сфер деятельности, сама же личность существует в четырех «пространствах»: Жизнь, Культура, Другой человек, Я сам. Человек, вступая в каждую из сфер, обретает в ней свое присутствие, то есть отражается в ней как личность.

     Качества субъектности способны складываться и развиваться в процессе деятельности. Под развитием субъектности мы понимаем структурное усложнение качества, овладение умением управлять своей деятельностью, которое рассматривается через расширение меры управления, увеличение степени интегрированности, степени соответствия жизненной программы личности ее ценностям, знаниям и умениям. Развитие вызвано переработкой условий деятельности, согласованием новых побуждений к деятельности, приводящие к целостным изменениям субъекта, формированию новых структур личности, вызывающих изменения в потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сферах [15].

     В.И. Слободчиков [34] определил этапы развития субъектности как пять возрастных ступеней:

      1. От рождения до первого года – ступени оживления – практическое отношение к собственной жизнедеятельности существует в специфической форме. Его «субъектом» оказывается не индивид в своей изолированности, а

само событие, живое единство ребенка и матери в их отношении к остальному миру и к своей совместности в том числе. Кардинальное приобретение данной ступени развития это подлинный синтез человеческого тела его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, созидательных измерениях.

  1. Новая ступень развития внутреннего мира человека – ступень 
    одушевления   в   начале   его   самоопределения   и   субъективации       это 
    прямохождение   и   речь.   Носителем   и   реализатором   субъектности   как 
    психосоциальной реальности является множество предметно-орудийных и 
    чувственно-практических   действий,   которые   становятся   содержанием   и 
    основой   становления   самости.   Сравнивающая   рефлексия   обеспечивает 
    субъекту опознание себя в наличном, очевидном мире и отождествление с ним. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость: в целостности «Я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.
  2. С шести-семи до восемнадцати – ступень персонализации. Здесь 
    происходит превращение различных деятельностных структур субъектности в содержании его представлений о себе (самооценка, образ «Я» и др.). Именно с этого момента ребенок начинает становиться личностью – точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них. Наиболее  остро этот процесс протекает в подростковом  возрасте, что проявляется в стремлении ребенка проявить себя в таких качествах,которые он сам считает ценными, поставив под сомнение систему внешних требований. Последнее    наиболее    характерно    для    юношеского возраста, когда преодолеваются социально ролевые ожидания сверстников и старших. Принцип персональное, который складывается на данной ступени развития, является      фундаментальной     предпосылкой     образования подлинно индивидуального духа человека.
  3. Только со ступени индивидуализации (от 20 до 40 лет) можно говорить о принципиальной возможности духовного саморазвития. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не – Я», человек становится ответственным за собственную субъектность.

     5. Ступень универсализации (от 45 до 65 и более лет). Здесь впервые открывается потенциальная эквивалентность человека Миру, что позволяет ему выйти за пределы сколь угодно развитой индивидуальности как таковой и войти в область жизненных смыслов и духовных ценностей как «в свое другое» («Я – Ты») [34].

     Развитие субъектности личности является сложным интегралом двух процессов становления природной и обретения социальной субъектности. Обретенное возрастное самосоознание себя зрелой личностью является компонентом субъектности личности [28].

     Всесторонний  анализ и учет научных подходов к  пониманию сущности субъектности позволили сформулировать определение данного феномена: субъектность – это интегральное психическое качество, выражающее осознание человеком своей способности произвольно и самостоятельно осуществлять значимые преобразования в объекте деятельности, других людях  и самом себе, тенденцию человека к инициации активности (мотивационный компонент) через распознавание оснований для ее проявления в ситуациях, характеризующихся недостаточной нормативной определенностью (рефлексивный компонент), способность к оптимальному согласованию внутреннего и внешнего психического ресурса и саморегулирование собственных состояний и действий в процессе решения жизненных и профессиональных задач (операциональный компонент).

 
1.2.   Особенности юношеского возраста

     Говоря о старшем школьном возрасте Л.И. Божович [15] определяет его как юношеский, сосредотачивая внимание на развитии мотивационной сферы личности: определение старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Границы подросткового периода устанавливаются между 11–12 и 14–15 годами, а возраст старшеклассников, от 14–15 до 17 лет, определяется как ранняя юность.

     При этом положение старшеклассника определяет не только хронологический возраст и определенная ступень индивидуального развития (созревания), но и социальный статус, специфические свойства которого требуют от юношей и девушек не столько выбрать свой жизненный путь и будущую профессиональную деятельность, сколько, оставаясь детьми, быть готовыми к принятию жизненно важных решений [6].

    Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в

юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

     Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. [27].

     В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

     В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.  

     Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Эта устремлённость только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше [24].

     Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16–17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11–15 лет. Это говорит о том, что юность – период стабилизации личности. В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности [24].

     В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной [24].

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе