Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Татьяна Журавлева, 03 Октября 2010 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные изучению активной, творческой, самоопределяющейся личности, а также условий, способствующих развитию субъектной позиции на разных стадиях онтогенеза.
Происходящие в обществе перемены стали причиной ряда негативных социальных процессов, проявляющихся в молодежной и подростковой среде. Значительное количество современных школьников, испытывая неуверенность и беспомощность перед лицом социально-экономических потрясений, выбирают деструктивную жизненную позицию либо предпочитают «плыть по течению». Это становится причиной поведенческих отклонений, роста различных форм девиантного поведения среди молодежи. Для общества важно, какими дети вступят во взрослую жизнь: будут ли это люди, незащищенные в социальном плане, нормой существования которых являются неприемлемые в обществе формы поведения, или же новое поколение войдет в жизнь с желанием реализовать свой творческий потенциал в постоянно меняющемся мире, способным принять на себя ответственность за выбор жизненного пути. Поэтому исследование развития субъектной позиции и феномена отклоняющегося поведения не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции учащихся в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Цель курсовой работы – выявить взаимосвязь субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что к старшим классам у школьников сформирован достаточно высокий уровень развития личностных предпосылок субъектности. И чем выше у школьников уровень развития субъектной позиции, тем ниже склонность к отклоняющемуся поведению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ феномена субъектности человека.
Раскрыть сущность проблемы отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте.
Провести практическое исследование с целью выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности и склонности к отклоняющемуся поведению в старшем школьном возрасте.
Изучить особенности взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. теоретический анализ концептуальных единиц исследования………………………………………………………. 6
1.1. Феномен субъектности человека………………………………….. 6
1.2. Особенности юношеского возраста……………………………...... 13
1.3. Отклоняющееся поведение в юношеском возрасте…………........ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….. 30
3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………………………………………... 34
3.1. Анализ результатов исследования личностных предпосылок субъектности старших школьников……………………………….. 34
3.2. Анализ результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 37
3.3. Анализ взаимосвязи субъектной позиции и склонности к отклоняющемуся поведению………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4й курс.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

      «Опросник для выявления уровня развития личностных предпосылок субъектности личности» выбран нами, так как позволяет получить более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа.

      Выявление склонности к отклоняющемуся поведению проводилась с помощью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП). Автором-разработчиком опросника является А.Н. Орел Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

      Опросник  содержит мужской и женский варианты. Мужской вариант состоит из 98 утверждений, женский – из 107 утверждений. Они касаются некоторых сторон жизни, характера, привычек школьника. Прочитав каждое утверждение, необходимо решите – верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Опросник предполагает варианты ответа «Да» или «Нет».

      Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Это шкалы – склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению.

      Служебная шкала – это шкала установки на социальную желательность. Предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом.

      Методы статистической обработки данных – критерий U Манна-Уитни и коэффициент корреляции r Пирсона.

      Критерий U Манна-Уитни является одним из самых распространенных непараметрических критериев для оценки достоверности различий между несвязными выборками. Этот критерий применяют для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух независимых (несвязных) выборок. При этом выборки могут различаться по числу входящих в них испытуемых [19].

      Величина  коэффициента линейной корреляции r Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем –1. Эти два числа +1 и –1 − являются границами для коэффициента корреляции. Когда при расчете получается величина большая +1 или меньшая –1, то следовательно произошла ошибка в вычислениях.

      Если  коэффициент корреляции по модулю оказывается  близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. Так, в частности, при корреляции переменной величины с самой собой величина коэффициента корреляции будет равна +1. Подобная связь характеризует прямо пропорциональную зависимость.

      Если  же значения переменной Х будут распложены в порядке возрастания, а те же значения (обозначенные теперь уже как переменная У) будут располагаться в порядке убывания, то в этом случае корреляция между переменными Х и У будет равна точно –1. Такая величина коэффициента корреляции характеризует обратно пропорциональную зависимость.

      Знак  коэффициента корреляции очень важен  для интерпретации полученной связи  [19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3. Анализ и интерпретация  результатов исследования 

  3.1. Анализ результатов  исследования  личностных предпосылок субъектности старших школьников 

     Из общей выборки испытуемых было сформировано две подгруппы по гендерному признаку: подгруппа юношей в количестве 38 человек и подгруппа девушек в количестве 40 человек.

     Сводные данные диагностики испытуемых по опроснику личностных предпосылок субъектности личности приведены в приложении 1.

     После первичной обработки данных был произведен подсчет количества испытуемых раздельно в группах юношей и девушек с высокими, средними и низкими показателями по каждой шкале опросника ЛПС: ответственность, эмоциональный интеллект, рефлексивность, креактивность, саморегуляция, интернальность (табл. 1). 

     Таблица 1

       Количество испытуемых в группах юношей и девушек с высокими, средними, и низкими показателями по каждой шкале

Шкалы опросника 
    Количество юношей
    Количество девушек
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ответственность 4 29 5 2 27 11
Эмоц. интеллект 8 22 8 6 23 11
Рефлексивность 6 22 10 2 34 4
Креативность 5 25 10 5 33 2
Саморегуляция 3 20 8 6 24 10
Интернальность 2 22 14 5 28 7
 

      Средние показатели по опроснику ЛПС по каждой подгруппе представлены на рис 1.

Рис. 1. Средние показатели по опроснику ЛПС

      Примечание: О – ответственность; Эй – эмоциональный интеллект; Р – рефлексивность; К – креативность; С – саморегуляция; И – интернальность. 

     Из рисунка 1 видно, что уровень развития личностных предпосылок субъектности личности у девушек несколько выше, чем у юношей. Однако стоит отметить, что у юношей уровень саморегуляции и интернальности выше, чем у девушек. В остальном, показатели шкал «ответственность», «эмоциональный интеллект», «рефлексивность» и «креативность» в подгруппе юношей выше, чем в подгруппе девушек.

      Уровень развития личностных предпосылок субъектности личности в старшем школьном возрасте недостаточно высокий, так как по всем показателям средние значения резко преобладают над низкими, как у юношей, так и у девушек.

     По показателю «ответственность» низкие показатели были выявлены у 2 девушек и 4 юношей, что составило 5% и 10,5% соответственно, средние показатели были выявлены у 27 девушек и 29 юношей, что составило 65,5% и 75,4% соответственно. Высокие показатели у 11 девушек и 5 юношей, что составило 27,5% и 13% соответственно.

      По показателю «эмоциональный интеллект» были выявлены низкие показатели у 6 девушек и 8 юношей, что составило 15% и 20,8% соответственно. Средние показатели были выявлены у 23 девушек и 22 юношей, что составило 57,5% и 57,2% соответственно. Высокие показатели выявлены у 11 девушек и 8 юношей, что составило 27,5% и 20,8% соответственно.

      По показателю «рефлексивность» низкие показатели были выявлены у 2 девушек и 6 юношей, что составило 5% и 15,6%. Средние показатели были выявлены у 34 девушек и 22 юношей, что составило 85% и 57,2 % соответственно. Высокие показатели выявлены у 4 девушек и 10 юношей, что составило 10% и 26% соответственно.

      По показателю «креативность» низкие показатели были выявлены у 5 девушек и 5 юношей, что составило 12,5% и 13% соответственно. Средние показатели были выявлены у 33 девушек и 27 юношей, что составило 82,5% и 70,2% соответственно. Высокие показатели выявлены у 2 девушек и 6 юношей, что составило 5% и 16,6% соответственно.

      По показателю «саморегуляция» низкие показатели были выявлены у 6 девушек и 3 юношей, что составило 12% и 15,6%. Средние показатели были выявлены у 24 девушек и 25 юношей, что составило 60% и 65% соответственно. Высокие показатели выявлены у 10 девушек и 10 юношей, что составило 25% и 26% соответственно.

      По показателю «интернальность» низкие показатели были выявлены у 5 девушек и 2 юношей, что составило 12,5% и 5,2%. Средние показатели были выявлены у 28 девушек и 22 юношей, что составило 70% и 57,2% соответственно. Высокие показатели выявлены у 7 девушек и 14 юношей, что составило 17,5% и 36,4% соответственно.

      Для проверки достоверности различий по уровню выраженности личностных предпосылок субъектности личности между юношами и девушками был произведён расчёт по критерию U Манна-Уитни. Выбор непараметрического критерия обосновывается тем, что данные не распределены по нормальному закону.

      Общие данные статистического анализа приведены в таблице 2. 

      Таблица 2

 Данные статистического анализа с применением U-критерия Манна-Уитни

 
      Шкалы опросника ЛПС
О Эи Р К С И
U Манна-Уитни 693,50 744,50 690,50 696,50 663,50 682,00
Uкр 594 p≤0,05

526 p≤0,01

 

      Примечание: О - ответственность; Эи - эмоциональный интеллект;                   Р - рефлексивность; К - креативность; С - саморегуляция; И - интернальность.

     В ходе статистического анализа значимых различий в уровне выраженности личностных предпосылок субъектности личности между юношами и девушками не выявлено. Таким образом, гендерные различия в диагностируемых индивидуальных особенностях старших школьников 16–17 лет не проявляются.

  3.2. Анализ результатов  исследования склонности  к   отклоняющемуся  поведению

     Из общей выборки испытуемых было сформировано две подгруппы по гендерному признаку: подгруппа юношей в количестве 38 человек и подгруппа девушек в количестве 40 человек.

     Результаты  выполнения методики, диагностирующей  склонность к отклоняющемуся поведению, представлены в Приложении 2.

     Средние показатели по опроснику СОП по каждой подгруппе представлены на рис 2. 

 

Рис 2. Средние показатели по опроснику СОП

     Примечание: Шк1 – шкала склонности к преодолению норм и правил; Шк2– шкала склонности к аддиктивному поведению; Шк3 – шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; Шк4 – шкала склонности к агрессии и насилию; Шк5 – шкала волевого контроля эмоциональных реакций; Шк6 – шкала склонности к деликвентному поведению. 

     Из рисунка 2 видно, что выраженность показателей по опроснику СОП в подгруппе девушек больше, чем в подгруппе юношей. Однако стоит отметить, что у юношей склонность склонность к преодолению норм и правил и к аддиктивному поведению выше, чем у девушек. В остальном, показатели шкал в подгруппе девушек выше, чем в подгруппе юношей.

     Для проверки достоверности различий по уровню выраженности склонности к отклоняющемуся поведению между юношами и девушками был произведён расчёт по критерию U Манна-Уитни. Выбор непараметрического критерия обосновывается тем, что данные не распределены по нормальному закону.

      Результаты статистического анализа приведены в Таблице 3. 
 
 

      Таблица 3

 Данные статистического анализа с применением U-критерия Манна-Уитни

 
      Шкалы опросника СОП
Шк1 Шк2 Шк3 Шк4 Шк5 Шк6
U Манна-Уитни 692,50 742,50 748,50 509,00 553,00 584,00
Uкр 594 p≤0,05

526 p≤0,01

 

     Примечание: Шк1 – шкала склонности к преодолению норм и правил; Шк2– шкала склонности к аддиктивному поведению; Шк3 – шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; Шк4 – шкала склонности к агрессии и насилию; Шк5 – шкала волевого контроля эмоциональных реакций; Шк6 – шкала склонности к деликвентному поведению. 

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе