Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно сделать  вывод о том, что межличностные  отношения сверстников младшего  школьного возраста зависят от  многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. 

                                         
 
 
 
 
 
 
 

 

                                            Заключение

Причиной  неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к  другу, как правило, инициируемое взрослыми. Когда же на смену настороженности, а в определенный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием.

   Для успешного нравственного  воспитания мальчиков и девочек  наиболее

благоприятны  условия, при которых в семье  живет три поколения, когда в  семье примерно равное количество мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Такой состав благоприятствует накоплению детьми опыта межполовых отношений как внутри поколений, так и между ними.

    Для нравственного воспитания мальчиков и девочек в семье особую роль играет разнополый коллектив детей — тогда первичный опыт межполового общения приобретается легко и естественно. Если семья не имеет второго или третьего ребенка, то она может восполнить недостаток его общения с представителями противоположного пола, например, в дружбе с семьями, в которых есть дети другого пола.

 После  школы в жизни мальчиков решающую роль играют двор и микрорайон, для девочек — семья и частично двор.

  Успешное  решение всех этих задач предполагает  объединение

усилий  школы  и семьи при работе с  каждым ребенком.

     Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, младшего школьного возраста, определяется гендерными особенностями в младшем школьном возрасте, так как  дети объединяются по половому признаку и общности интересов. 

      
 

                                            Список литературы 

1 Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (Пер. с англ.).- Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998. – 256с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

3 Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

5 Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

6  Волынская Л.Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно–смысловой структуры личности в дальнейшем // Мир психологии.- 2004.- № 1.- С. 114–121.

7 Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология/ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.

8 Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск: Народная асвета. 1969.- 240 с.

9. Киммел М. Гендерное общество. – М.: РОССПЭН, 2006. – 464 с.

10 . Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. - С. 25-32.

11 Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПБ: Питер, 2002. – 544 с.

12 Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.-СПБ : Питер, 2000. – 212 с.

13 Фархитдинова О.М. Гендерный вызов в практике образования: проблема основания // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей. – Екатеринбург: ЕГУУ, 2004.- С. 27–37.

14 Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. – М.: Юрист, 1995.- С. 67–84.

15 Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1985.- № 6.- С. 26–37.

16 Хризман Т.П. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: Круг, 1994.- С. 113–122.

17 . Хегай  М.Н. Гендерные стереотипы и насилие против женщин // Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Отв. ред. М.Н. Хегай. – Душанбе, 1999.- С. 33–40.

18. Хоткина З.А. Когда дети становятся взрослыми: негативные последствия патриархатной социализации в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.- С. 33–39.

19 Эльконин Д.Б,. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.-М.: Просвещение, 1967.- 360 с

20 Хасан Б.И. Бреслав Г.М., Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. -1990.- N 2.

21 Начальная школа, Проблемы в общении

 http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_03e.shtml

22 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В Петровского., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

  http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch8_6.html

23 Гендерная психология

http://lib.rus.ec/b/165724/read 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет  образовательных технологий

Кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по  психологии 
 
 
 

Гендерные особенности межличностного общения

детей младшего школьного возраста 
 
 
 

                                                      Выполнила:     Фёдорова Наталья  Сергеевна,

                                                                                студентка 3 курса,

                                                                                профиль «Практическая психология                            

                                                                                 в образовании» 
 

      Руководитель:  Лебедева Наталья Викторовна,

      доцент  кафедры 

                                                                                   педагогики и  психологии                     

      начального  и дошкольного

      образования,

      кандидат  психологических наук 
 
 

      Псков

                                           2011 
 
 
 

         
 
 

     Приложение

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников