Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа
цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что
Причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к другу, как правило, инициируемое взрослыми. Когда же на смену настороженности, а в определенный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием.
Для успешного нравственного
воспитания мальчиков и
благоприятны условия, при которых в семье живет три поколения, когда в семье примерно равное количество мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Такой состав благоприятствует накоплению детьми опыта межполовых отношений как внутри поколений, так и между ними.
Для нравственного воспитания мальчиков и девочек в семье особую роль играет разнополый коллектив детей — тогда первичный опыт межполового общения приобретается легко и естественно. Если семья не имеет второго или третьего ребенка, то она может восполнить недостаток его общения с представителями противоположного пола, например, в дружбе с семьями, в которых есть дети другого пола.
После
школы в жизни мальчиков
Успешное
решение всех этих задач
усилий школы и семьи при работе с каждым ребенком.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, младшего школьного возраста, определяется гендерными особенностями в младшем школьном возрасте, так как дети объединяются по половому признаку и общности интересов.
1 Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (Пер. с англ.).- Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998. – 256с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
3 Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
5 Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
6 Волынская Л.Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно–смысловой структуры личности в дальнейшем // Мир психологии.- 2004.- № 1.- С. 114–121.
7 Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология/ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
8 Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск: Народная асвета. 1969.- 240 с.
9. Киммел М. Гендерное общество. – М.: РОССПЭН, 2006. – 464 с.
10 . Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. - С. 25-32.
11 Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПБ: Питер, 2002. – 544 с.
12 Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.-СПБ : Питер, 2000. – 212 с.
13 Фархитдинова О.М. Гендерный вызов в практике образования: проблема основания // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей. – Екатеринбург: ЕГУУ, 2004.- С. 27–37.
14 Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. – М.: Юрист, 1995.- С. 67–84.
15 Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1985.- № 6.- С. 26–37.
16 Хризман Т.П. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: Круг, 1994.- С. 113–122.
17 . Хегай М.Н. Гендерные стереотипы и насилие против женщин // Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Отв. ред. М.Н. Хегай. – Душанбе, 1999.- С. 33–40.
18. Хоткина З.А. Когда дети становятся взрослыми: негативные последствия патриархатной социализации в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.- С. 33–39.
19 Эльконин Д.Б,. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.-М.: Просвещение, 1967.- 360 с
20 Хасан Б.И. Бреслав Г.М., Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. -1990.- N 2.
21 Начальная школа, Проблемы в общении
http://adalin.mospsy.ru/l_04_
22 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В Петровского., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.
Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
http://www.ido.rudn.ru/
23 Гендерная психология
http://lib.rus.ec/b/165724/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет образовательных технологий
Кафедра
педагогики и психологии начального
и дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по психологии
Гендерные особенности межличностного общения
детей младшего
школьного возраста
Руководитель: Лебедева Наталья Викторовна,
доцент кафедры
начального и дошкольного
образования,
кандидат
психологических наук
Псков
Приложение
Информация о работе Межличностное общение младщих школьников