Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

   В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних - чрезмерная застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

          Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.

      А.В. Петровский [22] пишет, что младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.

    Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты. другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола.

Интересы  и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою  далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности  мальчика, подростка, юноши. Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3-4 раза чаще чем мальчики, ведут дневник.

Авторы  статьи «Гендерная психология» [23]   говорят о том, что лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то последние лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии. Все эти особенности психологии мальчиков, подростков, юношей в различных ситуациях определяют существенные различия в поведении их в сравнении со сверстницами. Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков проходится заставлять их делать. Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не хуже. а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы. аккуратно складывать одежду и ставить обувь.

  Психологические  различия мальчиков и девочек  находят отчетливое выражение  в качестве причин неуспеваемости. Как отмечает Ю. К. Бабанский, [22] среди причин неуспеваемости у девочек во всех классах больший процент занимает слабое здоровье (т. е. причина объективная и уважительная), тогда как неуспеваемость, связанная с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше, чем у девочек, причем во всех возрастах. В целом комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек

  При  этом в начальных классах основной  трудностью обучения мальчиков  является именно их незрелое  отношение к учению: они не  чувствуют ответственности, мало  переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учи теля и родителей, забывают, что им задано, или не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста.

  Существенным недостатком школьников обоего пола является неумение организовывать совместную деятельность. Частично это связано с индифферентным в смысле половой принадлежности школьников характером учебно-воспитательного процесса, от чего, несомненно, страдает качество и обучения, и воспитания. Видимо, следует более полно использовать возможности внеклассной работы для воспитания навыков совместной деятельности школьников обоего пола. Другой причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к другу, как правило, инициируемое взрослыми. Когда же на смену настороженности, а в определенный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит правильных путей, так как к этому нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием. В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о характере общественно полезного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, с неумением организовывать совместную деятельность с представителями другого пола, испытывают большие трудности в общении с ними, отмечают авторы статьи «Гендерная психология» [23] 

1.3. Гендерные особенности общения детей начальных классов 

   Дети в возрасте 6-7 лет имеют особенность общаться по группам. Небольшие объединения ребят в детском саду и начальных классах средней школы – привычное явление. Дружат обычно отдельно мальчики и девочки. Нередко между ними возникают вражеские отношения. Но беспокоиться не стоит – это естественно для детей раннего школьного возраста. В общении со сверстниками мальчики обычно немного агрессивны, а девочки спокойны. Маленькие мужчины во всех делах ориентированы на победу. Они стремятся быть самыми ловкими в играх, самыми шумными в разговорах, всегда выделяться и превосходить сверстников. Девочки в этом возрасте требуют заботы и чуткости. Обратите внимание, что эти потребности остаются на протяжении всей жизни. Большинство женщин хотят чувствовать себя защищенными, а мужчины стремятся превосходить окружающих. Но взрослые контролируют свои желания и потребности, в то время как дети – нет. Как происходит общение детей в микрогруппах? Маленькие девочки много разговаривают, устанавливая положительные отношения друг с другом. Они делятся тайнами, поддерживают подруг во всем, стремятся построить вокруг себя комфортный мир. Дружба мальчиков основана на играх и соревнованиях. Каждый сравнивает себя с остальными, стремясь быть лучшим. Не редко в мальчишеских микрогруппах есть место хвастовству, дракам и соперничеству. В период 6-7 лет дети переживают один из первых кризисов личности. Они переходят от образа жизни маленького ребенка к новому этапу – поступление в школу, появление ответственности, взросление. Все дети в начальных классах чувствуют себя взрослыми и стремятся проявлять это: они играют в профессии и семью, интересуются всем новым, ищут для себя пример поведения среди взрослых. Для мальчиков сейчас важно расти рядом с достойным мужчиной. Это может быть отец, дедушка, дядя, друг, учитель. Мужчина с достойным поведение и взглядом на мир собственным примером сможет научить мальчика личностному росту, ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка. Маленькие девочки также нуждаются в достойном примере феминного поведения. Мама должна быть для дочери не только воспитательницей и кормилицей, но и подругой, которая поможет разобраться во всех проблемах, расскажет что-то интересное, подтолкнет к развитию у девочки самоуважения, интеллектуального роста, к формированию эстетического вкуса. Для этого мама должна обладать положительными личностными качествами, ведь ребенка она сможет научить только на своем примере. В этот период девочки учатся быть внимательными к другим людям, производить хорошее впечатление, заботиться о себе. Игры девочек не направлены на соревнования в своем большинстве, как это происходит у мальчиков, они имеют сюжет и идейное содержание. Играют в дочки-матери, в профессии, в куклы. Спортивные игры у девочек имеют не столько соревновательный характер, сколько развлекательный. Они не стремятся выяснить, кто лучше, а, наоборот, устанавливают во время игры дружественные контакты. Правила игры в девчачьих группах всегда просты, по этому споров, практически, не возникает, следовательно, нет и причин для конфликта. Мальчишеские игры – это сплошные конфликты, точнее, путь к их решению. В то время, как девочки учатся налаживать отношения и дружить, ребята заняты самоутверждением и доказыванием своего превосходства остальным. Общение в группах девочек и мальчиков также отличается. Если новоиспеченные школьницы на переменах и уроках общаются на разные темы и вместе что-то придумывают, внимательно выслушивая друг друга, то у мальчиков все по-другому. Они склонны перебивать оппонентов, шумно разговаривать, приказывать друг другу, что и как делать. Но межполовое общение все-таки существует. Оно базируется на пересечении интересов детей, или же взаимных/невзаимных симпатиях. Допустим, мальчику нравится девочка. Но он не может проявить свою симпатию при всех, боясь осуждения и насмешек. По этому понравившаяся девочка атакуется всевозможными задеваниями. Девочка реагирует обороной от них. Такие заигрывания – способ детей сблизиться и найти общий язык. Родителям и педагогам нужно понимать, что активное общение и стремление к играм – это естественные явления для детей младшего школьного возраста. Не нужно их ругать и наказывать, просто подкорректируйте поведение ребят, чтобы оно не было слишком агрессивным, и позвольте детям развиваться в контакте друг с другом.

    По мнению А. Адлера  [1] с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на других людей. Благодаря этому у них развивается высокая чувствительность к отношениям и ожиданиям других людей, особенно к мнению значимых людей. Девочки быстро понимают, чего ждет от них конкретный учитель, какое поведение одобряется. Высокоразвитая способность к социальной адаптации толкает девочек на то, чтобы соответствовать модели поведения, которую прямо или косвенно поощряет учитель. Для способных девочек довольно типичным является следующее поведение: когда они попадают в группу, класс, то не спешат демонстрировать свои умения, а вначале внимательно присматриваются к тому, что одобряет или не одобряет учительница, как ведут себя остальные дети. Девочка легко адаптируется к прямым и косвенным указаниям. Это может дойти до абсурда: учитель хвалит соседку за старательное чтение по слогам. Девочка, уже давно умеющая читать, может начать читать по слогам, чтобы заслужить одобрение учителя и симпатию соседки. В результате поведение девочки затрудняет определение ее умений и возможностей, подбор нужного уровня обучения.

   По мнению Г.М. Бреслава, Б.И. Хасана [20] поведение мальчика разворачивается по иному сценарию. Как правило, он сразу пытается продемонстрировать свои умения, знания, достижения. Если занятия в классе ему не интересны из–за их легкости или трудности, мальчик чаще начинает нарушать дисциплину, отвлекаться. Девочка в таких условиях более терпелива.  

1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода  

  Современный мир и жизнь в нем настолько сложны, многогранны и изменчивы, что нужно быть готовыми ко всему. Так, согласно ряду исследований, процесс личностного развития в настоящее время протекает в ситуации гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности и неопределенности разнообразия видов деятельности, социальных ролей и т. п. [1,4]. При этом подобное многообразие возможностей и динамичность общественной жизни все очевиднее вступают в противоречие с теми традиционными (патриархатными по своей сути) требованиями и предписаниями, которые по привычке продолжают адресовать людям женского и мужского пола. Иначе говоря, существующие гендерные нормы и стереотипы уже мало соответствуют реальной действительности.

    С каждым годом растет число  мужчин, воспитывающих детей без  помощи женщин, – так называемых  «монородителей», которые самостоятельно  ведут домашнее хозяйство, выступают  в роли чутких и заботливых  отцов. По некоторым данным, на  рубеже столетий в США их насчитывалось около 14 % [9], примерно столько же семей с единственным родителем – мужчиной на сегодняшний день и в нашей стране. А большинство российских женщин уже давно не понаслышке знают, что такое быть добытчицей и кормильцем семьи. Поэтому закономерно возникает вопрос о целесообразности распространенных в образовательной практике дифференцированных подходов в воспитании девочек и мальчиков, развития у них разных (не индивидуальных, а «полоспецифичных») интересов и способностей, ориентации их на различные ценности и жизненные задачи.

     По оценкам некоторых специалистов [13], переосмысление и выработка новых подходов в воспитании подрастающего поколения будут востребованы всегда, поскольку мир вокруг нас меняется с потрясающей быстротой. И в этом плане с каждым днем он становится гораздо сложнее и богаче тех гендерных стереотипов, которые в большинстве случаев по–прежнему служат ориентиром в педагогической деятельности, обусловливая распространенность в нашем обществе во многом уже не соответствующего реальной действительности традиционного подхода в воспитании подрастающего поколения.

   Традиционный подход в воспитании  и его возможные последствия

Традиционный (или полоролевой) подход в образовании  опирается на следующие принципы:

• подчеркивание различий между лицами женского и мужского пола;

• ориентация на их «особое предназначение» и  взаимодополнительность их социальных ролей;

• закрепление  гендерно–стереотипных интересов  и предпочтений;

• игнорирование  индивидуальности личности и ограничение свободы выбора, «не соответствующих» половой принадлежности ребенка;

• воспитание гендерно–схематизированных детей.

    Сторонники этого подхода, переоценивая роль биологических различий женщин и мужчин в их социальном поведении, обосновывая вышеперечисленные принципы, как правило, ссылаются на данные нейропсихологии и психофизиологии, нередко формулируя их с оттенком предубежденности, как, к примеру, это делает Т. П. Хризман, отмечая, что мозг мальчиков, по сравнению с девочками, «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней» [16, с. 116]. При этом авторы обычно не задумываются о последствиях подобного рода заключений, которые становятся основой для распространения в обществе идеологии и практики сексизма.

    Согласно традиционному (полоролевому) подходу, девочка должна быть  доброй, скромной, послушной, заботливой, умеющей следить за своей внешностью, прилежной и трудолюбивой. Именно  такие требования предъявляют к ней родители и педагоги, и именно эти качества они предпочитают видеть в ее поведении. Особенно это касается послушания. Не случайно, как показывают некоторые исследования, большинство тех, кто воспитывает девочек, полагают, что «готовность слушать», «уступать, а не настаивать», «не идти напролом», «терпеть» и «подчинять свои интересы интересам других» «в жизни не помешают». Однако, как справедливо подчеркивает Н. Л. Пушкарева, [10]такая направленность воспитания подрубает под корень столь востребованные в современном мире инициативность, активность, способность принимать самостоятельные решения. Кроме того, девочка должна обладать поистине необычайной психической устойчивостью, чтобы в подобных условиях сохранить себя как индивидуальную самоценную личность, готовую к преодолению любых жизненных невзгод.

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников