Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
ify">   Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых  на сотрудничество, доверительность).

Испытуемым  предлагаются вопросы следующего содержания:1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты не хотел(а) продолжить совместно учиться в новом коллективе?

2. Кого  бы ты из класса пригласил(а)  на свой день рождения? 3. С кем  из своего класса ты пошел(а)  бы в многодневный туристический  поход?

Испытуемым  предлагается указать фамилию и имя 

   Подведение итогов социометрического  исследования (определение социометрического  статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений  в группе).

       Метод незавершенных предложений  является проективным. В его  основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, ребенок дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации.

  Методика  состоит из 5 вопросов:

1. Думаю,  что настоящий друг…..

2. Когда  меня нет, мои друзья…..

3. Мне  не нравится когда мальчики (девочки)….

4. Дети  с которыми я играю…

5. Мои друзья меня часто….

Таким образом, представленные методы выявляют:

- внутригрупповые  связи, 

-систему  взаимоотношений,

-следовательно,  и структуру межличностных отношений  по гендерным различиям в группах  сверстников младшего школьного  возраста. 

2.2 Результаты исследования  

Проведение  социометрического исследования среди  детей II-го класса, в количестве 20 человек,  из которых 7 девочек и 13 мальчиков, средней общеобразовательной школы  №18, Псковского района, показало следующие  данные, представленные в социометрической матрице. (Таблица 1)

 По  данным социометрической матрицы  к первой статусной группе  «звезд»  относятся: 1) Болотова  Вероника; 2) Владимиров Стас

К «предпочитаемым»: 1) Горхова В., Ифтоди Г., Ключникова Э., Мазене И., Евсенков А., Закиров Р., Лобанов Г., Луарсабян А.,Сваричев Г., Тарасов М.

К «пренебрегаемым»: 1) Александрова И., Андреева И., Костюничева  Л., Горячов М., Дудка А., Алексеев В.,  Гадков С., Закорян А., Семёнов  М., Геецкий А.

К «изолированным»: 1)  Соколова Настя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

   Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

В нашем  исследовании КВ = 44/176*100% = 25%

Коэффициент взаимности выборов учеников II класса характеризуется как средний.

Результаты  взаимоотношений можно представить  графически в виде социограммы (см. приложение 1 ).

Т.к. в  классе  много отвергнутых и  есть изолированные можно говорить о плохом психологическом климате  в данном классе. Было получено, что  в классе низкий  уровень сплоченности (0,13).

Анализ  статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в  классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число  выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 4 выбора – III группа, и ученик, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом II классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 8,6% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 43,4% от общего количества учащихся; третья группа 43,4%; четвертая группа 4,6%.

Меньше  всего школьников находятся в  крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны  по количеству II и III группы.

  В  числе лидеров есть и девочка  и мальчик, среди предпочитаемых  и изолированных в процентном  соотношении, мальчиков и девочек   тоже почти равное количество, а вот среди изолированных  оказалась одна девочка. Количество  взаимных выборов чаще встречается  между мальчиком и мальчиком или девочкой и девочкой, чем мальчиком и девочкой, можно встретить такой выбор только отрицательный. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения между мальчиками и девочками этого класса развиты слабо.  Но встречаются положительные выборы мальчиков и девочек

противоположенным полом.

      В качестве дополнительного метода  исследования была использована  методика «Незаконченные предложения» (см. приложение 2). Типичные ответы:

1 Думаю,  что настоящий друг….. ( умеет  дружить, не бросит в беде)

2. Когда  меня нет, мои друзья…..( гуляют, играют, ждут меня)

3. Мне  не нравится когда мальчики…(дерутся,  дергают за косички) ,девочки….( обзываются, бьют мальчиков)

4. Дети  с которыми я играю…(веселые,  мои друзья)

5. Мои  друзья меня часто….(зовут играть, защищают)

Анализируя  ответы детей, можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста дружат и общаются чаще с детьми своего пола, при этом у них наблюдается  негативное отношение к противоположенному полу, это видно из таких ответов девочек как, мои друзья все, кроме мальчиков и у мальчиков проявляется желание дружить только с мальчиками. При ответе на 3 предложение виден явный негатив, когда на предыдущие  и последующие предложения  ответы были с хорошим отношениям к друзьям.

Таким образом, нами были выявлены:

- важные  диагностические показатели состояния  общегрупповых процессов (социометрический  статус каждого ребенка в группе, сплоченность коллектива и психологический  климат).

- особенности  общения мальчиков и девочек  в классе (с помощью проективного метода).

    • проявляется склонность более  благожелательного отношения к  сверстникам одного с ними  пола;

    • стремление детей одного  пола объединиться в одну деятельность  
 
 
 
 
 
 

2.3. Психолого-педагогические  рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе.

    Отношения между мальчиками и  девочками нуждаются в постоянном  внимании и корректировке, ими  следует разумно управлять, не  полагаясь на то, что они будут  правильно развиваться сами по  себе.

       Классному руководителю рекомендуется проводить различные мероприятия по сплоченности классного коллектива, занятия по межличностным отношениям, провести работу теми учениками, которые получили наименьшее число выборов в социометрическом исследовании, помочь им влиться в коллектив. Провести индивидуально-разъяснительную работу с теми учениками, которые получили отрицательные выборы.

 Можно  предложить такие виды работ:

I. Этические  беседы.

-Мальчики  и девочки должны лучше знать  друг друга. Значение дружбы  между ними.

 -Развитие человеческого общества и роль взаимодействия всех членов общества в труде. Общественный долг человека.

-Особенности  мальчиков и девочек. Различия  и сходство между ними. Их положительные  качества. Необходимость ценить  и учитывать эти качества.

II. Включение мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях, тренингах.

Игры  на сплочение коллектива:

«Узелки».

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

* Это  упражнение дает возможность  участвовать всем в выработке  стратегии.

 «Электрическая  цепь».

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся  напротив друг друга, где соединяют  руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных  условия этого упражнения: 1) электрический  ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

 «Биг-мак».

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать  словосочетание из двух слов, которые  традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого  упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

 «Сидячий  круг».

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят  повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

«Отжимания».

Разбейтесь  на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка  вожатому: удобнее всего будет  выполнять отжимания, если группа  ляжет на землю лицом вниз  так, чтобы образовался квадрат,  стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Вожатому  необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно  привлечь в качестве судей.

 «Все  на борт».

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

Задача  участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно  убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно  сделать то же самое на площади  меньшей величины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2

   Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества.

    Анализируя данные исследования, из социометрии и из проективной методике мы видим, что межличностные взаимоотношения мальчиков и девочек полностью зависят от их гендерных особенностей, а именно из проективной методики мы видим, что мальчики по отношению к девочкам проявляют развязность, грубость, драчливость, а девочки к мальчикам застенчивость, жалобы на поведение мальчиков.

 Из  социометрии видно, что девочки  создают свои минигруппы, а мальчики  свои, а если происходит их  пересечение, то это вызвано  опять же такими гендерными  особенностями как красота, забота у девочек и способность защитить или помочь в физическом труде у мальчиков.

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников