Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

                                             Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников  

1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6

1.2. Понятие о межличностных отношениях,

их особенности  в младшем школьном возрасте ……………………………….8

1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21

1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24

Выводы  по главе 1……………………………………………………………….31

Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников                                               

2.1 Организация  и методы исследования………………………………………33

2.2 Результаты исследования……………………………………………………35

22.3. Психолого-педагогические  рекомендации педагогам по развитию  взаимоотношений в классе………………………………………………………38

Выводы  по главе 2………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….42

Список  литературы………………………………………………………………43

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

                                               

                                                    Введение

   Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого гендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.

   В своих исследованиях С. Бем [5 ]  пришла к выводу о том, что в младшем школьном возрасте гендерная сегрегация довольно ощутима. Она установила, что дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. И пришла к предположению, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного пола.

   Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому. Это показывают и социометрические исследования Я.Л.Коломинского [8]. Процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте.

   Существует предположение, что гендерное поведение, способы и формы общения и взаимодействия не являются врожденными, а следовательно, возможно их целенаправленное развитие.

   Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.

К сожалению, на сегодняшний день в системе образования не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Только в последнее время в журнале «Школьный психолог» появились такие программы.

   Гендерная   психология  – раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определенные его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. Существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека, начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых: К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Г.М. Бреслав Б.И. Хасан, Н.Л. Пушкарева Я.Л. Коломинский, О.М. Фархитдинова.

  Из вышесказанного мы можем определить

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: межличностное общение в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: межличностные отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Гипотеза  исследования: положение в системе  межличностных отношений или  социальный статус каждого ребенка, младшего школьного возраста, определяется гендерными особенностями в младшем школьном возрасте:

• дети группируются по полу;

• возникает общность интересов;

• появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

задачи  исследования:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- выявление влияние гендерных различий на межличностное взаимоотношение младших школьников;

-провести методики - анализ гендерных различий в межличностном взаимоотношение младших школьников;

- разработать практические рекомендации.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- социометрическое  исследование

- метод  незаконченных предложений

База  исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 им. Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова». В исследовании приняли участие 20 учащихся 2 класса.

Структура курсовой работы:

титульный лист; оглавление; введение; теоретическая часть состоящая из 4 глав; практическая часть; заключение; список литературы; приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Гендерные особенности младших школьников 

    Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте носят стихийный характер.  Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в начальной школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

По мнению А.А. Реана [11, с.105] типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются:

- отношение  мальчиков к девочкам: развязность,  драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо отношений…

- отношение  девочек к мальчикам: застенчивость,  жалобы на поведение мальчиков…или  в отдельных случаях противоположные  явления, например, детский флирт.

    Как считает Я.Л. Коломинский  [12, с.221] отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво. В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

   Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения.

  Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.

   Я.Л. Коломинский [8, с.113] считает, что в начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. По мнению Дубровиной И.В. [7, с.424] основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

   В проявлении и развитии потребности  детей в общении, у учеников  начальных классов наблюдаются  значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

  По определению Л.Б. Волынской [6, с.260]  младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. 

1.2. Понятие о межличностных отношениях, их особенности в младшем школьном возрасте

 

  Межличностные   отношения   являются   составной   частью взаимодействия   и   рассматриваются   в   его   контексте.  Межличностные отношения   тесно   связаны   с   различными   видами   общественных отношений.   «Существование   межличностных   отношений   внутри различных   форм   общественных   отношений   есть   как   бы   реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [8,с.209] Межличностные отношения -   это   объективно   переживаемые,   в разной   степени   осознаваемые   взаимосвязи   между   людьми.   В   их   основе лежат   разнообразные   эмоциональные   состояния   взаимодействующих людей   и   их   психологические   особенности.   В   отличие   от   деловых (инструментальных)   отношений,   которые могут быть   как   официально закрепленными,  так   и   незакрепленными,   межличностные   связи   иногда называют   экспрессивными,   подчеркивающими   их   эмоциональную содержательность.   Взаимоотношения   деловых   и   межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический,   информационный),   аффективный   и   поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный  элемент предполагает осознание того,  что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный   элемент   находит   свое   выражение   в   различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.  Эмоциональный  элемент  является   ведущим из   них.   «Это,  прежде   всего положительные   и   отрицательные   эмоциональные   состояния,  конфликтность   состояний   (внутриличностная,   межличностная),  эмоциональная   чувствительность,   удовлетворенность   собой,  партнером,  работой» Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и  в   конкретных   действиях.  В  случае   если  один  из  партнеров  нравится другому,  поведение   будет  доброжелательным,  направленным на   оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен,  то   интерактивная   сторона   общения   будет  затруднена.  Между   этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции,  реализация   которых   обусловлена   социокультурными  нормами   групп,   к которым принадлежат общающиеся. Важное   значение   в   формировании   межличностных   отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано   с   видами   совместной   деятельности,   в   ходе   которой устанавливаются межперсональные контакты  (учеба,  работа,  отдых),  с ситуацией   (обычная   или   экстремальная),   этнической   средой   (моно-   или полиэтническая),  материальными ресурсами и т.  д.  Значение временного фактора   в   межличностных  отношениях   зависит   от   того,   в   какой конкретной социокультурной среде они развиваются. Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не  совпадать.  Чтобы  учение  стало ведущей деятельностью,    оно должно быть организовано особым образом.  Оно должно сравниваться с игрой:    ведь ребенок играет потому,  что ему хочется,  это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек. Основные   новообразования   школьника  –   личностная   и интеллектуальная рефлексия. В младшем  школьном   возрасте   число   факторов,   влияющих   на   самооценку,  заметно расширяется. У детей   в младшем школьном возрасте продолжает формироваться стремление  на  все  иметь  свою точку   зрения.  У них также  появляются суждения   о   собственной   социальной   значимости   –   самооценка.   По мнению Д.Б. Эльконина [19]  она складывается благодаря развитию самосознания и обратной   связи с теми из  окружающих,    чьим мнением они дорожат.    Высокая оценка обычно бывает   у   детей   в  том   случае,   если   родители     относятся     к   ним   с  заинтересованностью,  теплотой и любовью. 

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников