Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

 Как считают М.Н. Хегай [17], З.А. Хоткина  [18]напротив, практика воспитания мальчиков ориентирована на иные идеалы, которые предполагают: презрительное отношение к «женским слабостям»; отказ от «женской работы»; стремление и умение доказывать свою силу и превосходство; требование воздерживаться от проявлений эмоций; стремление стать конкурентоспособным профессионалом и зарабатывать деньги, обрести реальную власть и высокий статус. Мальчиков учат быть смелыми, решительными, настойчивыми в достижении поставленной цели, проявлять самостоятельность и принципиальность, демонстрировать свою силу и компетентность. Современных мальчиков готовят к жизни в условиях жесткой конкуренции и борьбы по олимпийской формуле «Быстрее, выше, сильнее!», а в качестве основных ценностей для них определяют профессиональный успех и карьерные достижения, необходимость постоянно доказывать свое превосходство.

По словам А. Абульхановой-Славской [3] в условиях динамичного общества любые жесткие стандарты и стереотипы ведут постепенно к утрате здравого смысла. Кроме того, они существенно ограничивают жизненное пространство и личностный потенциал человека, накладывая табу на иные альтернативы проявления индивидуальных качеств и способностей. В этом и заключается возможный негативный аспект социальных влияний в процессе социализации личности, о котором писал Э. Фромм, [14] отмечая, в частности, что в ходе овладения достижениями общественно–исторического развития, интериоризации социальных ценностей может произойти блокирование развития индивидуальности, в результате чего человек может стать лишь воплощением социальных стереотипов, т. е. происходит его полная стандартизация, утрата им собственной уникальности.

    Как отмечает Л.Б. Волынская [6] данная точка зрения разделяется и некоторыми современными исследователями, которые, признавая значимость усвоения индивидом социальных предписаний и ограничений для его успешной жизнедеятельности, в то же время склонны полагать, что чрезмерная интернализация норм и подчинение им могут оказаться для отдельного человека настолько же вредными, как и их полное игнорирование. В последнее время психологи все чаще констатируют тот факт, что успешная социализация предполагает не только усвоение существующих образцов поведения, но и умение противопоставить им свои нормативы и эталоны, и не просто подчинение принятым правилам, а их творческое осмысление. Иными словами, по мнению Д.И. Фельдштейна [15] смысл социального развития личности проявляется, прежде всего, в индивидуальном развитии человека. Именно поэтому гендерная социализация и процесс личностного становления в период детства требуют серьезного пересмотра в соответствии с требованиями современности и ориентацией на индивидуальность ребенка как высшую ценность педагогической практики.

  Гендерный подход в образовании как новая стратегия воспитания современных девочек и мальчиков

По мнению К. А. Абульхановой–Славской [3], принцип демократизации и гуманизации предполагает особую модель общества, складывающегося из многообразия индивидуальностей, а не унифицированных индивидов, которая признается в настоящее время более прогрессивной и продуктивной. А такая модель, в свою очередь, подразумевает широкое внедрение в практику личностно–ориентированного (ненасильственного) образования, одним из проявлений которого может служить гендерный подход, основанный на уважении права каждого человека быть самим собой независимо от своего биологического пола.

Гендерный подход в образовании опирается  на следующие принципы:

• отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

• отсутствие ориентации на их «особое предназначение»  и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;

• реализация идей гендерного равенства;

• обеспечение  каждому ребенку свободы выбора, поощрение его индивидуальных интересов  и предпочтений;

• создание условий для возможности быть разными и девочкам и мальчикам;

• воспитание гендерно–несхематизированных детей.

  В целом сущность и пафос гендерного подхода можно свести к позиции С. Бем  согласно которой «человеческое поведение и личностные характеристики. не должны определяться гендером. Общество должно прекратить проецировать гендер на ситуации, не связанные с гениталиями», [5, с 115]а значит, и модели поведения, и виды деятельности, и профессии, и интересы должны стать свободным выбором каждой личности в зависимости от ее предпочтений и способностей.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, логично утверждать, что модель развития и воспитания с учетом гендерного подхода предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/женщин, так и для мальчиков/мужчин, а также отход от такого понимания мужественности и женственности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностям и идеям гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики. Кроме того, он вполне адекватен и реалиям современной действительности, тем переменам, которые произошли в ХХ в. в жизни женщин (не только семья, но и профессиональная деятельность) и которые должны повлечь за собой закономерные перемены в жизни мужчин (не только карьера, но и семья) [13].

    В соответствии с гендерным  подходом, для которого личность  человека выше и важнее его  пола, предполагается, что усилия  взрослых, их воспитательные воздействия  будут скорректированы в направлении  индивидуально ориентированного  развития ребенка вне жестких гендерных предписаний и стереотипов, делающих индивида заложником пола и ограничивающих его активность рамками «полоспецифичных» требований – «нужно» и «нельзя». Вместе с тем признается важным отказ от введения детей в заблуждение относительно сущности самого феномена пола путем сообщения им ложной информации. Именно с этой целью и были разработаны рекомендации американского психолога С. Бем[5] по воспитанию гендерно–несхематизированного ребенка, включающие две основные стратегии.

1. Обучение  детей истинным различиям между  полами, т. е. биологическим определениям  пола, что означает:

♦ ознакомление детей с женской и мужской  анатомией (как бы это не было трудно для взрослых и не вызывало у них  смущение);

♦ отказ  от дисциплинирования детей с указанием на их половую принадлежность («Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!»; «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!» и т. п.).

2. Предоставление  детям доступной для их понимания  альтернативной информации о поле, в качестве которой можно использовать:

♦ акцентирование внимания не на половых, а на индивидуальных различиях людей; объяснение поведения, внешнего вида, личностных качеств  не половыми, а индивидуальными особенностями  человека («На рыбалку ходят не только мальчики, но и некоторые девочки, как твоя подруга Аня, а некоторые мальчики не ловят рыбу, как ее брат Петя»; «Любят вышивать салфетки и некоторые девочки, и некоторые мальчики»; «Кто–то считает, что только девочки носят береты, но их носят и некоторые мальчики, например наш сосед Олег, а еще солдаты–десантники» и т. п.);

♦ примеры  существования в мире культурного  разнообразия различных мнений, норм и оценок, в том числе и относительно пола (в одной семье уборкой  занимается папа, а мама управляет автомобилем, в другой семье – мама и папа работают в милиции, а в третьей – учителями; в Израиле и мужчины и женщины служат в армии, в Танзании многие мужчины носят длинные юбки, а женщины – короткие, и т. п.);

♦ предоставление доступной информации о сексизме и примерах искоренения дискриминации по признаку пола в современном обществе (раньше девочки не могли учиться в университетах, заниматься спортом и быть военными, а мальчикам не разрешали играть куклами и заниматься рукоделием и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

Выводы  по главе 1

    Итак, девочка и мальчик – два  разных мира. Очень часто мы  неправильно понимаем, что стоит  за их поступками, а значит, и  неправильно на них реагируем.  Мальчика и девочку ни в  коем случае нельзя воспитывать  одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Особую актуальность приобретает соответствие организации образовательного процесса в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Система обучения чаще всего ориентирована на девочек. Мальчиков и девочек учат и воспитывают чаще женщины. Установлено, что в начальной школе девочки психологически старше мальчиков на 1 – 1,5 года, поэтому на требования учителей и родителей, на их оценочные суждения реагируют по-разному.

    Уже к году различия в развитии  психики мальчиков и девочек  достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении,  в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что  у них по-разному организованы  психические процессы, по-разному функционирует мозг – этот важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления будут ему присущи.

   Уже у новорожденных детей  мозг готов впитывать информацию, готов воспринимать и анализировать  все, что его окружает. И на  первом месяце жизни процессы  восприятия и анализа информации  мальчиком и девочкой различаются.  Взрослые интуитивно чувствуют разницу в  их зарождающейся психике. И немного по-разному разговаривают с сыном или дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику. К сожалению, у родителей нет другого образца, кроме самих себя. Никому не дано самому побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда, кажется, что другого мира нет. Но если не дано пожить в этом чужом мире, то нужно попробовать понять его, для того, чтобы помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Нельзя сравнивать разнополых детей. У мальчиков и девочек свои особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Результаты исследования гендерных  особенностей межличностного взаимодействия младших школьников                                               

2.1 Организация  и методы исследования 

  Задачами  нашего исследования являются:

-Изучение  гендерных особенностей в   межличностных отношениях детей  младшего школьного возраста.

-Выявление  социометрического статуса детей  младшего школьного возраста

-Изучение, с помощью проективной методики, межличностных и гендерных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

  Гипотеза  исследования: положение в системе  межличностных отношений или  социальный статус каждого ребенка,  младшего школьного возраста, определяется  гендерными особенностями в младшем школьном возрасте.

   База опытно-экспериментальной работы:  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 им. Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова». В исследовании приняли участие 20 учащихся 2 класса.

   Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика  «Незаконченные предложения»

  Социометрия  – метод, который уже традиционно  используется в отечественной  психологии при изучении межличностных  отношений в малой группе. Данный  метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя  определение положения личности в системе отношений.

Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Этот  метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников II-го класса, средней общеобразовательной  школы №18, Псковского района.

Этапы проведения социометрического метода:

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников