Межличностное общение младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного развития младших школьников
1.1. Гендерные особенности младших школьников……………………………6
1.2. Понятие о межличностных отношениях,
их особенности в младшем школьном возрасте ……………………………….8
1.3. Гендерные особенности общения детей в начальной школе……………21
1.4 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода……………………………………………………………………………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Результаты исследования гендерных особенностей межличностного взаимодействия младших школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………33
2.2 Результаты исследования……………………………………………………35
22.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по развитию взаимоотношений в классе………………………………………………………38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

   Однако вскоре у ребенка   складывается   новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» Отношения со  сверстниками.  Начиная   с   шестилетнего   возраста,   дети   все   больше   проводят времени   со   сверстниками,   причем   почти   всегда   одного   с   ними   пола.  Усиливается конформизм,    достигая своего пика к 12  годам.  Популярные дети обычно хорошо   адаптируются,    чувствуют себя среди сверстников  комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. В младшем школьном  возрасте   социальные   отношения   все   больше расширяются   и   дифференцируются.   Социальный   мир   становится   для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. В 1-м классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как   правило,   учительница).  На   это   указывают   все   исследователи,   которые пишут об этом возрасте.  «Учителю он верит безгранично».  В глазах ребенка учитель   всемогущ,   потому   что   он   не   только   «все   знает»,   но   и   ему   «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». При  этом доверие,  тяга к  учителю не   зависит от качеств   самого преподавателя.  В связи с выраженной склонностью детей к подражанию на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образцов  социального поведения. Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для   ребенка,   зато  теснее   становятся   его   контакты  с   одноклассниками (там же). В   первые   недели   учебы   в   школе   дети   «сначала  —  притихшие,  некоторые  даже  робкие»  Блонский П.П.[12],  они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описать внешние особенности соседа по парте.  При этом отмечается,  что у возбудимых и подвижных   детей   наблюдается   «тормозная   реакция»,   а   у   спокойных   и уравновешенных   —   «возбуждение»   [12].   Спустя некоторое   время   наступает   обратная   реакция   —   дети   становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о  приучении их к школьной дисциплине и порядку. В   младшем   школьном   возрасте   все   большее   значение   для   развития ребенка   приобретает   его   общение   со   сверстниками.  В  общении   ребенка   со сверстниками   не   только   более   охотно   осуществляется   познавательная предметная   деятельность,   но   и   формируются   важнейшие   навыки межличностного   общения   и   нравственного   поведения.   Стремление   к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому   такими   действенными   становятся   санкции   со   стороны   группы, применяемые   к   тем,   кто   нарушил   ее   законы.  Меры  воздействия   при   этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие: насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива». По   степени   эмоционального   вовлечения   общение   ребенка   со сверстниками может быть товарищеским и приятельским. Товарищеское,  то   есть   эмоционально   менее   глубокое   общение   ребенка   реализуется   в основном в классе и преимущественно со своим полом. Именно   в   младшем   школьном   возрасте   появляется   социально-психологический   феномен   дружбы   как   индивидуально-избирательных глубоких   межличностных   детских   отношений,   характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.«Дети  много   выигрывают  от  близких,   доверительных   отношений друг   с   другом.   Благодаря   дружбе   дети   усваивают  социальные   понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение».В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая дружба.  Дружба выполняет множество функций,   главными из которых   являются   развитие   самосознания   и   формирование   чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Я.Л. Коломинский [8] предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников.  В первый круг общения входят «те  одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора,— те,   к   кому   он   испытывает   постоянную   симпатию,   эмоциональное тяготение». Однако круг  общения школьника не ограничивается только первым кругом. Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется,   испытывая   к   ним  большую  или  меньшую  симпатию».  Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника.Личные   характеристики   детей,   которые   служат  основанием   для взаимных   выборов,   с   возрастом меняются:   если   в   1-м  и   во   2-м  классе  взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе — соответственно 85% и 70% выборов, то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых,   от   его   личностных   качеств   и,   во-вторых,   от   характерных особенностей самой группы, Реан А.А., Коломинский Я.Л. [12] .Если иметь в виду только личностные качества, то «популярности в группе   вредит   как   излишняя   агрессивность,   так   и   излишняя застенчивость» .Половые   различия.  Как   уже   говорилось   выше,   группы   младших школьников   чрезвычайно   однородны   по   половому   признаку,   более   того,  группы  мальчиков   и   девочек   в   этом   возрасте  могут даже   враждовать между собой. Разделение по половому признаку в этом возрасте характеризует не только составы групп, но и места проведения игр и развлечений. При этом на   всей   территории   игр   образуются   специальные   «девчоночьи»   и «мальчишечьи» места,  внешне никак не обозначенные,  но оберегаемые от вторжения   «посторонних»   и   избегаемые   ими.  Интересно,   что   в   случае объединения мальчиков и девочек для общей игры для нее выбирается место между двумя территориями. Общение   и   дружба   с   представителем   своего   пола,   а   также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка определенной и устойчивой идентификации с полом, развитию у него самосознания, а также готовят почву для формирования у него новых глубоких   и   продуктивных   отношений   в   подростковом   и   юношеском возрасте. Н.Е.   Щуркова [16]   говорит,   что   следует   учитывать   поло-ролевую дифференциацию   детей.  Мальчики   и   девочки   одновременно   выступают   в разных социальных ролях: вообще человека и человека – мальчика, человека – девочки,  вообще товарища и друга или подруги,  вообще ученика и ученика- мальчика,   ученицы  девочки.  Говоря   о   половом  различии,   ни   в   коем  случае нельзя пренебрегать общей ролью человека, школьника, юного гражданина. [5; 8]

   Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как "половая сегрегация". Дети разбиваются на два противоположных лагеря - мальчиков и девочек - со своими правилами и ритуалами поведения; измена "своему" лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.

  Эти  внешние проявления психосексуальной  дифференциации и половой социализации  являются следствием психологических  закономерностей.

    Независимо от места проживания  и культурного окружения, в поведении мальчиков и девочек уже в первые шесть лет жизни наблюдаются определенные различия. Мальчики в возрасте 6-8 лет активны и требуют большего внимания, девочки же более нежны и спокойны. Более того, мальчики ведут себя агрессивнее. Агрессия - тот тип поведения, который всегда отличает мужчин от женщин, вне зависимости от возраста.

  Всегда  и всюду мальчики, за редким  исключением, ориентированы на  высокие достижения и в большей  степени должны полагаться на  себя, нежели девочки. В свою  очередь, девочки отличаются нежностью и кротостью. Мальчиков поощряют к проявлению большей активности, девочек же больше ласкают.

   Еще одним следствием различных  стереотипов детского поведения  является то, что у мужчин и  женщин формируются совершенно  непохожие друг на друга способы группового взаимодействия.

  По словам О.М. Фархитдиновой [13]  девочки в группе обращают внимание прежде всего на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений. У девочек всегда две задачи - быть "положительными" и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругами, чтобы с их помощью достигать собственных целей. Девочки прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.

    В группах мальчиков все внимание  акцентируется на личных достоинствах  каждого члена группы. Мальчики  используют разговоры в эгоистических  целях, для самовосхваления, для защиты своей "территории". У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.

    Игры и занятия мальчиков имеют  подчеркнуто мужской характер: война,  спорт, приключения. Мальчики  предпочитают героическую литературу, зачитываются приключенческой, военной, рыцарской, детективной тематикой, их объектами для подражания являются мужественные и смелые герои популярных триллеров и сериалов: Джеймс Бонд, Бэтмен, Индиана Джонс.

      В этом возрасте у мальчиков появляется особая потребность в близости отцу, наличии общих с ним интересов; многие идеализируют отцов даже вопреки реальности. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в заменяющей его фигуре, которой может стать тренер в спортивной секции, учитель-мужчина.

     Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных "принцев", начинают собирать портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые записывают песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в "женские" дела (обмениваются кулинарными рецептами, мастерят украшения). В этот период возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью: маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведение матери.

   Поскольку у девочек чувство  самобытности развивается через  идентификацию с матерью, их  отношения с окружающими базируются  на зависимости от других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными, рано осознают необходимость думать прежде всего о других.

  По мнению С. Бема [5]  для них главную ценность представляют человеческие взаимоотношения. Девочки учатся воспринимать все тонкости общения людей, ценить и поддерживать добрые отношения. С самого детства они всегда озабочены тем, как их поведение сказывается на окружающих.

    Игры девочек развивают способность  к сотрудничеству. Игры в дочки-матери  или в куклы являются ролевыми  играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения.

   У мальчиков все наоборот. Они  подавляют в себе стремление  идентифицироваться с матерью, им приходится энергично подавлять в себе любые проявления женственности (слабость, слезы) - иначе сверстники будут дразнить "девчонкой".

   Для мальчика быть мужчиной  значит отличаться от матери, и мальчики развивают чувство  самобытности, культивируя в себе сознание собственного отличия от всего женского. Они отталкивают сострадание, жалость, заботу, уступчивость. Они не придают такого большого значения взаимоотношениям с окружающими. Важно только то, как они влияют на конечный результат.

    Игры мальчиков учат совершенно иному типу поведения. В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры.

    Девочки не ценят победы в  игре, потому что поддержание  хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства. Совершенствуя навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания на победителей. В группах девочек практически отсутствует почва для возникновения конфликтов, потому что они отличаются однородностью, а сами правила игры настолько примитивны, что их трудно нарушить.

      По мнению О.М. Фархитдиновой [13]  девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения, иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Девочки смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то и то-то. [13]

   Девочки вежливо выслушивают  друг друга, время от времени  вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями других.

    Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться, а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения физической силы.

     Мальчики успешно и эффективно  функционируют в группах, что  видно на примере спортивных  команд. В группах мальчиков никто не заботится о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно строгому соблюдению правил.

  Как отмечает Т.П. Хризман  [16] и для девочек и для мальчиков период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности - это время самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений.

    Но как раз это развитие  включает в себя и возникновение  интереса к противоположному  полу, проявляющегося в своеобразном  ухаживании. Все его своеобразие  понятно, если учесть, что это  - притяжение в ситуации отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации. Мальчику надо показать девочке, что он выделил ее среди других девочек, и обратить ее внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников.

    Девочка, в свою очередь, не  вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек. Для мальчишек дерганье девчонок за волосы - традиционный способ обратить на себя внимание. Сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми это ухаживание не вызывает. От хулиганства оно отличается тем, что всегда происходит публично и не несет в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда выглядит весьма задиристым. Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подшучивая над ними. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочки чувство своей неполноценности, непривлекательности.

    Когда столь непохожие по поведению  мальчики и девочки оказываются  вместе, мальчикам всегда удается  захватить первенство. Девочки вовсе  не пассивны в группе сверстниц,  но в смешанной группе они  всегда оказываются на вторых  ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть главную роль.

    Мальчики младшего школьного  возраста уже всячески стремятся  утвердить себя в группе сверстников,  поэтому они становятся все  менее восприимчивы к вежливым  просьбам и предложениям девочек.  Неудивительно, что девочки находят игры с мальчиками неприятными и всячески избегают их.

   Игры для мальчика означают  совсем не то, что для девочки.  Девочки учатся взаимодействовать,  развивая и поддерживая хорошие  отношения. Мальчики учатся совместным  действиям, играя в спортивные и соревновательные игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения.

Как отмечают авторы статьи «Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте» [21] особенности поведения в период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к "порядку". Родителям и учителям не стоит грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного этапа развития.

Информация о работе Межличностное общение младщих школьников