Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации, взаимосвязь интернальности личности и особенностей социального взаимодействия.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования межгрупповых отношений;
2. Провести эмпирическое исследование межгрупповых отношений и взаимосвязи интернальности личности и особенностей социального взаимодействия ;
3. Получить результаты исследования, по которым можно дать практические рекомендации членом организации.
Гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников профессиональной группы.
Введение
Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации
1.1 Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
1.2 Процесс формирования и развития группы внутри организации
1.3 Характеристика и типы организационных структур
1.4 Межгрупповые конфликты внутри организации
Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.2.1 Исследование уровня субъективного контроля работников организации
2.2.2 Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также исследование взаимоотношений в малых группах. ( опросник Т.Лири)
2.2.3 Анализ полученных данных
Заключение
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу: (см. Приложение 1)
4.График среднегрупповых значений (в стенах)
5. Интерпритация среднегрупповых значений
Качественный и количественный анализ показателей УСК по семи шкалам, сравнение полученных результатов (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
Описание шкал
Шкала общей интернальности (Ио).
В данной выборке наблюдается низкий уровень общей интернальности.
Шкала интернальности в области достижений (Ид).
В данной
выборке наблюдается низкий
Школа интернальности в области неудач (Ин).
В данной выборке наблюдается низкий уровень интернальности в области неудач.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
В данной выборке наблюдается низкий уровень интернальности в семейных отношениях.
Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип).
В данной выборке наблюдается высокий уровень интернальности в области производственных отношений.
Шкала интернальности
в области межличностных
В данной выборке наблюдается низкий уровень интернальности в области межличностных отношений.
Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).
В данной выборке наблюдается высокий уровень интернальности в отношении здоровья и болезни.
Для профессиональной диагностики
наиболее информативными являются результаты
по шкале интернальности в производственных
отношениях (Ип). Результаты по другим
шкалам дают возможность построить
многомерный профиль. Поскольку
большинству людей свойственна
более или менее широкая
Уровень субъективного контроля
повышается в результате проведения
психологической коррекции. При
этом следует помнить, что интерналы
предпочитают недирективные методы
психологической коррекции; а экстерналы
как личности с повышенной тревожностью,
подверженные депрессиям, субъективно
более удовлетворены
В целом можно сказать,
что в данном цехе преобладают
люди с высоким уровнем
2.2.2
Исследование представлений
Количественная обработка результатов и их интерпретация
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная
9-12 баллов - высокая экстремальное поведение
13-16 баллов - экстремальная до патологии
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
Психограмма
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Таким образом, система баллов
по 16 межличностным переменным превращается
в два цифровых индекса, которые
характеризуют представление
В результате проводится анализ
личностного профиля –
Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.
Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.
Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
В целом интерпретация
данных должна ориентироваться на преобладание
одних показателей над другими
и в меньшей степени - на абсолютные
величины. В норме обычно не наблюдаются
значительные расхождения между
«Я» актуальным и идеальным. Умеренное
расхождение может
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.
Типы межличностных отношений
I. Авторитарный
13 - 16 – диктаторский, властный,
деспотический характер, тип сильной
личности, которая лидирует во
всех видах групповой
9 - 12 – доминантный, энергичный,
компетентный, авторитетный лидер,
успешный в делах, любит
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
уверенный в себе человек |
доминантный |
диктаторский |
Информация о работе Межгрупповые отношения внутри организации