Межгрупповые отношения внутри организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации, взаимосвязь интернальности личности и особенностей социального взаимодействия.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования межгрупповых отношений;
2. Провести эмпирическое исследование межгрупповых отношений и взаимосвязи интернальности личности и особенностей социального взаимодействия ;
3. Получить результаты исследования, по которым можно дать практические рекомендации членом организации.
Гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников профессиональной группы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации
1.1 Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
1.2 Процесс формирования и развития группы внутри организации
1.3 Характеристика и типы организационных структур
1.4 Межгрупповые конфликты внутри организации
Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.2.1 Исследование уровня субъективного контроля работников организации
2.2.2 Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также исследование взаимоотношений в малых группах. ( опросник Т.Лири)
2.2.3 Анализ полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

всёёё.docx

— 191.06 Кб (Скачать)

 

3. Полученные  оценки в стенах заносятся  в таблицу: (см. Приложение 1)

4.График среднегрупповых  значений (в стенах)

 

 

5. Интерпритация  среднегрупповых значений

Качественный и количественный анализ показателей УСК по семи шкалам, сравнение полученных результатов (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует  об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

 

Описание  шкал

Шкала общей интернальности (Ио).

  • Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
  • Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

В данной выборке наблюдается  низкий уровень общей интернальности.

 

Шкала интернальности в области достижений (Ид).

    • Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.
    • Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей.

      В данной  выборке наблюдается низкий уровень  интернальности в области достижений.

 

Школа интернальности в области неудач (Ин).

  • Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
  • Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

В данной выборке наблюдается  низкий уровень интернальности в области неудач.

 

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

  • Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
  • Низкие указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

В данной выборке наблюдается низкий уровень интернальности в семейных отношениях.

 

Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип).

  • Высокие показатели свидетельствует и том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т.д.
  • Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

В данной выборке наблюдается  высокий уровень интернальности в области производственных отношений.

 

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

  • Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.
  • Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

В данной выборке наблюдается низкий уровень интернальности в области межличностных отношений.

 

Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

  • Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
  • Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

В данной выборке наблюдается высокий уровень интернальности в отношении здоровья и болезни.

 

Для профессиональной диагностики  наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить  многомерный профиль. Поскольку  большинству людей свойственна  более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности  субъективного контроля также могут  изменяться у человека в зависимости  от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или  неприятной и т.д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При  этом следует помнить, что интерналы  предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно  более удовлетворены поведенческими методами.

 

В целом можно сказать, что в данном цехе преобладают  люди с высоким уровнем интернальности в производственном отношении, что  должно хорошо сказываться на общей  продуктивности отдела, так же преобладает  высокий уровень интернальности в области здоровья и болезни, что так же должно положительно сказываться на общей атмосфере предприятия.

 

2.2.2 Исследование представлений субъекта  о себе и идеальном "Я", а также исследование взаимоотношений  в малых группах. ( опросник Т.Лири)

 

Количественная  обработка результатов и их интерпретация

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

 

Ключ 

Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.

Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.

Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.

Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.

Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.

Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.

Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.

Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

 

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая    адаптивное поведение

5-8 баллов – умеренная


9-12 баллов - высокая      экстремальное поведение

13-16 баллов - экстремальная            до патологии

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем  этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые  характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат  по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют  преобладающему стилю межличностных  отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны  гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют  об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие  уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности  испытуемого. Если в психограмме  нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны  в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к  откровенности.

Первые четыре типа межличностных  отношений (октанты 1-4) характеризуются  тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью  отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация  данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими  и в меньшей степени - на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются  значительные расхождения между  «Я» актуальным и идеальным. Умеренное  расхождение может рассматриваться  как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой  чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также  у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые  черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция  к совершенствованию своего стиля  межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей  того или иного октанта определит  направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся  проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Типы межличностных  отношений 

I. Авторитарный 

13 - 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной  личности, которая лидирует во  всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем  стремится полагаться на свое  мнение, не умеет принимать советы  других. Окружающие отмечают эту  властность, но признают ее.

9 - 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер,  успешный в делах, любит давать  советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек,  но не обязательно лидер, упорный  и настойчивый. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

                               

уверенный в себе человек

доминантный

диктаторский

Информация о работе Межгрупповые отношения внутри организации