Межгрупповые отношения внутри организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации, взаимосвязь интернальности личности и особенностей социального взаимодействия.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования межгрупповых отношений;
2. Провести эмпирическое исследование межгрупповых отношений и взаимосвязи интернальности личности и особенностей социального взаимодействия ;
3. Получить результаты исследования, по которым можно дать практические рекомендации членом организации.
Гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников профессиональной группы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации
1.1 Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
1.2 Процесс формирования и развития группы внутри организации
1.3 Характеристика и типы организационных структур
1.4 Межгрупповые конфликты внутри организации
Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.2.1 Исследование уровня субъективного контроля работников организации
2.2.2 Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также исследование взаимоотношений в малых группах. ( опросник Т.Лири)
2.2.3 Анализ полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

всёёё.docx

— 191.06 Кб (Скачать)

В некоторых компаниях  используется практика сведения конфликтующих  групп либо "за круглым столом", либо на "совместном заседании". Цель таких заседаний - дать группам возможность  высказать свои разногласия и  жалобы. Затем делается попытка преодолеть разногласия путем совместного  обсуждения. Этот вид взаимного обмена, конечно, не гарантирует гармоничных  взаимоотношений, но он вскрывает разногласия  и потому часто способствует лучшему  взаимопониманию, которое, в свою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения.

Фрейд определил функцию  межгрупповой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания  сплоченности группы. Данный механизм получил развитие в работах Долларда, Миллера, Берковитца. Последний обосновал  неизбежность переноса человеком агрессии на всех "похожих", на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие  в прошлом, в процессе "социального научения". Здесь вновь постулируется неизбежность межгрупповой агрессии.

Частым примером межгруппового  конфликта внутри организации служат разногласия между линейным и  штабным персоналом. Штабной персонал, обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении  любит пользоваться техническим  жаргоном. Линейные руководители могут  отвергать рекомендации штабных  специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них  во всем, что связано, например, с  информацией. В экстремальных ситуациях  линейные руководители могут намеренно  выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся  затея окончится провалом. И все  это только для того, чтобы поставить  специалистов на место.

Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться тем, что его представителям не дают возможности  самим провести в жизнь принятые ими решения, и стараться сохранить  информационную зависимость от них  линейного персонала. Это яркие  примеры дисфукнционального конфликта.

 

Интересны исследования К.У. Томаса, Р.Х. Килменна, которые указывают  на пять основных стилей поведения  при конфликте:

1. Конкуренция или соперничество;

2. Компромисс;

3. Приспособление;

4. Игнорирование или уклонение;

5. Сотрудничество.

 

Выводы  по I главе

 

1) Шериф предложил собственно  групповой подход к изучению  межгрупповых отношений: источники  межгрупповой враждебности или  сотрудничества отыскиваются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия;

2) Тэшфел показал, что  установление позитивного отношения  к своей группе наблюдается  и в отсутствие объективной  основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная  константа межгрупповых отношений;

3) Межгрупповое восприятие  оказывается неадекватным в таком  межгрупповом взаимодействии, которое  оторвано от социально значимой  совместной деятельности групп  (В.С. Агеев);

4) Важные условия для  формирования социальных групп  внутри организации, в общем,  заключаются в том, что люди  изо дня в день работают  вместе в непосредственных контактах  друг с другом и что они  работают над решением общих  проблем или ради достижения  общих целей;

5) Перспектива исследований  психологии межгрупповых отношений  включает в себя два сечения:  отношения "по-горизонтали"  и "по-вертикали";

6) Межгрупповой конфликт  всегда является дисфункциональным,  по крайней мере, для больших  организаций, а иногда даже  для отдельных групп и их  членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации

 

2.1 Организация и методы исследования

Цель: изучить межгрупповые отношения и взаимосвязь интернальности личности с особенностями социального взаимодействия внутри организации ЗАО "Интерлок"

Объект: трудовая деятельность работников организации ЗАО "Интерлок"

Предмет исследования: межгрупповые отношения и взаимосвязь интернальности личности и особенностей социального взаимодействия работников организации ЗАО "Интерлок"

В данной работе использовались следующие методики:

 

1) Опросник  УСК Дж. Роттера.

Данный опросник был создан Дж. Роттером в 60-х годах в США. Согласна с автором, что люди различаются  между собой по тому, как они  локализуют контроль над значимыми  для себя событиями. Поэтому возможны два полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный  и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом  внешних сил - случая, других людей  и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат  своей собственной деятельности. Я согласна с тем, что интерналы, в отличие от экстерналов, менее  склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что  ими манипулируют, реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем  под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерна обратная ситуация. Автор методики полагал, что  интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены  о ситуации, чем экстерналы.

Я  использовала данную методику для того, чтобы измерить уровень  субъективного контроля работников рассматриваемого мною цеха. Это важно для моей работы, т.к. от того, кем является индивид - интерналом или экстерналом, зависят его взаимоотношения с другими людьми, в том числе и межгрупповые отношения.

Я согласна с позицией автора, что высокая интернальность связана  с положительной самооценкой, с  большей согласованностью образов  реального и идеального "Я". У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они  лучше информированы о своем  состоянии, больше заботятся о своем  здоровье, чаще обращаются за профилактической помощью.

Известно, что локус контроля, характерный для индивида, универсален  по отношению к любым типам  событий и ситуаций, с которыми ему приходиться сталкиваться, соответственно, один и тот же тип контроля характеризует  поведение данной личности и в  случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

 

Всего опросник состоит из 44 пунктов ( см. Приложение 2) Он включает в себя семь шкал:

1. Шкала общей интернальности (Ио)

2. Шкала интернальности  в области достижений (Ид)

3. Шкала интернальности  в области неудач (Ин)

4. Шкала интернальности  в семейных отношениях (Ис)

5. Шкала интернальности  в области производственных отношений  (Ип)

6. Шкала интернальности  в области межличностных отношений  (Им)

7. Шкала интернальности  в отношении здоровья и болезни  (Из)

 

Для увеличения спектра возможных  применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся  форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале "-3, - 2, - 1, +1, +2, +3", в которой ответ " + 3" означает "полностью согласен", "-3"-"совершенно не согласен" с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале "согласен-не согласен".

 

2) Методика  диагностики межличностных отношений  Лири. 

Данная методика разработана  Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для  исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а  также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С ее помощью  выявляется преобладающий тип отношений  к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".

Именно эти факторы  определяют общее впечатление о  человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих  показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в  процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов  выделяется красным цветом) может  свидетельствовать о невротических  отклонениях, дисгармониях в сфере  принятия решений или являться результатом  каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для  оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как  бы за другого человека, основываясь  на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового  коллектива ) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

 

Опросник содержит 128 оценочных  суждений (см. Приложение 4), из которых  в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и  повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения  людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики  меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют  определить тип личности, а также  сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и  т.д.

Я  использовала данную методику для того, чтобы исследовать представлений  субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений  в малых группах работников рассматриваемого мною цеха. Это важно для моей работы, т.к. от взаимоотношения людей  в малых группах зависит отношения  людей в непосредственно самих  цехах и общий микроклимат  предприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются  результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь  этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в  индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального поведения.

 

2.2 Результаты исследования и их  интерпретация

В начале исследования была поставлена гипотеза о том, что межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников группы. Для  подтверждения либо опровержения этой гипотезы я исследовала уровень  субъективного контроля, представлений  субъекта о себе и идеальном "Я", а также взаимоотношения в  малых группах.

 

 2.2.1 Исследование уровня субъективного контроля работников организации

Количественная  и качественная обработка результатов  и их интерпретация

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью  ключа подсчитываются «сырые»  баллы по каждой шкале: 

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются  со своим знаком, а на вопросы  со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала

                        «+»

                             «–»

  Σ

Ио

2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

 

Ид

12; 15; 27; 32; 36; 37

1; 5; 6; 14; 26; 43

 

Ин

2; 4; 20; 31; 42; 44

7; 24; 33; 38; 40; 41

 

Ис

2; 16; 20; 32; 37

7; 14; 26; 28; 41

 

Ип

19; 22; 25; 31; 42

1; 9; 10; 24; 30

 

Им

4; 27

6; 38

 

Из

13; 34

3; 23

 

 

2.«Сырые» баллы  переводятся (Σ) в стены. 

Таблица перевода «сырых»  баллов в стандартные оценки

стены

                                                   Сырые баллы

     Ио

     Ид

     Ин

     Ис

     Ип

     Им

     Из

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

от

до

   1

-132

-14

-36

-11

-36

-8

-30

-12

-30

-5

-12

-7

-12

-6

2

-13

-3

-10

-7

-7

-4

-11

-8

-4

-1

-6

-5

-5

-4

3

-2

0

-6

-3

-3

0

-7

-5

0

3

-4

-3

-3

-2

4

10

21

-2

1

1

4

-4

-1

4

7

-2

-1

-1

0

5

22

32

2

5

5

7

0

3

8

11

0

1

1

2

6

33

44

6

9

8

11

4

6

12

15

2

4

3

4

7

45

56

10

14

12

15

7

10

16

19

5

6

5

6

8

57

68

15

18

16

19

11

13

20

23

7

8

7

8

9

69

79

19

22

20

23

14

17

24

27

9

10

9

10

10

80

132

23

36

24

36

18

30

28

30

11

12

11

12

Информация о работе Межгрупповые отношения внутри организации