Межгрупповые отношения внутри организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации, взаимосвязь интернальности личности и особенностей социального взаимодействия.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования межгрупповых отношений;
2. Провести эмпирическое исследование межгрупповых отношений и взаимосвязи интернальности личности и особенностей социального взаимодействия ;
3. Получить результаты исследования, по которым можно дать практические рекомендации членом организации.
Гипотеза: межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников профессиональной группы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации
1.1 Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
1.2 Процесс формирования и развития группы внутри организации
1.3 Характеристика и типы организационных структур
1.4 Межгрупповые конфликты внутри организации
Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.2.1 Исследование уровня субъективного контроля работников организации
2.2.2 Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также исследование взаимоотношений в малых группах. ( опросник Т.Лири)
2.2.3 Анализ полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

всёёё.docx

— 191.06 Кб (Скачать)

Результаты этой серии  экспериментов в целом подтвердили  выдвинутые гипотезы. Экспериментальные  ситуации по сравнению с контрольной  показали, что в условиях межгруппового  соревнования наблюдалось [36]:

а) значительно большее  количество выступлений и реплик в поддержку членов своей группы;

б) значительно большее  количество попыток регуляции выбора выступающих (стимулирование выступлений  тех членов группы, которые увеличивают  ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы);

в) давление на экзаменатора (на его выбор выступающих).

Кроме того, в экспериментальных  ситуациях, то есть в условиях межгруппового  соревнования, гораздо чаще по сравнению  с контрольной ситуацией употреблялись  местоимения "мы" и "они", что  само по себе является показателем  идентификации с группой.

По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значительно отличались от контрольной. Особенно показательно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чужой  групп: успех своей группы объясняли, как правило, внутригрупповым фактором, а неудачи - факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным  образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Из этого можно сделать  вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера  совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе  экспериментальные группы выбрали  стратегию внутригруппового фаворитизма, то есть их восприятие другой группы оказалось  неадекватным. В определенном смысле результаты подтвердили данные Шерифа.

 

Второй серией экспериментов  нужно было ответить на вопрос о  том, при всяких ли условиях межгрупповой деятельности будет избранна такая  стратегия во взаимодействии. В первой серии экспериментов совместная межгрупповая деятельность была организованна по принципу "игры с нулевой суммой" (одна группа полностью выигрывала, другая - полностью проигрывала); кроме того, внешние критерии оценки достижений групп носили амбивалентный характер (не были достаточно ясными для участников, поскольку каждому не сообщался балл его успешности и давалась лишь общая неаргументированная оценка деятельности группы).

Во второй серии экспериментов  условия межгрупповой совместной деятельности были существенно изменены. В этот раз эксперимент проводился в  пионерском лагере, где отрядам два  раза задавались ситуации соревнований с различной организацией: в первом случае в середине лагерной смены  дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно  с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивными  соревнованиями всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед  работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных  экспериментов было выявлено, что  в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его  резкое уменьшение [35].

 

1. При интерпретации этих  результатов было принято во  внимание следующее: тип межгруппового  соревнования на обоих этапах  второй серии отличался от  типа межгруппового соревнования  в первой серии - здесь не  имела места модель "игры с  нулевой суммой", поскольку не  было однозначной победы или  обозначенного поражения (отряды  просто ранжировались по степени  успеха); кроме того, на каждом  этапе критерии оценки были  очевидными и наглядными;

2. Два этапа второй  серии также различались между  собой: на втором этапе межгрупповая  деятельность (труд в совхозе)  приобрела самостоятельную и  социально-значимую ценность, не  ограничивающуюся узкогрупповыми  целями в межгрупповом соревновании.

Отсюда можно заключить, что важнейшим фактором, который  привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась  сама по себе ситуация межгруппового  взаимодействия, принципиально новая  по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием  и стоящая над узкогрупповыми целями.

При сравнении данных второй серии с данными первой серии  можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппового  взаимодействия, которое организованно  по принципу "игра с нулевой суммой" (что приводит к неадекватности межгруппового  восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной деятельности. Средством такой компенсации  является более общие ("надгрупповые") цели, ценности совместной социально  значимой деятельности. При этом имеет  значение и такой факт, как накапливаемый  группами опыт совместной жизнедеятельности.

На основе предложенного  подхода принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть  следующим образом:

Наличие трех звеньев в  этой цепи позволяет по-новому объяснить  соотношение внутригруппового фаворитизма  как стратегии межгруппового  взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с  общими для них целями и ценностями.

 

1.2 Процесс формирования и развития  группы внутри организации

 

Социальная группа-любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом.[52]

Подавляющее большинство  людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Вступая  во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами  этого взаимодействия, касающимися  того, чем он должен жертвовать для  интересов организации, что, когда  и в каких объёмах он должен делать в организации, с кем и  сколько времени функционировать  и т.п. Организационное окружение - эта та часть организации, с которой  человек сталкивается во время своей  работы в ней. [6]

Группа, или малая группа, - это относительно обособленное объединение  небольшого количества людей (обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. [5] Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем  интересе и может быть связано  с достижением общей цели.

 

Характерные особенности  группы:

· Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой  в целом и тем самым во внешних  взаимодействиях выступают как  бы от имени группы. Человек говорит  не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения - ·мы, у нас, наши, нам. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора. В группе люди непосредственно общаются, придавая формальным взаимодействиям "человеческую" форму

· В группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое  существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

 

Существует два типа групп:

 

1. Формальные - выделяются  как структурные подразделения  в организации. Они имеют формально  назначенного руководителя, формально  определённую структуру ролей,  должностей и позиций внутри  группы, а также формально закреплённые  за ними функции и задачи. Формальные  группы могут быть сформированы  для выполнения регулярной функции,  например бухгалтерия, а могут  быть созданы для решения определённой  целевой задачи, например комиссия  по разработке какого-либо проекта.

2. Неформальные - создаются  не распоряжением руководства,  а членами организации в соответствии  с их взаимными симпатиями, общими  интересами, одинаковыми увлечениями  и т.п. Они имеют свои неписанные  правила и нормы поведения,  люди хорошо знают, кто входит  в их неформальную группу, а  кто нет. В этих группах складывается  определённое распределение ролей  и позиций. Обычно они имеют  явно или неявно выраженного  лидера.

 

Исследования Э. Мэйо и  Ч. Бернардо акцентировали внимание на человеческом социальном факторе  в организации. Американские исследователи  указывают на существенную роль лидера в организации (Ч. Бернардо). Эта роль состоит в овладении социальными  силами в организации, в управлении её неформальными компонентами, формировании ценностей и норм. Эмпирическое изучение лидерства началось довольно давно - первые шаги в этом направлении были сделаны А. Бине и Л. Терменом [29]

 

Существует ряд этапов формирования малой группы:

1. Появление номинальной  группы;

2. Перерастание в ассоциативную  группу;

3. Перерастание в кооперативную  группу;

4. Перерастание в корпоративную  группу;

5. Становление коллектива.

 

Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшее  высокого, а, по мнению отдельных авторов - наивысшего уровня социально-психологической  зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических  характеристик. [30]

Прежде всего, коллектив - это объединение людей во имя  достижения определённой, социально  одобряемой цели. Наиболее развёрнутая  концепция развития коллектива принадлежит  А.В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трёх страт (слоёв). Каждый из них характеризуется определённым принципом, по которому строятся отношения  между членами группы. В первом слоё реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем  слое, названном ядром группы, развиваются  отношения, основанные на принятии всеми  членами группы единых целей групповой  деятельности. [10]

 

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком  коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно - их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

 

В типологии Л.И. Уманского  континуум групп имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но и отрезок "отрицательной протяженности", соответствующий группам антисоциального  характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные  антиобщественные группы (например, шайки  преступников, группы тунеядцев), но своеобразные модификации социально-позитивных групп, "угроза" для последних  переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии  обозначены условия, при которых  это может произойти (т.е. группа может уклониться от пути развития к коллективу): к этому ведут  дезинтегративные процессы, возникновение  особого группового эгоизма и  т.д. Вторая координата в типологии  Л.И. Уманского предназначена для  определения меры влияния группы на личность. [54]

 

В иностранных и современных  отечественных источниках встречается  понятие "команда", которое совпадает  по значению с понятием "коллектив" Уманского.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая  основывается на трёх "китах": статусно-ролевые  отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной контакт.

Группа дифференцируется внутри на несколько слоёв: звёзды - лидеры (самый высокий положительный  социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный социальный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный  статус)

Силу всякого коллектива составляет его сплочённость. Во многом сплочённость коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий пять:

1. Притирка;

2. "Конфликтная";

3. Стадия экспериментирования;

4. Появляется опыт успешного  решения проблем;

5. Внутри коллектива формируются  прочные связи.

 

Важные условия для  формирования социальных групп внутри организации, в общем, заключаются  в том, что люди изо дня в  день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что  они работают над решением общих  проблем или ради достижения общих  целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию  к формированию социальных групп  внутри организации. Наиболее важными  представляются следующие: общее отождествление вне рамок организации, сходный  образ мышления, символы и эмблемы, лидерство.

 

1.3 Характеристика и типы организационных  структур

Межгрупповые отношения  - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп [55].

Информация о работе Межгрупповые отношения внутри организации