Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик межличностные.docx

— 169.19 Кб (Скачать)

При беседе с ребенком необходимо выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, так как это может индуцировать тревогу, спровоцировать возникновение  защитной реакции.

Продуктивными могут оказаться  такие вопросы, как например: «Если  бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл  в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет  с собой?» и т.п.

Можно задать ребенку для  выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к  членам семьи, 3 – позитивные.

  1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
  2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  3. Ты строишь из конструктора дом и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты имеешь…билетов (на один меньше чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там хотел жить?
  6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Качественная интерпретация  особенностей изображения на рисунке  может быть выполнена с помощью  разных оценочных критериев.

 

2. Тест «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускасом).

Сравнение состава нарисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По эмпирическим данным 85% детей 6–8 лет нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава всегда заслуживает пристального внимания. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых вообще не изображены люди или изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За этим кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости (особенно у детей в интернате);

в) аутизм;

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога  с исследуемым ребенком.

Исследуя рисунок ребенка, следует обратить внимание на следующие  характеристики изображения: уменьшение состава семьи, расположение членов семьи, особенности графического представления  нарисованных фигур

а) количество деталей тела – присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

б) декорирование (детали одежды и украшения) – шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы одежды, прически, украшения и т.д.;

в) количество используемых цветов для рисования фигуры), анализ процесса рисования (последовательность рисования членов семьи, последовательность рисования деталей, стирания, возвращение  к уже нарисованным объектам и  деталям, паузы, спонтанные комментарии).

Как правило, хорошие эмоциональные  отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его  рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей  тела, декорировании, использовании  разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека.

При анализе процесса рисования  следует обращать внимание на а) последовательность рисования членов семьи; б) последовательность рисования деталей; в) стирание; г) возвращение  к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; д) паузы; е) спонтанные комментарии.

Известно, что за динамическими  характеристиками рисования кроются  изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты. Анализ процесса рисования требует творческого  использования всего практического  опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз эта часть интерпретации  полученных результатов часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика Е. Смирновой  и В. Холмогоровой по развитию навыков межличностного общения дошкольников

Жизнь в лесу (1й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Взрослый садится на пол  и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого  языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий  может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Общий круг (2й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Воспитатель собирает детей  вокруг себя. «Давайте сейчас сядем  на пол, но так, чтобы каждый из вас  видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого  из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто  не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Живые картины(3й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника  — молча расположить детей  в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять.

Перед началом игры воспитатель  сам рисует картину с помощью  нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины  готовы, художники показывают репродукции  остальным участникам подгрупп. Затем  можно устроить вернисаж: каждая подгруппа  будет показывать свою картину остальным  детям. Воспитатель следит за ходом  игры и помогает детям, столкнувшимся  с трудностями.

Шторм (4й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Для игры необходим большой  кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда  тому кораблю, который окажется в  море во время шторма: огромные волны  грозят перевернуть его, а ветер  швыряет корабль из стороны в  сторону. Зато волнам в шторм —  одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто  выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать  и опускать руки, поворачиваться в  разные стороны, меняться местами и  т. д. Следите за тем, чтобы вы все  оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

 

Шляпа волшебника (5й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает  детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На  свете живет добрый волшебник, который  лечит больных детей. Он прилетает  к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок  моментально выздоравливает. К вам  он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимка. Но вот беда, этот волшебник —  ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит  у нас с вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям  заодно? Нужно заполнить его шляпу  вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа  не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно  помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

Обзывалка(6й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Воспитатель собирает детей  вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных и агрессивных детей.

Закончи рисунки(7й этап работы по формированию навыков межличностного общения)

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров  или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование  и тут же отдадите свою незаконченную  картинку соседу слева. Он продолжит  рисовать вашу картинку, затем по моему  хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к  вам». Дети начинают рисовать любую  картинку, затем по хлопку воспитателя  передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в  результате получилось и кто из ребят  что нарисовал на каждом общем  рисунке. Такое же задание можно  организовать на материале лепки  или аппликации.

 

1

2





Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников