Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теоретический
аспект межличностных
1.2. Проблемы в
межличностных отношениях
1.3. Методы изучения
межличностных отношений.......
2. Диагностика
межличностных отношений
2.1.Цель и задачи
исследования..................
2.2.Организация
исследования..................
2.3. Методика исследования.........
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования
позитивного отношения к сверстникам
у дошкольников………………………………………………
Заключение....................
Список литературы.............
Приложения....................
Введение
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении1.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится» в ней.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются2.
Причины, побудившие к проведению исследования способов воздействия по предупреждению проблемных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, серьёзны и актуальны, так как развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные деформации в межличностных отношениях.
Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе массовой группы МДОУ № 5 «Березка» г. Сокол в мае 2011 года.
В исследовании приняли участие почему 27 детей в возрасте 5 – 6 лет, среди которых 16 мальчиков и 9 девочек.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Теоретический
аспект межличностных отношений дошкольников
Одной из сторон межличностного общения является его содержательная наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание, и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми, претендуя тем самым на свое особое место в словаре терминов теории межличностного общения.
Уточним смысловое сочетание словосочетания «межличностные отношения», обратившись к составляющим его терминам. ссылки
Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.) [21]. в соответствии с этим говорить об «отношении» значить иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий [14].
Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву[32]: отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.
Термин «межличностные»
указывает не только на то,
что объектом отношения
Таким образом, межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [17].
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.
При проведении анализа проблем
межличностных отношений
Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).
Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающейся драматическими изменениями чувств и эмоции, неопределенностью, переговорами и т.п., все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений[11].
Единица анализа межличностных отношений – это чувство выступающее как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений[28].
Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга[32].
Таким образом, межличностные
отношения можно определить как
взаимные ориентации, которые развиваются
и кристаллизируются у
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:
1) дистанция, или степень
психологической близости
2) оценка отношений, — позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
З) позиция партнеров — доминирование, зависимость, равенство;
4) степень знакомства — отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества — это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции — соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей[25].
Каждый ребенок занимает
в группе детского сада определенное
положение, которое выражается в
том, как к нему относятся сверстники.
Обычно выделяются два три ребенка,
пользующиеся наибольшей популярностью:
с ними многие хотят дружить, сидеть
рядом на занятиях, им подражают, охотно
выполняют их просьбы, уступают игрушки.
Наряду с этим имеются и дети,
совсем непопулярные среди сверстников.
С ними мало общаются, их не принимают
в игры, им не хотят давать игрушки.
Остальная часть детей
Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько ребенок принят ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.
Практически в каждой группе
детского сада разворачивается сложная
и порой драматическая картина
межличностных отношений детей.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся,
обижаются, ревнуют. Все эти отношения
остро переживаются участниками
и несут массу разнообразных
эмоций. Эмоциональная напряженность
и конфликтность в сфере
Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов[34].
Однако, несмотря на эти очевидные
различия в поведении, в основе почти
всех межличностных проблем
Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников