Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик межличностные.docx

— 169.19 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Теоретический  аспект межличностных отношений  дошкольников.......5                                                                                                                            1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5

1.2. Проблемы в  межличностных отношениях дошкольников....................8

1.3. Методы изучения  межличностных отношений......................................11

2. Диагностика  межличностных отношений старших  дошкольников.....16

2.1.Цель и задачи  исследования........................................................................16

2.2.Организация  исследования..................................................................16

2.3. Методика исследования..............................................................................17

3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20

 4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26

Заключение..........................................................................................................29

Список литературы............................................................................................31

Приложения..........................................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детство представляет собой  особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении1.

Детское общество оказывает  многогранное влияние на психическое  развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным  лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому  его члену «легко дышится» в ней.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны  среди сверстников. У них, как  правило, отсутствуют избирательные  контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых  объединений, а их личностные качества низко оцениваются2.

Причины, побудившие к проведению исследования способов воздействия  по предупреждению проблемных межличностных  отношений у детей дошкольного  возраста, серьёзны и актуальны, так  как развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего  становления личности ребёнка и  во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди  людей.

Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные деформации в межличностных отношениях.

Цель  работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.

Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.

Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

    1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
    2. Подобрать методики для исследования межличностных отношений старших дошкольников.
    3. Осуществить констатирующий эксперимент.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе массовой группы МДОУ № 5 «Березка» г. Сокол в мае 2011 года.

В исследовании приняли участие почему 27  детей в возрасте 5 – 6 лет, среди которых 16 мальчиков и 9 девочек.

Исследование проводилось  в три этапа:

    1. Анализ литературы по проблеме исследования.
    2. Анализ анамнестических данных детей изучаемых группы.
    3. Экспериментальная диагностика межличностных отношений дошкольников

1. Теоретический  аспект межличностных отношений дошкольников                                                                                                                           

    1. Понятие межличностных отношений

   

Одной из сторон межличностного общения является его содержательная наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и  дополнительные оттенки в описание, и объяснение  процесса непосредственного  взаимодействия между людьми, претендуя  тем самым на свое особое место  в словаре терминов теории межличностного общения.

Уточним смысловое сочетание  словосочетания «межличностные отношения», обратившись к составляющим его  терминам. ссылки

Само слово «отношение»  в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика  этого действия заключается в  том, что относится не вещь или  предмет, а нечто идеальное, что  может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль  и т.д.) [21]. в соответствии с этим говорить об «отношении» значить иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий [14].

Данный смысл закреплен  в классическом определении отношений  личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву[32]: отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

 Термин «межличностные»  указывает не только на то, что объектом отношения выступает  другой человек, но и на взаимную  направленность отношений.

Таким образом, межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [17].

Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном  аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии  постоянной межличностной связи  путем непрерывного обмена личностно  значимой информацией  возникают  интимная зависимость вступивших в  контакт людей друг от друга и  взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

При проведении анализа проблем  межличностных отношений обратим  внимание на следующие моменты.

Анализ межличностных  отношений – это обращение  не к случайным кратковременным  ситуативным контактам между  людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающейся драматическими изменениями  чувств и эмоции, неопределенностью, переговорами и т.п., все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений[11].

Единица анализа межличностных  отношений – это чувство выступающее как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений[28].

Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга[32].

Таким образом,  межличностные  отношения можно определить как  взаимные ориентации, которые развиваются  и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как  правило, относят следующие:

1) дистанция, или степень  психологической близости партнеров, — близкая, далекая;

2) оценка отношений, — позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

З) позиция партнеров — доминирование, зависимость, равенство;

4) степень знакомства — отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе  отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права  и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества — это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции — соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей[25].

 

    1. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников 

      

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в  том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, совсем непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают  в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается  между этими «полюсами». Степень  популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы, выносливости и т. п. [13]

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько  ребенок принят ими, насколько реализованы  или ущемлены его притязания на признание  среди сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная  и порой драматическая картина  межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения  остро переживаются участниками  и несут массу разнообразных  эмоций. Эмоциональная напряженность  и конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  в сфере общения с взрослым. Взрослые иногда не подозревают о  той широкой гамме чувств и  отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.     

Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно  отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к  себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов[34].

Однако, несмотря на эти очевидные  различия в поведении, в основе почти  всех межличностных проблем выступают  сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения.

Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников