Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................
Сережа И. с большим удовольствием ябедничает; непоседлив.
В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием.
Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.
Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.
1. Уровень благополучия взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III— IV).
УБВ высокий при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях;
средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;
низкий - при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Исследование показало, что уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях.
Важным показателем
УБВ является также «индекс изолированности»
Обследовано 25 детей.
В IV статусной категории 2 ребенка.
Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.
Определим показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.
Определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = (Р1/Р)
где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 - число взаимных выборов.
Нормативные показатели:
1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности - 33 % и ниже.
2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности - 34 –49 %
3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %
4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше.
Анализ социометрической матрицы для определения КВ:
В группе 25 детей
Общее число выборов – 75 (Р)
Число взаимных выборов – 26 (Р1)
Коэффициент взаимности равен:
(26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний показатель)
На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе.
2. По методике «Два домика» видим, что 6 человек имеют статус «отверженных», 3 человека – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
Основная масса группы состоит из «предпочитаемых» ребят, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников. Популярных детей в коллективе дошкольников не более 2–3 человек.
Из наблюдений воспитателей видно, что именно такие «звёзды» активно привлекают окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся (рис. 4).
7
12
4
2
отверженные
предпочитаемые
популярные
изолированные
Рисунок 4 – Характеристика статусного положение ребенка в группе
Результаты обратили внимание на тот факт, что 2 детей имеют неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым. При этом самооценка завышенная в большинстве случаев, что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам.
Заниженная самооценка проявилась у 4 человек (рис. 5).
18
2
6
высокий
средний
низкий
Рисунок 5 – Уровень самооценки у старших дошкольников
Результаты диагностики
показали, что воспитанники с благоприятным
социальным статусом, конфликтные ситуации
предпочитают разрешать самостоятельно
или с помощью взрослого. У
детей, которые отвергаются
Наблюдение за детьми позволило обнаружить богатый материал для анализа отношения сверстников друг к другу. Так, решая конфликтную ситуацию, дети предпочитали:
Детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступает более половины испытуемых. Агрессивные решения преобладают у 8 участников, самостоятельные и конструктивные действия у – 4 детей.
Данный этап эксперимента
показал, что большой процент
испытуемых обозначенной выборки показал
неустойчивые межличностные отношения,
с достаточно высоким уровнем
агрессивности. Изучив и обобщив
полученные результаты диагностики
межличностных отношений
Социометрическая
матрица
Света Т. |
Рома Б. |
Данил Д. |
Олег О. |
Саша Ч. |
Злата Ч. |
Аня К. |
Арина Г. |
Виталя П. |
Марина Б. |
Костя Б. |
Ваня М. |
Руслан Н. |
Сережа И. |
Марк Г. |
Слава Я. |
Алина К. |
Наташа И. |
Женя С. |
Алена К. |
Ефим Я. |
Данил Д. |
Вова Г. |
Никита К. |
Оля П. | ||
имя выбирающих детей | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 | ||
СветаТ. |
1 |
Ф |
Ф |
+ | ||||||||||||||||||||||
Рома Б. |
2 |
Ф |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Данил Д. |
3 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Олег О. |
4 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Саша Ч. |
5 |
Ф |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Злата Ч. |
6 |
Ф |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Аня К. |
7 |
Ф |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Арина Г. |
8 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Виталя П. |
9 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Марина Б. |
10 |
Ф |
Ф |
Ф | ||||||||||||||||||||||
Костя Б. |
11 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Ваня М. |
12 |
+ |
Ф |
+ |
||||||||||||||||||||||
Руслан Н. |
13 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Сережа И. |
14 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Марк Г. |
15 |
Ф |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Слава Я. |
16 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Алина К. |
17 |
Ф |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Наташа И. |
18 |
Ф |
+ |
+ | ||||||||||||||||||||||
Женя С. |
19 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Алена К. |
20 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Ефим Я. |
21 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Данил А. |
22 |
Ф |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Вова Г. |
23 |
Ф |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Никита К. |
24 |
+ |
Ф |
+ |
||||||||||||||||||||||
Оля П. |
25 |
+ |
+ |
Ф |
||||||||||||||||||||||
Количество выборов |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
2 |
6 |
2 |
- |
6 |
3 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 | |
Количество взаимных выборов |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников
Для коррекции поведения дошкольников считаем целесообразным использовать программу, разработанную Е.Смирновой и В. Холмогоровой [48]Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).
Взрослый играет вместе с
детьми, показывая образцы игровых
действий. В игру приглашаются только
желающие. В случае если дети не присоединяются,
взрослый не настаивает, но стремится
ненавязчиво заинтересовать их и
привлечь к общей игре. Начав играть
с несколькими детьми, вы увидите,
что к концу занятия к игре
присоединится большинство
Игры приведены в Приложении.
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.
Основная задача третьего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Правила игр третьего этапа
задавались таким образом, что для
достижения определенной цели дети должны
действовать с максимальной согласованностью.
Это требует от них, во-первых, большого
внимания к сверстникам и, во-вторых,
умения действовать с учетом потребностей,
интересов и поведения других
детей. Такая согласованность
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.
Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.
Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников