Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик межличностные.docx

— 169.19 Кб (Скачать)

Сережа И. с большим  удовольствием ябедничает; непоседлив.

В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием.

Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита  речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.

Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.

1. Уровень благополучия  взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести  число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III— IV).

УБВ высокий при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся  в благоприятных статусных категориях;

средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;

низкий -  при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Исследование показало, что уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях. 

Важным показателем  УБВ является также «индекс изолированности», оказавшихся в IV статусной категории.

Обследовано 25 детей. 

 В  IV статусной категории 2 ребенка.

Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

Определим показатель удовлетворенности  детей своими отношениями со сверстниками.

 Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.

Определяют  коэффициент  взаимности (КВ):

КВ = (Р1/Р)

где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 - число взаимных выборов.

Нормативные показатели:

1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности -  33 % и ниже.

2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности -  34 –49 %

3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %

4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше.

 Анализ социометрической  матрицы для определения КВ:

В группе 25 детей 

Общее число выборов – 75 (Р)

Число взаимных выборов – 26 (Р1)

Коэффициент взаимности равен:

(26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний  показатель)

На основе определения  статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе.

2. По методике «Два домика» видим, что 6 человек имеют статус «отверженных», 3 человека – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

Основная масса группы состоит из «предпочитаемых» ребят, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с  небольшой подгруппой сверстников. Популярных детей в коллективе дошкольников не более 2–3 человек.

Из наблюдений воспитателей видно, что именно такие «звёзды» активно привлекают окружающих детей  к своим действиям, с удовольствием  откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся (рис. 4).

7

12

4

2

отверженные

предпочитаемые

популярные

изолированные

Рисунок 4 – Характеристика статусного положение ребенка в  группе

 

Результаты обратили внимание на тот факт, что 2 детей имеют неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым. При этом самооценка завышенная в большинстве случаев, что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам.

Заниженная самооценка проявилась у 4 человек (рис. 5).

 

18

2

6

высокий

средний

низкий

Рисунок 5 – Уровень самооценки у старших дошкольников

Результаты диагностики  показали, что воспитанники с благоприятным  социальным статусом, конфликтные ситуации предпочитают разрешать самостоятельно или с помощью взрослого. У  детей, которые отвергаются сверстниками, воспитатели наблюдают в поведении  преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил. У  некоторых детей наблюдаются  застенчивость, неуверенность в  себе, безынициативность. Эти факты  могут свидетельствовать либо о  разных подходах к семейному воспитанию дошкольников, либо об отсутствии продуктивных навыков общения.

Наблюдение за детьми позволило  обнаружить богатый материал для  анализа отношения сверстников  друг к другу. Так, решая конфликтную  ситуацию, дети предпочитали:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
  • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
  • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
  • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

Детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступает более половины испытуемых. Агрессивные решения  преобладают у 8 участников, самостоятельные  и конструктивные действия у – 4 детей.

Данный этап эксперимента показал, что большой процент  испытуемых обозначенной выборки показал  неустойчивые межличностные отношения, с достаточно высоким уровнем  агрессивности. Изучив и обобщив  полученные результаты диагностики  межличностных отношений старших  дошкольников, можно прийти к выводу, что причиной этому является нарушение  детско-родительских отношений в  семье.

 

 

Социометрическая  матрица                                                                Таблица 2

имя выбираемых детей

Света Т.

 Рома Б.

 Данил Д.

Олег О.

 Саша Ч.

Злата Ч.

 Аня К.

Арина Г.

 Виталя П.

 Марина Б.

Костя Б.

 Ваня М.

Руслан Н.

 Сережа И.

 Марк Г.

Слава Я.

Алина К.

Наташа И.

Женя С.

 Алена К.

Ефим Я.

 Данил Д.

Вова Г.

 Никита К.

Оля П.

имя выбирающих детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

СветаТ.

1

         

Ф

Ф

                                 

+

Рома Б.

2

       

Ф

         

+

                   

Ф

     

Данил Д.

3

       

+

     

+

         

Ф

                   

Олег О.

4

 

+

   

+

           

Ф

                         

Саша Ч.

5

 

Ф

                         

+

           

+

   

Злата Ч.

6

Ф

     

+

       

Ф

                             

Аня К.

7

Ф

           

+

               

Ф

               

Арина Г.

8

+

         

+

   

+

                             

Виталя П.

9

 

+

     

+

                               

Ф

   

 Марина Б.

10

           

Ф

                   

Ф

           

Ф

Костя Б.

11

   

+

+

                                     

Ф

 

Ваня М.

12

   

+

Ф

                     

+

                 

Руслан Н.

13

                     

+

   

+

Ф

                 

Сережа И.

14

                     

+

   

+

             

+

   

Марк Г.

15

   

Ф

       

+

     

+

                         

Слава Я.

16

 

+

 

+

               

Ф

                       

Алина К.

17

         

Ф

 

+

 

+

                             

Наташа И.

18

                 

Ф

                 

+

       

+

Женя С.

19

 

+

             

+

 

+

                         

Алена К.

20

           

+

                   

+

       

+

   

Ефим Я.

21

                     

+

   

+

               

+

 

Данил А.

22

 

Ф

                   

+

             

+

       

Вова Г.

23

               

Ф

         

+

           

+

     

Никита К.

24

               

+

 

Ф

     

+

                   

Оля П.

25

+

         

+

   

Ф

                             

Количество выборов

4

6

3

3

4

3

5

3

3

6

2

6

2

-

6

3

1

2

-

1

1

3

3

2

3

Количество взаимных выборов

2

2

1

1

1

2

2

-

1

3

1

1

1

-

1

1

1

1

-

-

-

1

1

1

1


 

4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников

 

Для коррекции поведения  дошкольников считаем целесообразным использовать программу, разработанную  Е.Смирновой и В. Холмогоровой [48]Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет  определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и  переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые  требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).

Взрослый играет вместе с  детьми, показывая образцы игровых  действий. В игру приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются, взрослый не настаивает, но стремится  ненавязчиво заинтересовать их и  привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, вы увидите, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко второму-третьему занятию — вся группа. Время от времени воспитатель может комментировать происходящее и направлять игру (например: «Пришла ночь и звери ложатся спать» или «Выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра»).

Игры приведены в Приложении.

Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены  на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной  жизни: их интересует не столько сверстник  сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Основная задача третьего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа  задавались таким образом, что для  достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих  эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство  опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются  во многих играх этого этапа.

Игры 5-го этапа требуют  от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников