Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................
Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников[18].
Можно выделить следующие позиции, занимаемые детьми в межличностных отношениях.
1. Доминирование, которое
может быть как отрицательным,
так и положительным. Оно
2. Равенство. Оно принимает такие активные формы непосредственного воздействия на противоположную сторону, как установление очередности, компромиссное решение, объяснение, предложение, договор, жребий. Возможно опосредованное воздействие на противоположную сторону, которое проявляется в обращении к третьему лицу с просьбой рассудить, оказать помощь, разрешить ситуацию. Пассивной формой равенства является отказ от сотрудничества. Результат воздействия – разрешение конфликта.
3. Подчинение. Оно принимает такие активные формы непосредственного воздействия на противоположную сторону, как согласие, подчинение. Возможно опосредованное воздействие на противоположную сторону, которое проявляется в обращении или жалобе к третьему лицу с просьбой защитить, оградить, заступиться. Может проявляться в плаче, демонстрации обиды, протестных реакциях. Итогом является как сглаживание конфликта, так и его обострение.
Однако в дошкольном возрасте
негативные отношения к сверстникам
нельзя рассматривать как окончательно
сложившиеся и закрытые для каких-либо
изменений. Развитие межличностных
отношений ребёнка ещё
Таким образом, на основании всего изложенного приходим к следующим выводам.
Межличностные отношения развиваются в группах людей, находящихся в длительном контакте.
В основе межличностных проблем лежат внутриличностные основания.
Дети дошкольного возраста постоянно оценивают себя и переживают о том, как к ним относятся окружающие. Поэтому самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие недостатков становится ведущим мотивом поведения.
Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников
Глава 2. Методика и организация исследования
Цель исследования - развитие у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. Согласно этой цели определяются задачи:
Исследование проводилось в подготовительной к школе группе в МДОУ детский сад № 5 «Березка» г. Сокол.
Дата проведения исследования: май 2011 года.
В исследовании участвовали 27 детей. Из них 9 девочек, 16 мальчиков.
Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых членов своей группы.
С помощью констатирующего этапа происходит тестирование детей и их родителей. Обследование проводилось на основе методов детских межличностных взаимоотношений.
2.3. Методика исследования
1. Социометрия позволяет
получить данные о том, как
члены коллектива относятся
Средний коэффициент взаимности может свидетельствовать о том, что в группе детей связывают довольно устойчивые взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент взаимности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе.
Основным направлением работы
педагогов по формированию межличностных
отношений может стать
Таким образом, социометрическое
исследование помогает увидеть скрытую
от непосредственного наблюдения картину
межличностных взаимоотношений
в группе, определить круг детей, оставшихся
со стороны сверстников без
Подготовка исследования.
Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.
Проведение исследования.
Исследование проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.
Инструкция.
«Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе».
Далее ребенку даю 3 картинки и говорю: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».
При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть»
После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашиваю:
«Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорю: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываю, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена
Обработка данных.
Подсчитываем число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.
Данные заносятся в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор - Ф.
При анализе результатов важным результатом является также взаимность выборов детей. Не всякая группа имеет столь чёткую структуру, где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания межличностных отношений.
Глава 3. Особенности межличностных отношений детей
Данные социометрического исследования приведены в таблице 2.
Сравнительный анализ количества выборов.
На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка, и все дети распределяются по условным статусным категориям:
В группе обследовано 25 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
«Предпочитаемые» дети отличаются легким характером и развитыми коммуникативными умениями.
Это дети, которые могут
принять игру, взять на себя роль,
в основном, второстепенную, этих детей
выбирали в партнеры за умение рисовать,
лепить, за хорошее поведение, за внешние
качества: аккуратность, опрятность.
В результате наблюдений можно сделать
вывод, что «принятые» дети отличаются
бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся,
делятся игрушками. В этой группе
детей много взаимных выборов. Например,
Данил и всегда играют вместе,
любят вместе рисовать, лепить;
вместе приходят в детский сад, дружно
выполняют все поручения
У этих детей избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений.
Ефим Я. и Данил А. не отличаются чуткостью и заботливостью; Никита К. и Костя Б. часто бывают агрессивны, не считаются с мнением других детей, в игру их принимают неохотно. В этой группе такие дети, как Руслан К., Алина К., Наташа И., не проявляют особого стремления к общению со взрослыми и сверстниками, у них подчас невозможно обнаружить внимание и интерес к другому человеку, адекватное эмоциональное отношение к поведению других детей.
Такими являются Женя С. и Сережа И.
Женя С. не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр.
Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников