Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект межличностных отношений дошкольников.......5 1.1.Понятие межличностных отношений..........................................................5
1.2. Проблемы в межличностных отношениях дошкольников....................8
1.3. Методы изучения межличностных отношений......................................11
2. Диагностика межличностных отношений старших дошкольников.....16
2.1.Цель и задачи исследования........................................................................16
2.2.Организация исследования..................................................................16
2.3. Методика исследования..............................................................................17
3.Результаты исследования межличностных отношений детей.............20
4.Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников………………………………………………………………..26
Заключение..........................................................................................................29
Список литературы.......................................................

Работа содержит 1 файл

курсовик межличностные.docx

— 169.19 Кб (Скачать)

Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников[18].

Можно выделить следующие  позиции, занимаемые детьми в межличностных  отношениях.

1. Доминирование, которое  может быть как отрицательным,  так и положительным. Оно принимает  такие активные формы непосредственного  воздействия на противоположную сторону, как требование, наставление, манипулирование, предупреждение, а также физические и словесные угрозы, оскорбления, драка, месть. Возможно опосредованное воздействие на противоположную сторону, которое проявляется в обращении к третьему лицу с требованием уговорить, объяснить, выполнить для усиления своего авторитета или с требованием заставить, подавить, наказать. Пассивными формами доминирования являются терпение и игнорирование. Результатом воздействия при доминировании могут стать как сглаживание конфликта, так и его обострение.

2. Равенство. Оно принимает такие активные формы непосредственного воздействия на противоположную сторону, как установление очередности, компромиссное решение, объяснение, предложение, договор, жребий. Возможно опосредованное воздействие на противоположную сторону, которое проявляется в обращении к третьему лицу с просьбой рассудить, оказать помощь, разрешить ситуацию. Пассивной формой равенства является отказ от сотрудничества. Результат воздействия – разрешение конфликта.

3. Подчинение. Оно принимает такие активные формы непосредственного воздействия на противоположную сторону, как согласие, подчинение. Возможно опосредованное воздействие на противоположную сторону, которое проявляется в обращении или жалобе к третьему лицу с просьбой защитить, оградить, заступиться. Может проявляться в плаче, демонстрации обиды, протестных реакциях. Итогом является как сглаживание конфликта, так и его обострение.

Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам  нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных  отношений ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.                                                                            

Таким образом, на основании  всего изложенного приходим к  следующим выводам.

Межличностные отношения развиваются в группах людей, находящихся в длительном контакте.

В основе межличностных проблем лежат внутриличностные основания.

Дети дошкольного возраста постоянно оценивают себя и переживают о том, как к ним относятся окружающие. Поэтому самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие недостатков становится ведущим мотивом поведения.

Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам пользуются наибольшей популярностью в детской  группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую  инициативу. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым  и лишает симпатии сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика и организация исследования

    1. Цель и задачи исследования

 

Цель исследования - развитие у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через  коррекцию детско-родительских отношений. Согласно этой цели определяются задачи:

  • Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
  • Подобрать методики для исследования межличностных отношений старших дошкольников.
  • Осуществить констатирующий эксперимент.
  • Разработать методические рекомендации по коррекции межличностных отношений дошкольников

 

    1. Организация  исследования

 

Исследование проводилось  в подготовительной к школе группе в МДОУ детский сад № 5 «Березка»  г. Сокол.

Дата проведения исследования: май 2011 года.

В исследовании участвовали 27 детей. Из них 9 девочек, 16 мальчиков.

Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими  методами, которые позволяют выявить  взаимные (невзаимные) избирательные  предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых членов своей группы.

С помощью констатирующего  этапа происходит тестирование детей  и их родителей. Обследование проводилось  на основе методов детских межличностных  взаимоотношений.

 

 

2.3. Методика исследования 

1. Социометрия позволяет  получить данные о том, как  члены коллектива относятся друг  к другу на основе взаимных  симпатий и антипатий, выявить  “социометрические позиции”, то  есть обозначения того, какое  иерархическое место в группе  занимают участники исследования; а также обнаружить внутригрупповые  “союзы”.

Средний  коэффициент  взаимности может свидетельствовать  о том, что в группе детей связывают  довольно устойчивые взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о  том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент взаимности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе.

Основным  направлением работы педагогов по формированию межличностных  отношений может стать выработка  системы положительных оценок сверстников. Конечно, коррекционная работа должна быть индивидуальной, и, данном случае, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности и повышение социального статуса детей.

Таким образом, социометрическое исследование помогает увидеть скрытую  от непосредственного наблюдения картину  межличностных взаимоотношений  в группе, определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения и которым  необходима поддержка и помощь педагога.

Подготовка  исследования.

Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение  исследования.

Исследование  проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.

Инструкция.

«Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе».

Далее ребенку  даю 3 картинки и говорю: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть»

После того как ребенок  сделает свой выбор, его спрашиваю:

 «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорю: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываю, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена

Обработка данных.

Подсчитываем  число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.

Данные заносятся  в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор - Ф.

      1. Методика «Два домика». Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать наиболее понравившуюся для того, чтобы его заинтересовать, расположить к общению с взрослым
  1. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в чёрном – игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.
  2. В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
  3. Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
  4. популярные («звёзды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
  5. предпочитаемые – дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
  6. изолированные – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
  7. отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

При анализе результатов  важным результатом является также  взаимность выборов детей. Не всякая группа имеет столь чёткую структуру, где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  межличностных отношений   детей

Данные социометрического  исследования приведены в таблице 2.

Сравнительный анализ количества выборов.

На основании  данных определяется статусное положение каждого ребенка,  и все дети распределяются  по условным статусным категориям:

В группе обследовано 25 детей  в возрасте от 6 до 7 лет.

  1. «Предпочитаемые» - 6 – 7 выборов имеют 4 ребенка. Эти дети получили наибольшее количество выборов. При беседе с детьми о выборе партнера выяснилось, что дети их ценят за такие качества, как доброта, умение играть дружно, придумывать интересные игры, не обижать друг друга.    присуще доброжелательность и уступчивость . – заботливые и чуткие дети.

 «Предпочитаемые» дети  отличаются легким характером  и развитыми коммуникативными  умениями.

  1. «Принятые» - 3 - 5 выборов имеют 12 детей.

Это дети, которые могут  принять игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей  выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние  качества: аккуратность,  опрятность. В результате наблюдений можно сделать  вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. Например, Данил  и   всегда играют вместе,   любят вместе рисовать, лепить;   вместе приходят в детский сад, дружно выполняют все поручения воспитателя, никогда не ссорятся, помогают друг другу на занятиях.

  1. «Непринятые» - 1 - 2 выбора имеют 7 детей.

У этих детей избирательные  контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых  объединений.

Ефим Я. и Данил А. не отличаются чуткостью и заботливостью; Никита К. и Костя Б. часто бывают агрессивны, не считаются с мнением других детей, в игру их принимают неохотно. В этой группе такие дети, как Руслан К., Алина К., Наташа И.,  не проявляют особого стремления к общению со взрослыми и сверстниками, у них подчас невозможно обнаружить внимание и интерес к другому человеку, адекватное  эмоциональное отношение к поведению других детей.

  1. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора -  2 ребенка

Такими являются Женя С. и  Сережа И.

Женя С. не испытывает потребность  в сотрудничестве и не умеет подчинять  свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для  совместных игр.

Информация о работе Методика формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников