Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа
Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;
Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39
Игра «Ласковое имя» развивает умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Цель игры «Разговор по телефону» - развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
Игра «О чем спросить при встрече» учит детей вступать в контакт. Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
Цель игры «Вопрос – ответ» заключается в том, чтобы развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. ( «Какое у тебя настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).
Игра «Прощай» учит детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Дети сидят в кругу и, предавая друг другу эстафету, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, и т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза [24].
Игры на развитие навыков невербального общения развивают у детей умение использовать жест и позу в общении, развивают выразительность поз, учат быть внимательными.
Игра «Как говорят части тела» учит невербальным способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
Цель игры «Зоопарк» - развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
Игра «Сделай подарок» знакомит детей с невербальными способами общения. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
Целью игры «День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает» является развитие у детей выразительность поз. Данная игра учит детей быть внимательными. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.
Игра «Здороваемся без слов» способствует развитию умения использовать жест, позу в общении. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия [25].
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе способствуют сплочению группы, воспитанию способностей к согласованному взаимодействию.
Игра «Робот» является ярким примером таких игр. Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
Игра «Эхо» учит детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений. Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
Игра «Руки – ноги» учит детей четко подчиняться несложной команде; учит удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей. Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
Игра «Удержи предмет» развивает способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Игра «Змея» развивает навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение [26].
Пятый вид игр – игры на телесный контакт развивают кожную чувствительность детей и способность различать тактильный образ.
Игра «Дрозды» способствует развитию навыков общения, воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд, Показывают на себя. И ты дрозд. Показывают на своего партнера. У меня нос. Дотрагиваются до своего носа. У тебя нос. Дотрагиваются до носа своего партнера. У меня губки сладкие. Дотрагиваются до своих губ. У тебя губки сладкие. Дотрагиваются до губ своего партнера. У меня щечки гладкие. Гладят свои щеки. У тебя щечки гладкие. Гладят щеки своего партнера.
Игра «Возьмемся за руки, друзья» учит детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.
Игра «Рисунок на спине» развивает кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
Игра «Ручеек» помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.
Игра «Руки танцуют» помогает детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать. Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант – указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку [27].
Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
Заключение
Изучение психических особенностей детей дошкольного возраста имеет важное значение как для воспитателя, так и для воспитательного процесса в целом. Изучение психических особенностей дошкольников дает педагогу возможность успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы и воспитать творческую, гармоническую и всесторонне-развитую личность. Всесторонне воспитывая дошкольника, педагог создает необходимые предпосылки для перехода ребенка к школьному обучению.
Общение — это важнейший фактор общего психического развития ребенка. Оно направленно на удовлетворение особой потребности человека. Общение со взрослым для ребенка является единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям.
Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомно-физиологически напоминающим человека.
Одним из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения является игра. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка.
Игра имеет огромное значение для всестороннего воспитания ребенка. Психическое состояние ребенка оказывает влияние на развитие игры, игра, в свою очередь влияет на развитие психики ребенка. Из этого следует вывод, что игра способствует развитию, как здоровых детей, так и детей с различными психическими и физиологическими отклонениями. Множество игр способствуют развитию навыков общения у детей.
Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Использованные в данной курсовой работе игры помогают педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
Таким образом, в ходе проделанной курсовой работы, поставленные нами цели, были достигнуты.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: Просвещение, 1995 – 450с.
2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. М.: Феникс, 2000 – 384с.
3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс», 1998 – 234 с.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1989 – 345с.
5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Просвещение», 1987 – 413с.
7. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. М.: «Класс», 1994 – 423с.
8. Мироненко В.В., Петровский А.В. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987 – 446 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1996 – 268c.
10. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987 – 150 с.
11. Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Ленато АСТ, 1996 – 223с.
12. Запорожец А.В. Развитие ребенка. М.: «Класс», 1990 – 256с.
13. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: «Просвещение», 1991 – 274 с.
14. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 – 134 с.
15. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: «Просвещение», 1990 – 225с.
16. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Класс», 1993 – 324с.
17. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2006 – 151с.
18. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996 – 345с.
19. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. – 416 с.
20. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика, 1976 – 180с.
21. Кларик И.Л. Игра в учебном процессе. М.: Просвещение, 1990 – 200с.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 – 168c.
23. Михайленко Н. Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Спб.: Линка-Пресс, 2005.- 169с.
24. Кайгородцева Н.Н. Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. М.: Просвещение, 2009 – 349с.
25. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.