Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Игра «Ласковое имя» развивает умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Цель игры «Разговор по телефону» - развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Игра «О чем спросить при встрече» учит детей вступать в контакт. Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Цель игры «Вопрос – ответ» заключается в том, чтобы развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. ( «Какое  у тебя  настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).

Игра «Прощай» учит детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Дети сидят в кругу и, предавая друг другу эстафету, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, и т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза [24].

Игры на развитие навыков невербального общения развивают у детей умение использовать жест и позу в общении, развивают выразительность поз, учат быть внимательными.

Игра «Как говорят части тела» учит невербальным способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Цель игры «Зоопарк» - развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игра «Сделай подарок» знакомит  детей с невербальными способами общения. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

Целью игры «День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает» является развитие у детей выразительность поз. Данная игра учит детей быть внимательными. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

Игра «Здороваемся без слов» способствует развитию умения использовать жест, позу в общении. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия [25].

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе способствуют сплочению группы, воспитанию способностей к согласованному взаимодействию.

Игра «Робот» является ярким примером таких игр. Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

Игра «Эхо» учит детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений. Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

Игра «Руки – ноги» учит детей четко подчиняться несложной команде; учит удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей. Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Игра «Удержи предмет» развивает способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Игра «Змея» развивает навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение [26].

Пятый  вид игр – игры на телесный контакт развивают кожную чувствительность детей и способность различать тактильный образ.

Игра «Дрозды» способствует развитию навыков общения, воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд, Показывают на себя. И ты дрозд. Показывают на своего  партнера. У меня нос. Дотрагиваются до своего носа. У тебя нос. Дотрагиваются до носа своего партнера. У меня губки сладкие. Дотрагиваются до своих губ. У тебя губки сладкие. Дотрагиваются до губ своего партнера. У меня щечки гладкие. Гладят свои щеки. У тебя щечки гладкие. Гладят щеки своего партнера.

Игра «Возьмемся за руки, друзья» учит детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

Игра «Рисунок на спине» развивает кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игра «Ручеек» помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

Игра «Руки танцуют» помогает детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать. Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант – указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку [27].

Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.


Заключение

Изучение психических особенностей детей дошкольного возраста имеет важное значение как для воспитателя, так и для воспитательного процесса в целом. Изучение психических особенностей дошкольников дает педагогу возможность успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы и воспитать творческую, гармоническую и всесторонне-развитую личность. Всесторонне воспитывая дошкольника, педагог создает необходимые предпосылки для перехода ребенка к школьному обучению.

Общение — это важнейший фактор общего психического развития ребенка. Оно направленно на удовлетворение особой потребности человека. Общение со взрослым для ребенка является единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям.

Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомно-физиологически напоминающим человека.

Одним из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения является игра. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка.

Игра имеет огромное значение для всестороннего воспитания ребенка. Психическое состояние ребенка оказывает влияние на развитие игры, игра, в свою очередь влияет на развитие психики ребенка. Из этого следует вывод, что игра способствует развитию, как  здоровых детей, так и детей с различными психическими и физиологическими отклонениями. Множество игр способствуют развитию навыков общения у детей.

Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Использованные в данной курсовой работе игры  помогают педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Таким образом, в ходе проделанной курсовой работы, поставленные нами цели, были достигнуты.


Список использованной литературы:

1.        Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: Просвещение, 1995 – 450с.

2.      Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. М.: Феникс, 2000 – 384с.

3.        Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс», 1998 – 234 с.

4.        Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1989 – 345с.

5.      Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995 – 230 с.

6.        Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Просвещение», 1987 – 413с.

7.        Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. М.: «Класс», 1994 – 423с.

8.      Мироненко В.В., Петровский А.В. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987 – 446 с.

9.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1996 – 268c.

10. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987 – 150 с.

11.    Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Ленато АСТ, 1996 – 223с.

12.    Запорожец А.В. Развитие ребенка. М.: «Класс», 1990 – 256с.

13.    Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: «Просвещение», 1991 – 274 с.

14.    Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 – 134 с.

15.    Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: «Просвещение», 1990 – 225с.

16.    Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Класс», 1993 – 324с.

17. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2006 – 151с.

 

18. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996 – 345с.

19. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. – 416 с.

20. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика, 1976 – 180с.

21. Кларик И.Л. Игра в учебном процессе. М.: Просвещение, 1990 – 200с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 – 168c.

23. Михайленко Н. Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Спб.: Линка-Пресс, 2005.- 169с.

24. Кайгородцева Н.Н. Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. М.: Просвещение, 2009 – 349с.

25. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие.  М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.

Информация о работе Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения