Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания.

Существует несколько этапов развития игровой деятельности у дошкольников [7, 338с.].

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. Она представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка соответствующей предметной деятельности.

Третий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так, постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей[18].

Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях. Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно – игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей [9, 115с.].

Итак, сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется ее мотивом. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребенок играет потому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата.

Игра создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание – подвижные, эстетическое – музыкальные, умственное – сюжетные и дидактические игры. Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию – сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др. [10, 119с.].

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного – эстетического воспитания дошкольников [19].

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества. К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучения в детском саду» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта [20].

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребенка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребенка.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребенка, следует, прежде всего, выделить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящее к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребенок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений дошкольник – олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. На имеющийся у него органический дефект наслаивается обедненный и порой искаженный образ окружающего мира. Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения [21].

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, и ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребенка.

В процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребенок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых детей. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребенка, подготовки к обучению к школе.

Известно, что игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всем том главенствующее значение отводится среди них сюжетно-ролевым играм. Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая ее особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно-ролевой игры.

Перед учителем – дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.  Кроме сюжетно-ролевой игры умственно отсталые дети обучаются дидактическим и подвижным играм. Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр [14, 93с.].

Таким образом, игра имеет огромное значение для всестороннего воспитания ребенка. Психическое состояние ребенка оказывает влияние на развитие игры, игра, в свою очередь влияет на развитие психики ребенка. Из этого следует вывод, что игра способствует развитию, как  здоровых детей, так и детей с различными психическими и физиологическими отклонениями.


2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения

Существует множество игр, способствующих развитию навыков общения у детей. Среди таких игр выделяют пять видов: игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков невербального общения; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на телесный контакт [22].

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению способствуют развитию внимания, слухового восприятия и  наблюдательности у дошкольников.

Игра «Кто говорит?» содержит цель – развитие внимания к партнеру и слуховое восприятие. В игре дети стоят в полукруге. Один ребенок – в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

Цель игры «Угадай, кто это?» – развитие внимания и наблюдательности детей. Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй – меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

В игре «Пожелание» воспитывается интерес к партнеру по общению. Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошо настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

В игре «Комплименты» целью является развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игра «Закончи предложение» учит детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них. Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч – ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому: Моя любимая игрушка… Мой лучший друг… Мое любимое занятие... Мой любимый праздник… Мой любимый мультфильм… Моя любимая сказка… Моя любимая песня…[23]

Второй вид игр, способствующих развитию навыков общения – игры на развитие умения входить в контакт и  вести диалог. Данные игры учат оказывать внимание сверстникам, развивают умение вступать в контакт, умение отвечать на вопросы партнера.

Информация о работе Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения