Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3

1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения

1.1.  Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5

1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14

1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19

2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование  психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24

2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………...37

Список использованной литературы…………………………………………......39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения  очень актуальна и злободневна (интересует всех в данное время). Исследованиями таких выдающихся психологов, как Л.Я.Венгер, Я.П.Коломенский, М.И.Лисина, А.А.Запорожец и др., доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка [1]. Общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.С.Рузская и др. утверждали, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза[2]. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка [1].

Взаимоотношения матери и отца исключительно важны для ребенка.

Р.Спитц и Дж.Боулби говорили о том, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь [3].

А.Джерсилд отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась[4].

Л.С.Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку [3, 25с.].

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Делая выводы из вышесказанного, необходимо отметить актуальность данной темы, так как общение занимает не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.

Задачи:

- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;

- Определить роль общения  в психическом развитии детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть  влияние дефицита общения на развитие ребенка дошкольного возраста;

- Определить значение игры  для  всестороннего воспитания ребенка;

- Подобрать игры, способствующие развитию навыков общения.

              Метод исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы.


1.      Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения

 

1.1.  Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет еще чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребенка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.

Физиологической основой изменения психики ребенка является развитие его нервной системы и высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорожденного вес мозга составляет 380г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350г. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности [5].

Запас безусловных рефлексов, с которыми рождается ребенок, очень ограничен, что делает новорожденного беспомощным существом, неспособным к сколько-нибудь самостоятельной деятельности.

В нервной деятельности ребенка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно-рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребенка в середине первого месяца жизни. Постепенно под влиянием воспитания условно-рефлекторная деятельность ребенка становится сложнее. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.

Существенную роль в развитии детей играет подражание. Новые временные связи формируются путем подражания словам и действиям окружающих людей.

С возрастом увеличивается влияние больших полушарий на низшие отделы нервной системы. Если на ранних ступенях развития действия ребенка под непосредственным влиянием работы подкорковых центров имеют несдержанный, импульсивный характер, то у старших детей они становятся более организованными, подчиняясь контролю больших полушарий [6].

Важнейшее значение в развитии ребенка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. Под влиянием речи окружающих людей у ребенка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Дошкольника уже многому можно научить, многое можно заставлять делать под влиянием словесного описания и словесной инструкции.

Вместе с тем ребенок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщенным формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более существенные. Так, с формированием второй сигнальной системы у ребенка появляются новые, более сложные психические процессы.

Образование условных рефлексов зависит от подкрепления одних реакций ребенка и неподкрепления других. Подкрепление ведет к закреплению, фиксации временной связи, в то время как неподкрепление ведет к ее торможению, угашению. Подкрепления, способствующие образованию временных связей, изменяются с развитием ребенка. Если в первые месяцы жизни важнейшую роль в образовании условных рефлексов играет пищевое и защитное подкрепление, то в дальнейшем все большее значение приобретает подкрепление ориентировочное.

Вместе с тем уже на третьем месяце жизни образование новых временных связей начинает подкрепляться эмоциональными реакциями, вызванными общением ребенка с окружающими людьми. Уже к концу первого года это общение приобретает речевой характер и грает большую роль в образовании временных связей. Выраженные в речи требования окружающих людей, их одобрение и порицание закрепляют одни реакции ребенка и тормозят, угашают другие. Так, под влиянием окружающих условий изменяется высшая нервная деятельность, происходит развитие психики ребенка [7].

Психическое развитие ребенка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живет ребенок, и, прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.

В странах, где детей трудящихся лишают детства и подвергают жестокой эксплуатации, их психическое развитие проходит иначе, чем в странах, где всячески оберегают права ребенка, создавая необходимые условия для его всестороннего развития. Говоря об условиях развития ребенка, необходимо отметить, что важное значение имеют окружающие ребенка — его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.

Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие дошкольника происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребенка. Бывает и в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот ребенку, он обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, неряшлив и ленив. Внимательное рассмотрение таких случаев показывает, что при наличии многих благоприятных условий, жизнь ребенка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких – либо обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребенка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.

Условия жизни ребенка, характер его деятельности организуются и создаются путем обучения и воспитания. Ведущую роль в психическом развитии дошкольника играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ему определенные знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности.

В процессе воспитания необходимо учитывать врожднные свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка. Способности к определенной деятельности не являются врожденными, они формируются при благоприятных условиях жизни и соответствующем воспитании.

Опыт воспитательной работы и специальные исследования позволили выделить в ходе психического развития детей следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды или ступени: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (от 1 до 3 лет); дошкольное детство (от 3 до 7 лет); младшее школьное детство (от 7 до 10 лет); среднее школьное детство, или подростковый возраст (от 11 до 14 лет); старший школьный возраст, или ранняя юность (от 14 до 17 лет) [8].

Так как на развитие ребенка дошкольного возраста оказывают не малое значение основы, заложенные на более ранних ступенях развития, мы рассмотрим краткую психологическую характеристику детей, находящихся на ступенях младенчества и преддошкольного детства.

В период младенчества, в  течение первых трех лет жизни ребенок делает огромные успехи в физическом и психическом развитии. От рождения он уже обладает рядом безусловных рефлексов. В середине первого месяца начинают образовываться временные условно-рефлекторные связи. Уже в первые месяцы у ребенка развиваются ощущения окружающей действительности [6, 30с.].

Примерно на третьем месяце жизни, вид и голос человека начинают вызывать у ребенка условную положительную реакцию, называемую реакцией «оживления». Ее появление имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребенка. У него устанавливается эмоциональный контакт с окружающими людьми, появляется внимание к их голосу и действиям, что расширяет детский опыт, создает предпосылки для развития речи.

Важную роль в образовании новых временных связей у младенца играют ориентировочно-исследовательские рефлексы. Иногда случайно он, наталкиваясь пальцами или ладонью на предмет, в силу имеющегося от рождения безусловного хватательного рефлекса, ладонь захлопывается, происходит захватывание. Здесь открываются новые возможности для дальнейшего развития его действий и познания окружающего мира. Благодаря совместной работе глаза и руки в акте хватания у ребенка начинают образовывать сложные временные связи между зрительными, осязательными и двигательными раздражителями, развивается восприятие местоположения, величины, формы предметов.

Знакомство младенца с окружающими людьми и вещами неразрывно связано с овладением первыми словами родного языка. Постепенно образуется связь между словом и обозначаемым им предметом или человеком. К концу первого года ребенок узнает близких ему людей, знает ряд окружающих предметов и понимает некоторые слова, их обозначающие.

Информация о работе Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения