Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

В последующий преддошкольный период происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Продолжая под руководством взрослого знакомиться с окружающим, он узнает некоторые физические свойства вещей и способы их употребления. Так, у детей создаются полезные навыки обращения с предметами домашнего обихода и понимание их значения. На этой основе возникают первые подражательные игры, воспроизводящие окружающую действительность.

Новые временные связи возникают у преддошкольника не только в результате собственного практического опыта, но и в процессе общения с окружающими и путем подражания их действиям.

Расширение предметного опыта ребенка неразрывно связано с развитием детской речи. На протяжении преддошкольного возраста быстро увеличивается словарь ребенка. К концу второго года возникают первые попытки составить предложение, сообразуясь с грамматическим строем родного языка.

Вместе с развитием речи идет формирование детского мышления. Называя сходные предметы одним и тем же словом, ребенок обобщает их и образует первые понятия. Вначале такие попытки обобщения очень несовершенны, однако они являются первым шагом в развитии мышления ребенка [8, 35с.].

Под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. У ребенка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразней по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребенка и на образование новых временных связей.

Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер. Они производятся с учетом ранее приобретенных знаний об окружающем. Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, формирующихся на основе временных связей, сложившихся ранее.

Выработка условного торможения у дошкольников представляет известные трудности, однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети воздерживаются от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольном возрасте повышается роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребенка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.

Значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Дошкольник постепенно выполняет довольно сложные действия и начинает усваивать новые знания по словесной инструкции. Вторая сигнальная система у ребенка развивается в тесном взаимодействии с первой [7, 57с.].

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Она дает возможность ребенку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и виды трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять и прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий и выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление. Это создает благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребенка, формирует новые психические качества.

Способствуя познанию окружающего и развивая детское воображение, игра является своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, сложнее их замысел и больше детей в ней участвуют, тем больше ребенок принужден действовать, руководствуясь общей целью и правилами игры. В игре развиваются ум и чувства ребенка, преднамеренность и произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива [9].

Какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. У детей дошкольного возраста постепенно  складываются интересы к приобретению новых знаний и формируются простейшие навыки учебной работы, что происходит под влиянием обучения. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счетными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д. Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребенка к определенной дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.

Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада. Выполняя совместно с другими детьми под руководством родителей и воспитателей простейшие трудовые задания, ребенок обогащает свои знания об окружающем, приобретает полезные практические навыки, приучается действовать сообща, сообразуясь с интересами коллектива. Так формируются ценные нравственные качества — трудолюбие, товарищеская взаимопомощь, стремление работать ради общей пользы, что имеет очень важное значение для всего последующего психического развития ребенка [10].

Словарный запас младшего дошкольника ограничен, высказывания часто носят характер отрывочных предложений, наблюдается неправильное произношение некоторых звуков речи. Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники еще не умеют систематически наблюдать окружающее. При большой силе и образности памяти они запоминают то, что непосредственно их заинтересовало и вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит очень конкретный и образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, но еще не умеют обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение слабо развито. Действия носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.

Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Речевое общение приобретает более разнообразный и развернутый характер. Малыши приучаются внимательно слушать воспитателя, выполнять даваемые им задания и поручения.

В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребенка об окружающем расширяется. Серьезнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование, конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребенком, большее значение приобретают занятия учебного типа.

В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он глубже познает окружающую действительность, выделяет простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов[7, 105c.].

Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребенок постепенно приучается выполнять свои обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии ними. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.

Вместе с развитием творческой игры все большее значение в жизни ребенка приобретают другие виды деятельности. Усложняется трудовая деятельность. Занятия принимают характер организованной учебной деятельности. Обогащается словарь ребенка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребенка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению, формируется умение сопоставлять друг с другом понятия о группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения [9, 28с.].

Отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник контролирует свои действия и подчиняет их более отдаленным целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. Старший дошкольник сдержаннее в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине.

Все эти глубокие изменения психики ребенка-дошкольника происходят под определенным влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели так же развивают психику ребенка, формируют его личность, развивают определенные психологические черты.  [3, 18с].

Таким образом, изучение психических особенностей детей дошкольного возраста имеет важное значение как для воспитателя, так и для воспитательного процесса в целом. Изучение психических особенностей дошкольников дает педагогу возможность успешно реализовать программу учебно-воспитательной работы и воспитать творческую, гармоническую и всесторонне-развитую личность.


1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Общение понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.

Основным и исходным пунктом в сложившемся понимании общения следует считать интерпретацию его как деятельности. Применив общую концепцию деятельности, развитую А.Н.Леонтьевым для ее анализа общения как одного из видов деятельности, можно сделать следующий вывод: общение, как и всякая деятельность, осуществляется предметно [4, 49с.].

Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.

Общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. У человека существует самостоятельная потребность в общении, т. е. несводимая к другим нуждам. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно сказать, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.

Под мотивом деятельности понимается, согласно концепции А.Н.Леонтьева, то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения служит взрослый.

Человек как мотив общения – объект сложный, многогранный. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно знакомится с разными его качествами и свойствами. Взрослый человек всегда остается мотивом общения для ребенка, но все время закономерно изменяется в этом человеке то, что больше всего побуждает ребенка к деятельности.

Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым относят потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе выделяют три основные категории мотивов общения — познавательные, деловые и личностные.

Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому.

Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы общения играют служебную роль, то личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько более мелких единиц, называемых средствами общения[4].

Изучение общения детей со взрослыми привело к выделению трех основных категорий средств общения: экспрессивно-мимических; предметно-действенных; речевых операций. Первые выражают, вторые изображают, а третьи – обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него [12].

Развитие общения с взрослыми у детей дошкольного возраста происходит как смена нескольких целостных форм общения. Итак, формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития. Выделяют четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (от рождения – 6 месяцев) – это форма общения, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействие со взрослыми разворачивается в первые месяцы жизни детей на фоне своеобразной общей жизнедеятельности. В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления». Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Доказано и прямое воздействие этой деятельности на развитие психики детей. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, что стимулирует формирование у детей персептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах [13].

Информация о работе Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения