Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста при дефиците общения.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс психического развития детей дошкольного возраста при дефиците общения.
Задачи:
- Изучить психическое развитие ребенка дошкольного возраста;
- Определить роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
1. Теоретические основы психического развития ребенка дошкольного возраста при дефиците общения
1.1. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………...........5
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка……………………………….14
1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника……………………….19
2. Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения
2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка……………………….24
2.2. Игры, способствующие развитию навыков общения………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………......39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Ситуативно-деловая форма общения детей сj взрослыми (6 месяцев — 2 года) – вторая в онтогенезе форма коммуникации. Главной особенностью считается протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции. Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого заключается в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей, к возникновению и развитию речи. Так, дети переходят к более высокой форме деятельности – коммуникативной.

Внеситуативно-познавательная форма общения (3—5 лет) ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Признаком данной формы общения служит появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Наиболее типичной эту форму общения можно считать для младших и средних дошкольников. Важнейшим средством коммуникации на   уровне третьей формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации. Значение внеситуативно-познавательной формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений [12, 13с.].

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6—7 лет) является высшей формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве. Она служит целям познания социального мира людей. Поэтому данная форма общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Оно имеет самостоятельное значение для ребенка. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет удовлетворить нужду в познании себя, других людей взаимоотношений между людьми. Взрослые служат для ребенка эталоном, образцом того, что и как надлежит делать в разных условиях. С годами количество детей, овладевших внеситуативно-личностным общением, увеличивается и достигает наибольшего числа в старшей дошкольной группе, причем здесь оно выступает в своем самом совершенном виде. Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Разнообразие и сложность отношений, складывающихся у дошкольников с разными взрослыми, приводит к иерархизации социального мира ребенка и к дифференцированному представлению о разных свойствах одного, отдельно взятого человека. Такое отношение к взрослому благоприятствует запоминанию и усвоению информации, получаемой от педагога, и служит важным условием психологической подготовки детей к школьному обучению. Среди разнообразных средств общения на четвертом уровне, как и на третьем, основное место занимают речевые. Благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного общения они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которой является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями [13, 77с.].

Общение со взрослым для ребенка является единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей.


1.3. Влияние дефицита общения на развитие дошкольника

Дефицит (от лат. «deficit» – недостает) – недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. Дефицит общения обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах, в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания или страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человек остается биологическим существом в своем психическом развитии. Недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей.

Существует три группы фактов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка, и показывающих влияние дефицита общения на развитие детей. К ним относят: изучение «детей-маугли»; исследование природы» и причин так называемого госпитализма; прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах [14].

Результаты психологического исследования «Детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных.

Явление госпитализма обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Появились частные и государственные приюты. Но смертность там была так велика, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название госпитализма.

Р.Спитц связывает госпитализм с отсутствием материнского ухода за ребенком [15].

Несомненная заслуга У.Голдфарба, М.Риббл, Р.Спитца а также А.Фрейд и С.Данн , X.Рейнголд и др. состоит в том, что они привлекли внимание ученых и практических работников к общению маленьких детей с близкими взрослыми, показали его великую роль в правильном развитии ребенка и гармоническом формировании его личности, подчеркнули значение самых первых месяцев и лет жизни для замыкания содержательных, глубоко насыщенных контактов детей со взрослыми [16].

Исследователи из психоаналитической группы акцентировали незаменимость именно биологической матери и роковой для ребенка характер разлуки именно с нею — родившей его женщиной. Между тем ничего фатального в разлуке с матерью для ребенка нет. Природная основа — лишь то, с чего начинается развитие родительской любви у человека. Любовь родителей к своим детям — это светлая, высокая, истинно нравственная эмоция. Поэтому посторонний человек способен заменить ребенку мать.

Первыми в мире достигли успехов в искоренении госпитализма советские педиатры и физиологи, установившие, что главной причиной этого тяжкого состояния является недостаток контактов маленького ребенка-сироты со взрослыми, или «дефицит общения», по выражению Н.М.Щелованова. Вместе с Н.М.Аксариной он создал научные основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этцй работы общение персонала с воспитанниками. Новый подход к ребенку привел к искоренению госпитализма в детских учреждениях закрытого типа [3, 121с.].

Психологи считают, что в общественной сфере все еще сохраняется основа для сглаженных, мягких форм госпитализма, и поэтому ученые и практики не должны ослаблять свои усилия, постоянно работая над развитием и усовершенствованием воспитательных воздействий на детей.

Итак, полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении полуживотных. Недостаточность контактов со взрослыми – «дефицит общения» тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Однако факты, указывающие на роль общения в развитии ребенка и относящиеся к двум рассмотренным выше группам, являются результатом крайне неблагоприятных условий. В каждом описанном в литературе случае действовал целый комплекс условий, сравнительное значение которых невозможно проконтролировать. Так, «дети-маугли» встречаются чрезвычайно редко, и трудно выяснить, были ли они вполне здоровы до того, как попали на воспитание к зверям, получили ли они там физические и психические травмы и пр. Дети с признаками госпитализма обычно рождаются у родителей с различными социальными болезнями, их чаще всего не желают и не ждут, или  пытаются избавиться от них в начале беременности. Поэтому отсутствие матери и дефицит общения накладываются на целый ряд других неблагоприятных факторов, значение которых заведомо также велико [15, 131с.].

Н.Н.Денисевич, М.И.Лисина, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан, Л.М.Шипицина, А.Д.Виноградова, А.А.Хилько и др. исследователи утверждали, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях интернатного типа, по своему психическому развитию отличаются от сверстников, растущих в семье. Проведенные ими исследования показывают, что дети, растущие вне семьи, испытывают дефицит общения, что обусловливает у них состояние психической депривации.

При нормальном развитии общения в дошкольном возрасте, Лисина М.И выделяет три сменяющиеся формы общения, характеризующиеся своим содержанием потребностей: ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная [4, 251с.].

В ходе исследований, при сравнительном анализе особенностей общения детей, воспитывающихся в семье и вне ее, проведенном Л.М,Шипициной, Е.С.Ивановым, А.Д.Виноградовой и др. в 1997 году, нашли свое подтверждение данные, полученные И.А.Залысиной и Е.О.Смирновой. Изучая особенности развития общения детей-сирот, авторы отметили у «домашних» детей к кону дошкольного возраста возрастание активности в условиях внеситуативно-личностного общения, что проявлялось в увеличении количества высказываний, в изменении их содержания. Воспитанники детского дома больше внимания проявляли к взрослому, что говорит о том, что дети явно испытывали потребность во внимании и доброжелательности взрослого.

Характеризуя средства общения, И.В.Дубровина и А.Рузская констатируют, что у дошкольников из детского дома они не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремились к физическому контакту со взрослыми, доминирующим средством общения была речь. Однако речь их отличалась весьма бедным содержанием и лексико-грамматическим составом.

Недостаточность и неполноценность общения детей, вызываемые психической депривацией в условиях детского дома, обуславливают несформированность в дошкольном возрасте потребностно-мотивационной основы общения [15, 137с.].

По мнению М.И.Лисиной, общение ребенка с взрослым в условиях детского закрытого учреждения характеризуется целым рядом особенностей. Дети, растущие вне семьи, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга и отличающихся различными программами поведения. Общение с ними менее доверительное, менее эмоционально окрашенное. Отношение к ребенку окружающих людей зачастую формально, ограниченно рамками воспитательного процесса. Поведение ребенка жестко регламентировано взрослым и общение осуществляется в основном в условиях бытовой сферы жизнедеятельности ребенка, что отражается на различных аспектах его общения с окружающими людьми. Дети из детского дома трудно вступают в контакт со взрослым, не проявляют достаточной инициативы в общении, характеризуются однообразием поведенческих реакций, бедностью арсенала средств общения, слабо различают оценки взрослого по отношению к своим действиям [4, 222с.].

М.И.Лисина, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан, Л.М.Шипицина, А.Д.Виноградова, и др. ученые говорили о том, что недостаток общения со взрослым приводит к обеднению отношений между сверстниками. Характер и интенсивность опыта общения со сверстниками во многом определяется уровнем развития общения со взрослым, так как именно взрослый может научить детей умению видеть субъективные черты характера другого ребенка, способствовать углублению детских контактов [11, 66с.].

Существенные различия в психическом развитии детей, воспитывающихся в семье и вне ее, проявляются не только в сфере общения. Отклонения в развитии общения сказываются на всех аспектах психической жизни ребенка [16, 129с.].

Таким образом, одним из главных составляющих жизни ребенка являются его контакты, прежде всего с окружающим миром и ровесниками. Это и детский сад, и кружки, и спортивные секции. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомно-физиологически напоминающим человека.


2.      Методические приемы, направленные на развитие ребенка дошкольного возраста

 

2.1. Значение игры для всестороннего воспитания ребенка

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми [17].

В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Нужно приобщать детей к игре. От того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской личности [13, 174с.].

Информация о работе Методические аспекты и приемы, направленные на исследование психического развития ребенка дошкольного возраста, при дефиците общения