Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:39, реферат
Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..4
1.1. Сущность теорий лидерства……………………………………………4
1.1.1. Сущность поведенческого подхода……………………………...12
1.2. Мотивация и типы лидерства: виды, особенности……………….….18
1.3. Лидерство как механизм постоянного повышения конкурентоспособности организаций…..………………..…………...27
1.3.1. Определение роли лидерства в системе качества предприятия..28
1.4. Лидеры нового поколения: черты, проблема подготовки лидеров…...48
1.5. Содержание понятия «команда», характерные особенности……...57
Глава 2: Черты лидерства в современных российских условиях…………………………………………………………………………….62
2.1. Как достичь успеха, начиная «с нуля»?…………………………..62
2.2. Руководство с ориентацией на персонал – так ли это легко?……………………………………………………………..……..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….72
Отмечается,
что взаимодействие между лидером
и другими членами группы возникают
ради решения общих проблем или
достижения общегрупповых целей. Причем
групповая деятельность осуществляется
членами группы добровольно, опять же
вследствие влияния лидера.
Некоторые
исследователи указывают, что эта
деятельность ведет к социальным
изменениям и, в конечном счете, к
развитию общества. Мы же остановимся
на том, что лидерство это - реализация
оптимальной в некотором смысле
системы внутригруппового взаимодействия
(взаимодействия между членами группы),
направленного на достижение общегрупповых
целей. И надо отметить, что на протекание
данной деятельности и ее результат могут
оказывать влияние способность лидера
решить задачу ситуационного анализа
и адекватности его действий в данной
ситуации.
Если
лидером руководит его мечта
и вера в правоту его дела, то
что даёт лидерство команде (группе)? Кроме
перечисленных выше моментов проф. Кондо
отмечает ещё целых одиннадцать положительных
обстоятельств для команды. Вот они:
1.
Ответственность за работу
2.
Улучшается общение внутри
3.
Выходят наружу скрытые
4.
Структура команды
5.
Члены группы упражняются в
проявлении инициативы и в
самостоятельной работе.
6.
Смутные цели проясняются и
превращаются в конкретные
7.
После того, как все члены группы
примут общие цели, решения о
распределении ролей при
8.
Число возможных путей
9.
Возможности лидера усиливают
и поддерживают возможности
10.
Все «мощности» членов группы
расширяются м усиливаются.
11.
Индивидуальности членов
Как видим,
отношения строятся на взаимовыгодной
основе.
О теориях
лидерства
Теперь
подытожим основные выводы различных
исследований, в ходе которых был
разработан ряд теорий лидерства. Таких
как теория личностных качеств, поведенческий
подход и ситуационная теория лидерства.
Каждая из теорий закрывала некоторую
часть проблемы, но не давала целостности.
Ни одна из них не была до конца принята
и подвергалась критике, но результаты
всех так или иначе использовались
и используются в практике. На сегодняшний
день нет единой теории или подхода,
который объединял бы все исследования
и отражал бы общее видение
теоретиками и практиками феномена
лидерства и фигуры лидера. Вот
некоторые общие выводы, которые
делают исследователи:
·
Нет стандартного набора качеств, который
бы был присущ лидерам в отличие
от других людей. В разных ситуациях
эффективные руководители обнаруживают
различные личностные качества. Причем,
структура личных качеств руководителя
должна соотноситься с личными качествами,
деятельностью и задачами его подчиненных[23].
·
Можно выделить, следуя пионерским
работам К. Левина, три стиля руководства
или лидерства: диктаторский, демократический
и попустительский и их различные
сочетания и два вектора
·
Вектор ориентации тоже динамичен и
меняет направление в зависимости
от ситуации в группе: в ситуациях,
очень благоприятных или
·
Руководителей можно обучать
методам эффективного лидерства.
·
Наиболее эффективные лидеры способны
нести ответственность за свое поведение,
желают достичь поставленной цели,
а также имеют образование
и опыт в отношении конкретной
задачи, которую надо исполнить.
Кроме
этого, исследователи пришли к еще
одному важному выводу. И на нем
мы остановимся подробнее.
«Ценности
лидера входят в компанию, в ее культуру
и остаются там даже после ухода
лидера»[25]. Этот вывод, прежде всего, говорит
об ответственности, которую руководитель
берет на себя, осознает он это или
нет. Он реально влияет на жизнь многих
десятков, сотен или даже тысяч
человек тем, что все они живут
в системе, которая наполнена
им. Другими словами, всякое поведение
лидера будет в ходу в его компании.
«Их решения, действия и пример задают
тон всей организации», а «главная
роль высшего руководства
Если
секретарь в организации
Ценности
руководства проявляются и в
стиле одежды, и в стиле общения,
во внутрифирменном жаргоне и
даже в укладе семейной жизни подчиненных.
Как же наиболее эффективно внедрить
командную форму работы? Издать приказ,
или начать самому работать в команде?
Как побудить сотрудников к непрерывному
обучению? Возлагать на них непосильные
задачи, выпускать плакаты и стенгазеты,
дать задания проконтролировать менеджерам,
или самому посвящать один час утром чтению
литературы? Если вы руководитель, то вы
и так знаете эту закономерность по опыту,
так почему бы не сделать ее методом работы?
На этом
разговор о роли ценностей можно
было бы и закончить, если бы у этой
медали не было обратной стороны. Ценности
играют ключевую роль и при признании
лидера группой, являясь определяющим
фактором. Играет роль не только система
ценностей группы, но и система
ценностей организации и
В ходе
исследований Далгаарда определились
и основные ценности лидера: взаимное
уважение, доверие, терпимость, любознательность,
мужество. Мир изменился. Канули в лету
времена крепких парней, умеющих "делать
дела", способных надавить, пробить,
заставить, проверить, потребовать, наказать.
Готовых всегда употребить крепкое словцо,
повысить голос или ударить кулаком по
столу, всегда ставящих дело выше человека.
Может они и казались себе лидерами. Только
были они жертвами искусственного отбора,
попавшими в экстремальные обстоятельства.
Теперь это уже не работает. Осталась лишь
быстро затухающая инерция.
Таким
образом, лидерство становится полномочием,
которое невозможно делегировать. Невозможно
делегировать потому, что нельзя быть
лидером по назначению, и потому,
что лидерство - это, прежде всего, ответственность,
как мы уже отмечали. Ответственность
же, либо берут, либо нет. Даже в тех
случаях, когда ответственным назначают,
требуется внутреннее согласие человека,
иначе все превращается в пустую формальность.
Ответственность
- это то, без чего в принципе не
бывает истинного лидерства, но это
требование к лидеру далеко не единственное.
Остальные требования, которые предъявляются
обществом к современному лидеру
имеют два аспекта: они определяют
его успешность и постоянно изменяются
со временем, так как меняется ситуация
в мире.
Одно
из последних исследований Института
стратегических перемен фирмы Андерсон
Консалтинг дает нам достаточно полную
картину таких требований. В процессе
исследования определились три основные
характеристики глобального лидерства
в будущем. Глобальные лидеры должны:
·
Постоянно совершенствовать свои знания
и способности, развивать способность
объективно оценивать свои действия,
уметь использовать свои сильные
стороны, так же хорошо, как восполнять
пробелы в знаниях. Лидер должен
пользоваться доверием окружающих, руководствоваться
личными фундаментальными и духовными
ценностями, органично сочетая эмоции,
интеллект и деловые качества.
Лидер или руководитель должен не
столько накапливать знания в
себе, сколько делиться ими с окружающими.
Поверхностного развития и умения руководить
будет недостаточно для многих руководителей,
особенно глубокие внутренние изменения
потребуются для взрослеющих
молодых лидеров.
·
руководство организацией, создавая
внутренние и внешние сети влияния.
Руководители должны уметь создавать
такие сети часто на неформальной
основе. Такие формы сетевых