Лидер и его команда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..4

1.1. Сущность теорий лидерства……………………………………………4
1.1.1. Сущность поведенческого подхода……………………………...12
1.2. Мотивация и типы лидерства: виды, особенности……………….….18
1.3. Лидерство как механизм постоянного повышения конкурентоспособности организаций…..………………..…………...27
1.3.1. Определение роли лидерства в системе качества предприятия..28
1.4. Лидеры нового поколения: черты, проблема подготовки лидеров…...48
1.5. Содержание понятия «команда», характерные особенности……...57


Глава 2: Черты лидерства в современных российских условиях…………………………………………………………………………….62

2.1. Как достичь успеха, начиная «с нуля»?…………………………..62
2.2. Руководство с ориентацией на персонал – так ли это легко?……………………………………………………………..……..66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….72

Работа содержит 1 файл

Лидер и его команда.docx

— 116.82 Кб (Скачать)

Интересен психоаналитический подход к пониманию  и к классификации видов лидерства. 3. Фрейд понимал лидерство как  двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с  другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность  лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной  и той же личности может сделать  эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства. 

1.     «Соверен», или «патриархальный  повелитель». Лидер в образе  строгого, но любимого отца, он  способен подавить или вытеснить  отрицательные эмоции и внушить  людям уверенность в себе. Его  выдвигают на основе любви  и почитают. 

2.     «Вожак». В нем люди видят  выражение, концентрацию своих  желаний, соответствующих определенному  групповому стандарту. Личность  вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в  группе. 

3.     «Тиран». Он становится лидером,  потому что внушает окружающим  чувство повиновения и безотчетного  страха, его считают самым сильным.  Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная  личность, его обычно боятся и  ему подчиняются. 

4.     «Организатор». Он выступает для  членов группы как сила поддержания  «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают. 

5.     «Соблазнитель». Человек становится  лидером, играя на слабостях  других. Он выступает в роли  «магической силы», давая выход  подавленным эмоциям других людей,  предотвращает конфликты, снимает  напряжение. Такого лидера обожают  и часто не замечают его  недостатков. 

6.     «Герой». Жертвует собой ради  других; такой тип проявляется  особенно в ситуациях группового  протеста – благодаря его храбрости  другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер герой увлекает за собой людей. 

7.     «Дурной пример». Выступает как  источник заразительности для  бесконфликтной личности, эмоционально  заражает других. 

8.     «Кумир». Влечет, притягивает, положительно  заражает окружение; его любят,  боготворят, идеализируют. 

9.     «Изгой». 

10.           «Козел отпущения». 

Два последних  типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. 

Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «Беспрекословный лидер» - указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «не  беспрекословный» - подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и  потребностями членов группы. 

В зависимости  от направленности влияния (скорее –  по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать  как конструктивное, деструктивное  и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей  организации. Второе (дисфункциональные) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. 

Вопрос  о естественности и искусственности  лидерства, врожденности лидерских  качеств или возможности научиться  лидерству споен. Он трактуется как  вопрос управления лидерством и включает пять аспектов:  

1.     выявление лидеров; 

2.     их развитие; 

3.     учет интересов группы; 

4.     неформальное лидерство; 

5.     устранение деструктивного лидерства. 

Выявление людей с прирожденными (или сформировавшимися) лидерскими качествами и их привлечение  на руководящие посты вполне может  исходить как из тезиса, что лидерами рождаются, так и из признания  возможности их целенаправленного  формирования. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских качеств  и их использовании в организационных  целях, во втором – о привлечении (или переманивании) на предприятие  уже подготовленных и проявивших себя лидеров. Способы обнаружения  лидерских способностей — тестирование, изучение биографии, трудового стажа, подбор студентов для обучения руководителей высшего звена из числа проявивших себя на руководящих должностях в низшем звене (так поступают в ФРГ, США — сравните с Францией, где в высшие государственные школы управления набирают выпускников гимназий). Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев: 

1) непрерывное  самосовершенствование: читаю, задаю  вопросы, прохожу дополнительные  курсы обучения; 

2) ориентация  на служение другим людям: ориентируюсь  на предоставление услуг другим  людям, независимо от того, как  зарабатываю себе на жизнь  сам, — иными словами, я все  время спрашиваю себя, что нужно  другому человеку, а не только  то, что нужно мне; 

3) излучение  положительной энергии, доброжелательность  и уклонение от восприятия  отрицательной энергии и конфликтов; 

4) вера  в других: я защищаю другого  человека, вижу его ценность —  доброту и потенциальные возможности; 

5) рациональное  распределение времени и усилий: я стараюсь оптимально распределить  время своей жизни между работой,  семьей и обществом; 

6) внутренняя  уверенность, оптимизм, свежий взгляд  на события — восприятие жизни  как приключения; 

7) самокритичность,  толерантность, признание заслуг  других и их равного права  на самовыражение — я ценю  различия и понимаю, что мой  метод не является «единственно  правильным», я рассматриваю новые  альтернативы как захватывающие,  а не угрожающие мне; 

8) забота  о физическом здоровье, интеллектуальном  и духовном развитии: я слежу  за здоровьем с помощью упражнений, интеллектуально развиваюсь, читая,  а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.  

Развитие  лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры: 

1) выработка  личной мотивированности; 

2) развитие  индивидуальных интеллектуальных  и нравственных лидерских качеств; 

3) обеспечение  социальной компетентности лидера  и его доброжелательности в  отношениях с членами группы; 

4) приобретение  навыков и умения быстро и  правильно оценивать ситуацию, знать  и учитывать особенности, интересы  членов группы. Учет интересов  группы проявляется в интеграции  индивидуальных целей и интересов  членов группы с общеорганизационными, реализации потребностей, представительство  и защита интересов как отдельных членов группы, так и всего коллектива в целом. Это устраняет Почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к лидерству эмоциональному; 

5) сочетание  в деятельности руководителя  формального и неформального  лидерства; 

6) устранение  деструктивного лидерства. Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры — лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д. Для устранения такого рода лидеров применимы следующие способы действий: разрушение системы «лидер — последователи» через увольнение лидера, перевода его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников; изоляции лидера, расформирование группы последователей, перевод на другие участки работы особенно близких лидеру людей; ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой (перевод лидера в другое помещение, загрузка его работой, затрудняющей нефор­мальное общение). Эти меры административны по сути и не всегда применимы, так как могут граничить с нарушением законодательства, воспринимаются как несправедливые могут вызвать недовольство коллектива, подрывают доверие к руководителю, вызывают деструктивные конфликты. Поэтому предпочтительнее второй способ устранения деструктивного лидерства – изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Методы: индивидуальные беседы, приближение лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность. Такой способ обычно не вызывает болезненной реакции последователей, протеста с их стороны, т.к. адекватная оценка лидерских качеств их кумира, по их мнению, справедлива. Однако этот ме6тод может быть эффективным лишь в том случае, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.[3]

 

1.3. Лидерство  как механизм постоянного повышения  конкуренции

  

Есть  организации, в которых, вроде бы всё сделано правильно, но чего-то, всё-таки, не хватает. В них нет  души, нет механизма, который позволяет  вдохнуть в мёртвую систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены, если только не найдётся человек, или  команда единомышленников, которые  обнаружат суть и смысл в этой омертвелой системе, и тогда вернётся надежда. Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках которой  он играет решающую роль - лидерством. Лидерство - это не руководство, как  часто переводят, хотя лидер и  может быть руководителем. Лидерство - это и не менеджмент. Можно, даже, говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): Всеобщее лидерство на основе качества. Именно качество - ключ к конкурентоспособности. И какую бы роль ни играла концепция качества в будущем, ясно то, что она уже не мыслима без лидерства. Именно ему и посвящена эта работа. 

  

1.3.1. Определение  роли лидерства в системе качества  предприятия. 
 

При упоминании таких слов как лидер или лидерство  первое, что приходит в голову, это  политические лидеры, лидеры наций, религиозные  лидеры, люди, которые в сложных  обстоятельствах сумели изменить ход  истории за счёт непоколебимой веры в правоту своего дела и способности вдохновить и повести за собой массы людей[4]. О них написаны горы книг. Их то ставят в пример, то ими пугают детей. Люди изучают черты их характеров и мотивы поступков. Лидеры такого масштаба обладают огромной властью, они могут казнить и миловать. Правда, власть можно получить силой, обманом иди случайно и она вовсе не обязательно приведёт к лидерству. А вот обратное, видимо, верно всегда: лидерство порождает власть. Хотя мы рассматриваем не государства, а только фирмы, действующие в условиях рынка, проблема власти важна и для них, пусть и не в таких масштабах и проявлениях. Исследование природы власти в европейской традиции обычно связывают с именем Н. Макиавелли и с его знаменитой книгой «Государь»[5], (или, как переводили в старину, «Князь»). Макиавелли считал, что власть особенно важна в переходные периоды, поскольку всякий переход от одного привычного состояния к другому, которому ещё предстоит стать привычным, требует медленных и трудных процессов перестройки сознания. Эти процессы порождают сопротивление, а для его преодоления как раз и нужна власть, опирающаяся на силу и достаточно циничная. Он писал[6]: «нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобными начинаниями, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, на чьей стороне - законы, отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено положительным опытом». В работе предпринята попытка спроектировать взгляды Макиавелли и других мыслителей разных времён и народов на современный менеджмент.  

Так зачем  же нам нужны власть и сила? Если следовать за Макиавелли, то выходит, что власть нужна для подавления неизбежно возникающего сопротивления. Сегодня мы думаем иначе. -первых, мы полагаем, что любое сопротивление сегодня, по какому бы поводу оно ни возникало, и какие бы формы ни принимало, - это результат, прежде всего, вчерашних ошибок в управлении, если хотите, в менеджменте. А во-вторых, дело в том, что насилие, как правило, вообще не ведёт к той цели, которая декларируется в начальный момент, а если даже и ведёт, то дорогим, долгим и не эффективным путём. В большинстве случаев существуют другие пути, пути более прямые и естественные. Видимо, самый лучший из них - это лидерство.  

Информация о работе Лидер и его команда