Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:39, реферат
Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..4
1.1. Сущность теорий лидерства……………………………………………4
1.1.1. Сущность поведенческого подхода……………………………...12
1.2. Мотивация и типы лидерства: виды, особенности……………….….18
1.3. Лидерство как механизм постоянного повышения конкурентоспособности организаций…..………………..…………...27
1.3.1. Определение роли лидерства в системе качества предприятия..28
1.4. Лидеры нового поколения: черты, проблема подготовки лидеров…...48
1.5. Содержание понятия «команда», характерные особенности……...57
Глава 2: Черты лидерства в современных российских условиях…………………………………………………………………………….62
2.1. Как достичь успеха, начиная «с нуля»?…………………………..62
2.2. Руководство с ориентацией на персонал – так ли это легко?……………………………………………………………..……..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….72
Интересен
психоаналитический подход к пониманию
и к классификации видов
1.
«Соверен», или «
2.
«Вожак». В нем люди видят
выражение, концентрацию своих
желаний, соответствующих
3.
«Тиран». Он становится
4.
«Организатор». Он выступает
5.
«Соблазнитель». Человек становится
лидером, играя на слабостях
других. Он выступает в роли
«магической силы», давая
6.
«Герой». Жертвует собой ради
других; такой тип проявляется
особенно в ситуациях
7.
«Дурной пример». Выступает
8.
«Кумир». Влечет, притягивает, положительно
заражает окружение; его любят,
9.
«Изгой».
10.
«Козел отпущения».
Два последних
типа лидеров, по существу, антилидеры,
они являются объектом агрессивных тенденций,
благодаря которым развиваются групповые
эмоции Часто группа объединяется для
борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть,
как группа начинает распадаться, так
как пропал общегрупповой стимул.
Лидерство
различают по силе влияния на членов
группы: «Беспрекословный лидер» - указания
исполняются даже тогда, когда расходятся
с интересами членов группы; «не
беспрекословный» - подчинение возможно
до тех пор, пока не возникает противоречие
между собственными интересами и
потребностями членов группы.
В зависимости
от направленности влияния (скорее –
по результату лидерства для организации)
лидерство можно рассматривать
как конструктивное, деструктивное
и нейтральное. Первое (функциональное)
способствует осуществлению целей
организации. Второе (дисфункциональные)
формируется на базе стремлений, наносящих
ущерб организации (лидерство в сформировавшейся
на производстве группе воров или взяточников).
Третье не влияет непосредственно на эффективность
производственной деятельности (лидерство
среди работающих в одной организации
садоводов-любителей). В реальной жизни
границы между этими типами лидерства
подвижны, особенно между конструктивным
и нейтральным лидерством.
Вопрос
о естественности и искусственности
лидерства, врожденности лидерских
качеств или возможности
1.
выявление лидеров;
2.
их развитие;
3.
учет интересов группы;
4.
неформальное лидерство;
5.
устранение деструктивного
Выявление
людей с прирожденными (или сформировавшимися)
лидерскими качествами и их привлечение
на руководящие посты вполне может
исходить как из тезиса, что лидерами
рождаются, так и из признания
возможности их целенаправленного
формирования. В первом случае речь
идет об обнаружении лидерских качеств
и их использовании в
1) непрерывное
самосовершенствование: читаю,
2) ориентация
на служение другим людям:
3) излучение
положительной энергии,
4) вера
в других: я защищаю другого
человека, вижу его ценность —
доброту и потенциальные
5) рациональное
распределение времени и
6) внутренняя
уверенность, оптимизм, свежий взгляд
на события — восприятие жизни
как приключения;
7) самокритичность,
толерантность, признание
8) забота
о физическом здоровье, интеллектуальном
и духовном развитии: я слежу
за здоровьем с помощью
Развитие
лидерства — целенаправленное формирование
и углубление соответствующих качеств.
Для развития лидерства используются
следующие процедуры:
1) выработка
личной мотивированности;
2) развитие
индивидуальных
3) обеспечение
социальной компетентности
4) приобретение
навыков и умения быстро и
правильно оценивать ситуацию, знать
и учитывать особенности,
5) сочетание
в деятельности руководителя
формального и неформального
лидерства;
6) устранение
деструктивного лидерства.
1.3. Лидерство
как механизм постоянного
Есть
организации, в которых, вроде бы
всё сделано правильно, но чего-то,
всё-таки, не хватает. В них нет
души, нет механизма, который позволяет
вдохнуть в мёртвую систему жизнь.
Они существуют без веры, без любви,
да и без надежды. Они обречены,
если только не найдётся человек, или
команда единомышленников, которые
обнаружат суть и смысл в этой
омертвелой системе, и тогда вернётся
надежда. Такой человек называется
лидером, а концепция, в рамках которой
он играет решающую роль - лидерством.
Лидерство - это не руководство, как
часто переводят, хотя лидер и
может быть руководителем. Лидерство
- это и не менеджмент. Можно, даже,
говорить о наступлении эры TQL (Total
Quality Leadership): Всеобщее лидерство на основе
качества. Именно качество - ключ к конкурентоспособности.
И какую бы роль ни играла концепция качества
в будущем, ясно то, что она уже не мыслима
без лидерства. Именно ему и посвящена
эта работа.
1.3.1. Определение
роли лидерства в системе
При упоминании
таких слов как лидер или лидерство
первое, что приходит в голову, это
политические лидеры, лидеры наций, религиозные
лидеры, люди, которые в сложных
обстоятельствах сумели изменить ход
истории за счёт непоколебимой веры
в правоту своего дела и способности
вдохновить и повести за собой массы людей[4].
О них написаны горы книг. Их то ставят
в пример, то ими пугают детей. Люди изучают
черты их характеров и мотивы поступков.
Лидеры такого масштаба обладают огромной
властью, они могут казнить и миловать.
Правда, власть можно получить силой, обманом
иди случайно и она вовсе не обязательно
приведёт к лидерству. А вот обратное,
видимо, верно всегда: лидерство порождает
власть. Хотя мы рассматриваем не государства,
а только фирмы, действующие в условиях
рынка, проблема власти важна и для них,
пусть и не в таких масштабах и проявлениях.
Исследование природы власти в европейской
традиции обычно связывают с именем Н.
Макиавелли и с его знаменитой книгой
«Государь»[5], (или, как переводили в старину,
«Князь»). Макиавелли считал, что власть
особенно важна в переходные периоды,
поскольку всякий переход от одного привычного
состояния к другому, которому ещё предстоит
стать привычным, требует медленных и
трудных процессов перестройки сознания.
Эти процессы порождают сопротивление,
а для его преодоления как раз и нужна
власть, опирающаяся на силу и достаточно
циничная. Он писал[6]: «нет дела, коего
устройство было бы труднее, ведение опаснее,
а успех сомнительнее, нежели замена старых
порядков новыми. Кто бы ни выступал с
подобными начинаниями, его ожидает враждебность
тех, кому выгодны старые порядки, и холодность
тех, кому выгодны новые. Холодность же
эта объясняется отчасти страхом перед
противником, на чьей стороне - законы,
отчасти недоверчивостью людей, которые
на самом деле не верят в новое, пока оно
не закреплено положительным опытом».
В работе предпринята попытка спроектировать
взгляды Макиавелли и других мыслителей
разных времён и народов на современный
менеджмент.
Так зачем
же нам нужны власть и сила? Если следовать
за Макиавелли, то выходит, что власть
нужна для подавления неизбежно возникающего
сопротивления. Сегодня мы думаем иначе.
-первых, мы полагаем, что любое сопротивление
сегодня, по какому бы поводу оно ни возникало,
и какие бы формы ни принимало, - это результат,
прежде всего, вчерашних ошибок в управлении,
если хотите, в менеджменте. А во-вторых,
дело в том, что насилие, как правило, вообще
не ведёт к той цели, которая декларируется
в начальный момент, а если даже и ведёт,
то дорогим, долгим и не эффективным путём.
В большинстве случаев существуют другие
пути, пути более прямые и естественные.
Видимо, самый лучший из них - это лидерство.