Лидер и его команда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..4

1.1. Сущность теорий лидерства……………………………………………4
1.1.1. Сущность поведенческого подхода……………………………...12
1.2. Мотивация и типы лидерства: виды, особенности……………….….18
1.3. Лидерство как механизм постоянного повышения конкурентоспособности организаций…..………………..…………...27
1.3.1. Определение роли лидерства в системе качества предприятия..28
1.4. Лидеры нового поколения: черты, проблема подготовки лидеров…...48
1.5. Содержание понятия «команда», характерные особенности……...57


Глава 2: Черты лидерства в современных российских условиях…………………………………………………………………………….62

2.1. Как достичь успеха, начиная «с нуля»?…………………………..62
2.2. Руководство с ориентацией на персонал – так ли это легко?……………………………………………………………..……..66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….72

Работа содержит 1 файл

Лидер и его команда.docx

— 116.82 Кб (Скачать)

Лидер и его команда 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

 

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства  в современных условиях……………………………………………………………………………..4

 

1.1.         Сущность  теорий лидерства……………………………………………4

1.1.1.   Сущность поведенческого подхода……………………………...12

1.2.         Мотивация и типы лидерства:  виды, особенности……………….….18

1.3.         Лидерство как механизм постоянного  повышения конкурентоспособности   организаций…..………………..…………...27

1.3.1.   Определение роли лидерства в  системе качества предприятия..28

1.4.         Лидеры нового поколения: черты,  проблема подготовки лидеров…...48

1.5.         Содержание  понятия  «команда»,  характерные особенности……...57

 

 

Глава 2: Черты лидерства в современных  российских условиях…………………………………………………………………………….62

 

2.1.  Как  достичь  успеха,  начиная   «с  нуля»?…………………………..62

2.2. Руководство   с  ориентацией  на  персонал  – так  ли  это  легко?……………………………………………………………..……..66

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая  работа посвящена проблеме лидерства  в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием  четкого определения лидера и  в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства  в современном мире. В настоящее  время это слово звучит чаще и  чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить  лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого  термина.

В истории  менеджмента было, в целом, три  подхода к изучению лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий  и ситуационный подходы. Но ни один из этих подходов не дал целостности в изучении проблемы.

Тем не менее отсутствие четкого определения не мешает современным руководителям стремиться к лидерству. Пожалуй, то немногое, в чем исследователи сошлись во мнении, это то, что современный руководитель должен быть лидером. Причем лидером, за которым стоит команда, которая, в свою очередь, позволяет сделать бизнес более эффективным и успешным. 

Команду следует отличать от «малых групп», рассматриваемых в психологии.  В отличие от малой группы команда  всегда состоит из профессионалов, всегда направлена на решение деловой задачи, всегда, во-первых, действует, а уже потом, во-вторых, общается. Поэтому акценты и лидерства, и управления командой скорее смещены в деловую, чем эмоциональную сферу. 

Во второй главе рассматриваются два примера. В первом разделе приводится «история успеха» Рустама Тарико, который на данный момент является владельцем группы компаний «Руст». Во втором разделе приводится пример руководства с ориентацией на персонал (на основе интервью с директором завода «Молмаш» А. Пономаревым).  

Таким образом, цель работы – постараться  обобщить сведения относительно лидерства  в современном мире и выделить его основные характеристики и черты;  раскрыть сущность понятия «команда». Объяснить значение лидерства и  команды в современных условиях. 

Для этого  в работе рассматриваются прежде всего подходы к изучению лидерства и его типы. Уделяется внимание лидерству в системе качества предприятия, раскрывается его значение для повышения конкурентоспособности предприятия. Также приводится один из возможных методов обучения лидеров, «метод рассказчика». В конце первой главы раскрывается сущность понятия «команда». Определяются основные черты, присущие команде и отличающих ее от остальных групп. 

При написании  курсовой работы использовались работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Полный список литературных источников включает в  себя  30  наименований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства  в современных условиях.

 

1.1. Теории  лидерства:  виды,  содержание.

  

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группы, направляя усилия всех на достижение целей организации. 

В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий». 

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает  для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. 

Лидера  можно определить как личность, способную  объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает  значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. 

Но иметь  цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно, чтобы  назваться лидером. Неотъемлемым свойством  лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается  в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких  связей между людьми в системе, которые  способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т. е. лидер — это элемент упорядочивания системы людей. 

В современном  менеджменте лидерство характеризуется  неоднозначно: 

1) лидерство  есть разновидность власти, спецификой  которой является направленность  сверху вниз, и носителем такой  власти выступает не большинство,  но один человек или небольшая  группа лиц — «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими  индивидами» (Ж. Блондель); 

2) лидерство  есть управленческий статус, социальная  позиция, связанная с принятием  решений, это руководящая должность.  Общество есть сложная, иерархически  организованная система социальных  статусов и соответствующих им  социальных ролей. Социальный  статус руководителя предполагает  и даже, требует выполнения социальной  роли в манере лидера; лидерство  — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью  занимающего его лица направлять  и организовывать коллективное  поведение некоторых или всех  его членов» (Л. Даунтон); 

3) лидерство  — это влияние на других  людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния — это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером), б) широта влияния — воздействие осуществляется на всех членов труппы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не мелеет считаться лидером (тюремный надзиратель). С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения); 

4) лидерство  — естественный социально-психологический  процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого чело­века. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. 

5) лидерство  есть неформальное явление, это  символ эмоционально-психологической  общности группы и образец  поведения для ее членов. Позиция  широко распространена в отечественной  психологии. Кричевский отмечает, что  роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях,  лидерство — феномен психологический,  тогда как руководство — социальный. 

Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения  личных качеств лидера с качествами тех, па кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится  данная группа. 

С точки  зрения масштабности решаемых задач  выделяют: 

1) бытовой  тип лидерства (и школьных, студенческих  группах, досуговых объединениях, в семье); 

2) социальный  тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных  обществах: спортивных, творческих  и т. д.); 

3) политический  тип лидерства (государственные,  общественные деятели). 

Существует  несомненная связь между судьбой  лидера бытового, лидера социального  и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться  в лидеры другого типа. 

Лидерство и руководство. Жесткое противопоставление едва ли правомерно — понятия близки, руководство выступает в качестве общей категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом leadtrship (англ.) и Fuhrungue-M.), В социологии и политологии различают формальное и неформальное лидерство, отмечая связь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем положении данного лица в общественной иерархии. Руководство — это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу. 

Лидер и менеджер. В западной литературе традиционно различают эти понятия  по следующим параметрам: 1) содержание управленческих проблем — менеджер заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает отдельные  частичные проблемы, лидер постигает  вызовы времени, развивает инновационные  идеи, закладывает основы решения  задач будущего (И.О. Коттер, США); 2) воздействие на персонал — «менеджеры заставляют людей делать то, что нужно, лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно» (Ли Джексон, известный аме­риканский теоретик и практик менеджмента, из «Дюжины золотых мыслей»). «Лидеры — это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало». Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задами, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит п том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодолении этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими». 

Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуги полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. 

Информация о работе Лидер и его команда