Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тем не менее, анализ истории формирования готовности детей к обучению в школе свидетельствует о том, что научные исследования по данной проблеме имеют вековую историю и связаны с исследованиями в области психологии и других наук. Еще в работах психологов и педагогов XIX в. Рассматриваются вопросы, составляющие современное содержание проблемы готовности к обучению. В целом история проблемы формирования готовности детей к обучению в школе отражает общую логику познания: от комплексного рассмотрения предмета исследования, через аналитическое исследование отдельных его сторон и элементов, составляющих внутреннюю структуру предмета к системному исследованию объекта. Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.
Мы
провели экспериментальное
Характеризуя данные по методике в подготовительной группе видим, что произошли существенные изменения в мотивации учения. Все дети получили высокий, выше среднего или средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о формировании личностной готовности к школьному обучении. Таким образом, после анализа данных методики не было выявлено ни одного ребенка с низким или ниже среднего уровнем мотивации. Оценивая отношение к школе детей подготовительной группы можем сказать, что в основном все дети в группе относятся к школе положительно. 68% детей выше среднего, а у 24% детей очень хорошо.
Сравнивая данные, видим, что в подготовительной группе практически у всех детей (70%) сформированы учебные мотивы, тогда как в старшей только у 12% детей. Результаты подготовительной группы значительно выше, чем в подготовительной группе, что свидетельствует о сформированности личностной готовности к обучению в школе.
Анализируя данные по второй методике видим, что в подготовительной группе показатели «положительного отношения к школе» гораздо выше, чем в старшей группе. Сопоставляя данные двух методик в старшей и подготовительной группах можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования нашла подтверждение. Составляющие личностной готовности к школе (мотивы учения и отношение к школе) у детей подготовительной группы будет существенно выше, чем у детей старшей группы.
1. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. – С. 5-36.
2. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине. - СПб.: Союз, 1998. - 432 с.
3. Божович, Л. И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2005. - С. 22-131.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2003. - 464 с.
5. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПП РСФСР. - М.: Просвещение, 1991, вып. 36. - C. 29 - 104.
6. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1970. - №4. – С. 36-41.
7.
Венгер, Л. А. Психологические
основы диагностики
8. Венгер, Л. А. О формировании психологической готовности к овладению учебной деятельностью у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер // Формирование школьной зрелости ребенка : тезисы респ. конф. - Таллинн, 1992. - С. 33-36.
9. Вентцель, К. Н. Как создать свободную школу (дом сводного ребенка) / К. Н. Вентцель. - М.: Наука, 1998. - 61 с.
10.
Веракса, Н. Е. Роль
11.
Водовозова, Н. Е. Умственное и
нравственное развитие детей
от первого проявления
12.
Выготский, Л. С. Собрание
13.
Гальперин, П. Я. О
14. Гильбух, Ю. З. Понятие о психологической готовности ребенка к обучению в школе: опыт теоретико-методологического анализа / Ю. З. Гильбух // Научно-практические проблемы школьной психологической службы : тез. докл. всесоюзной конф. Т.2. - М.: Мысль, 1987. - С. 314-317.
15.
Гуткина, Н. И.
16. Давидавичене, Г. О критериях готовности детей к обучению в школе / Г. Давидавичене, Л. Жемелене // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе : материалы симпозиума. - М.: Педагогика, 1997. - С. 25-26.
17.
Давыдов, В. В. Требования
18.
Запорожец, А. В. Избранные
19.
Йирасек, Я. Диагностика
20.
Каптерев, П. Ф. Избранные
21.
Кравцов, Г.Г. Шестилетний
22.
Кеэс, П. Я. Определение
23. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1998. - С. 4-15.
24. Леонтьев, А. Н. Реформа школы и задачи психологии / А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1979. - №1. – С. 22-25.
25.
Леонтьев, А. Н. О диагностических
методах психологического
26.
Леушина, А. М. Задачи
27. Лисина, М. И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми / М. И. Лисина // Формирование школьной зрелости ребенка. - Талин, 1982. - С. 97-100.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
29. Лисина, М. И., Психология самосознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. - Кишинев, 1983. - 109 с.
30. Люблинская, А. А. Психологические основы школьной зрелости / А. А. Люблинская // Формиpoвaниe школьной зрелости ребенка. - Талин, 1982. - С. 151-156.
31. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 142 с.
32.
Мейман, Э. Лекции по
33. Мухина, B. C. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1986. - 141с.
34.
Нежнова, Т. А. Различия в
эмоциональном отношении к
35.
Нижегородцева, Н. В.
36. Нижегородцева, Н.В. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Н. П. Воронин. - Ярославль: Изд- во Яросл. пед. ун-та, 1999. - 248 с.
37.
Особенности психического
38.
Развитие мышления и
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1996. – 703 с.
40.
Салмина, Н. Г. Показатели
41. Симонович, А. С. Связь детского сада со школой / А. С. Симонович // Детский сад. - 1986. - №4. - С.121-126.
42.
Смирнова, Е. О. Влияние формы
общения со взрослыми на