Личностная готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

личностная готовность к школе.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Тем не менее, анализ истории формирования готовности детей к обучению в школе свидетельствует о том, что научные исследования по данной проблеме имеют вековую историю и связаны с исследованиями в области психологии и других наук. Еще в работах психологов и педагогов XIX в. Рассматриваются вопросы, составляющие современное содержание проблемы готовности к обучению. В целом история проблемы формирования готовности детей к обучению в школе отражает общую логику познания: от комплексного рассмотрения предмета исследования, через аналитическое исследование отдельных его сторон и элементов, составляющих внутреннюю структуру предмета к системному исследованию объекта. Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

     Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     Под писхофизической  готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

     Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

     Под личностной готовностью  понимается наличие развитой учебной  мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

     Несформированность  одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

     Мы  провели экспериментальное исследование в старшей и подготовительной группах детского сада с целью  определения личностной готовности к обучению в школе. У большинства дошкольников старшей группы средний уровень сформированности мотивов учения. Только 12% детей показали высокий или выше среднего уровень сформированности мотивов учения. Около 40% детей имеют низкий или ниже среднего мотив учения. Как компонент личностной готовности к обучению в школе мотивы учения – важные элемент, но мы отмечаем, что в средней группе еще практически не сформированы мотивы учения, а соответственно еще нет личностной готовности к обучению в школе у большинства дошкольников старшей группы. Оценивая отношение к школе у детей старшей группы так же как и при оценке мотивов учения видим, что высокий или выше среднего уровень отношения к школе наблюдается только у 16% дошкольников. Однако необходимо отметить, что большинство детей показало средний уровень отношения к школе и только 12% низкий. Сравнивая данные с предыдущей методикой можем сказать, что у детей в средней группе при наличии положительного отношения к школе еще отсутствует школьная мотивация, а личностная готовность только начинает формироваться.

     Характеризуя  данные по методике в подготовительной группе видим, что произошли существенные изменения в мотивации учения. Все дети получили высокий, выше среднего или средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о формировании личностной готовности к школьному обучении. Таким образом, после анализа данных методики не было выявлено ни одного ребенка с низким или ниже среднего уровнем мотивации. Оценивая отношение к школе детей подготовительной группы можем сказать, что в основном все дети в группе относятся к школе положительно. 68% детей выше среднего, а  у 24% детей очень хорошо.

     Сравнивая данные, видим, что в подготовительной группе практически у всех детей (70%) сформированы учебные мотивы, тогда как в старшей только у 12% детей. Результаты подготовительной группы значительно выше, чем в подготовительной группе, что свидетельствует о сформированности личностной готовности к обучению в школе.

     Анализируя  данные по второй методике видим, что в подготовительной группе показатели «положительного отношения к школе» гораздо выше, чем в старшей группе. Сопоставляя данные двух методик в старшей и подготовительной группах можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования нашла подтверждение. Составляющие личностной готовности к школе (мотивы учения и отношение к школе) у детей подготовительной группы будет существенно выше, чем у детей старшей группы.

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Ананьев, Б. Г. Формирование  одаренности / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. – С. 5-36.

     2. Бине, А. Измерение умственных  способностей / А. Бине. - СПб.: Союз, 1998. - 432 с.

     3. Божович, Л. И Психологические  вопросы готовности ребенка к  школьному обучению / Л. И. Божович  // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2005. - С. 22-131.

     4. Божович, Л. И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение,  2003. - 464 с.

     5. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников  / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПП РСФСР. - М.: Просвещение, 1991, вып. 36. - C. 29 - 104.

     6. Венгер, Л. А. Психологические  вопросы подготовки детей к  учению в школе / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1970. - №4. – С. 36-41.

     7. Венгер, Л. А. Психологические  основы диагностики умственного  развития дошкольников / Л. А. Венгер // Диагностика умственного развития  дошкольников. - М.: Педагогика, 2001. - С. 7-32.

     8. Венгер, Л. А. О формировании психологической готовности к овладению учебной деятельностью у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер // Формирование школьной зрелости ребенка : тезисы респ. конф. - Таллинн, 1992. - С. 33-36.

     9. Вентцель, К. Н. Как создать  свободную школу (дом сводного ребенка) / К. Н.  Вентцель. - М.: Наука, 1998. - 61 с.

     10. Веракса, Н. Е. Роль противоречивых  ситуаций в развитии мышления  детей / Н. Е. Веракса // Развитие  мышления и умственное воспитание  дошкольника / под ред. Н. Н.  Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. - С. 50-83.

     11. Водовозова, Н. Е. Умственное и  нравственное развитие детей  от первого проявления сознания  до школьного возраста / Н. Е.  Водовозова. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 365 с.

     12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений:  В 6-ти Т /  Л. С. Выготский. - М.: Педагогика. Т.2., 1982. - 504с; Т.3., 1983. - 368с.; Т.4., 1984. - 432с.

     13. Гальперин, П. Я. О формировании  умственных действий и понятий  / П. Я. Гальперин // Вестник Московского  ун-та. - 1957. - №4. - С. 74 - 81.

     14. Гильбух, Ю. З. Понятие о психологической готовности ребенка к обучению в школе: опыт теоретико-методологического анализа / Ю. З. Гильбух // Научно-практические проблемы школьной психологической службы : тез. докл. всесоюзной конф. Т.2. - М.: Мысль, 1987. - С. 314-317.

     15. Гуткина, Н. И. Психологическая  готовность к школе / Н. И.  Гуткина. - М.: НПО «Образование»,  2006. - 160 с.

     16. Давидавичене, Г. О критериях готовности  детей к обучению в школе  / Г. Давидавичене, Л. Жемелене // Физиологические  и психологические критерии готовности к обучению в школе : материалы симпозиума. - М.: Педагогика, 1997. - С. 25-26.

     17. Давыдов, В. В. Требования современного  начального обучения к умственному  воспитанию детей дошкольного  возраста / В. В. Давыдов // Дошкольное  воспитание. - 1970. - №4. - С. 50-54.

     18. Запорожец, А. В. Избранные психологические  труды: В 2-х т / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. Т.1. - 320 с; Т.2.- 296 с.

     19. Йирасек, Я. Диагностика школьной  зрелости / Я. Йирасек // Диагностика  психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - С. 251-264.

     20. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические  сочинения / П. Ф. Каптерев / под  ред. А. М. Арсешева. - М.: Педагогика, 1982. - 703 с.

     21. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок.  Психологическая готовность к  школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

     22. Кеэс, П. Я. Определение интеллектуальной  подготовленности к обучению  в школе при помощи обучающих  тестов / П. Я. Кеэс //Актуальные  проблемы подготовки детей и  к обучению в школе. - Таллин, 1987. - С. 60-67.

     23. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие  ребенка в дошкольном возрасте  / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии  ребенка дошкольного возраста / под  ред. А. Н. Леонтьева, А. В.  Запорожца. - М.: Просвещение, 1998. - С. 4-15.

     24. Леонтьев, А. Н. Реформа школы и задачи психологии / А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1979. - №1. – С. 22-25.

     25. Леонтьев, А. Н. О диагностических  методах психологического исследования  школьников / А. Н. Леонтьев, А.  Р. Лурия, А. А. Смирнов // Советская педагогика. - 1988. - №7. – С. 14-19.

     26. Леушина, А. М. Задачи детского  сада в свете требований современной  начальной школы / А. М. Леушина  // Дошкольное воспитание. - 1972. - №  4. - С. 42 - 47.

     27. Лисина, М. И. Подготовка к школьному  обучению и общение детей со взрослыми / М. И. Лисина // Формирование школьной зрелости ребенка. - Талин, 1982. - С. 97-100.

     28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза  общения / М. И. Лисина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

     29. Лисина, М. И., Психология самосознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. - Кишинев, 1983. - 109 с.

     30. Люблинская, А. А. Психологические  основы школьной зрелости / А.  А. Люблинская // Формиpoвaниe школьной  зрелости ребенка. - Талин, 1982. - С. 151-156.

     31. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 142 с.

     32. Мейман, Э. Лекции по экспериментальной  педагогике / Э. Мейман / под. ред.  Н.Д. Виноградова. - М.: Изд-во т-ва  «Мир». Ч. 1, 1969. - 302 с.; Ч. 2, 1970. – 317 с.; Ч. 3, 1970. - 259 с.

     33. Мухина, B. C. Шестилетний ребенок  в школе / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1986. - 141с.

     34. Нежнова, Т. А. Различия в  эмоциональном отношении к школе  и учению у детей шестилетнего  и семилетнего возраста, обучающихся  и не обучающихся в школе  / Т. А.Нежнова, Е. В. Филиппова  // Диагностика учебной деятельности  и интеллектуального развития  детей. - М.: Просвещение, 2001. - С. 97-104.

     35. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая  готовность ребенка к школе:  Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В.  Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

     36. Нижегородцева, Н.В. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Н. П. Воронин. - Ярославль: Изд- во Яросл. пед. ун-та, 1999. - 248 с.

     37. Особенности психического развития  детей 6-7-летнего возраста / под  ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. -135 с.

     38. Развитие мышления и умственное  воспитание дошкольников / Под ред.  Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200с.

     39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей  психологии / Л. С. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1996. – 703 с.

     40. Салмина, Н. Г. Показатели готовности  детей к обучению в школе  и ее диагностика / Н. Г. Салмина  // Научно-практические проблемы  школьной психологической службы. - М.: Наука, 1987. - С. 320-323.

     41. Симонович, А. С. Связь детского сада со школой / А. С. Симонович // Детский сад. - 1986. - №4. - С.121-126.

     42. Смирнова, Е. О. Влияние формы  общения со взрослыми на эффективность  обучения дошкольников / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1980. - №5. - С. 105-112.

Информация о работе Личностная готовность к школе