Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В работах Л.А. Венгера и B.C. Мухиной [6, 8, 33] подготовка детей к обучению в школе рассматривается с точки зрения целенаправленного формирования предпосылок учебной деятельности. Авторы подчеркивают, что психологическая готовность к обучению в школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными необходимые для него качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Определение предпосылок собственно «школьных» психических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу, рассматривается как одна из основных задач изучения психологической готовности к школе.
Таким образом, во второй половине XX века в отечественной психологии исследование готовности к школе изучается на основе аналитической стратегии.
Представляет
собой выделение отдельных
Следует заметить, что уже в работах Л.С. Выготского [12] системный характер психики ребенка обозначен как закон функционального единства сознания, согласно которому сущность психического развития определяется не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений, которые определяют кардинальное изменение всей психики ребенка как целого при переходе от одного возраста к другому.
В работе рассматриваем психологическую готовность детей к обучению в школе как внешнее проявление структуры субъектных и личностных качеств детской индивидуальности, обеспечивающей усвоение содержания образования в форме учебной деятельности.
Психологическую структуру готовности к обучению в школе как целостное единство субъектных и личностных качеств детской индивидуальности, обеспечивающих усвоение содержания образования в форме учебной деятельности.
Анализ истории проблемы готовности детей к обучению в школе показывает, что к настоящему времени накоплен значительный опыт исследований в области школьной готовности. Таким образом, история проблемы представляет собой закономерный переход от целостного понимания сущности явления к аналитическому исследованию отдельных составляющих и затем к исследованию готовности детей к обучению в школе как сложного системного образования.
Формирование психологической
Готовность к обучению можно определить как интегральное (системное) свойство детской индивидуальности, которое обеспечивается всей структурной целостностью и взаимодействием ее уровней и компонентов. В качестве тотального интегрального свойства, готовность к обучению в школе не сводима к парциальным свойствам (психическим, психофизиологическим и личностным) и является продуктом системогенеза индивидуальности как целостности, возникает, развивается и проявляется в деятельности [36]. Исходя из представлений о структурной организации индивидуальности, можно выделить индивидную готовность к обучению, субъектную готовность и личностную. Психологическая готовность к обучению - это целостное единство субъектных и личностных свойств индивидуальности учащегося.
Психологическая
готовность к обучению в школе - внешнее
проявление структуры субъектных и
личностных качеств детской
В
исследовании С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой
[50] выявлен механизм формирования психологической
структуры учебной
Если ребенок не умеет учиться (не способен принимать учебную задачу, выполнять учебные действия, контролировать результат хотя бы на элементарном уровне), обучение математике, чтению, письму и т.д. просто не возможно. Поэтому формирование психологической структуры элементарной учебной деятельности является основной задачей подготовки дошкольников к школе.
Дошкольное
обучение носит необязательный характер,
социальные и биологические условия
развития детей существенно различаются,
поэтому уровень
Психологическая готовность к школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, - представляет собой сложное структурно-системное образование [36]. Охватывает оно все стороны детской психики: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, учебные навыки, способности.
Структура
психологической готовности к школе
к школьному обучению соответствует
психологической структуре
1. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества входящие в этот блок определяют отношение к школе и учению, (не) желание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога (учиться).
2. Принятие учебной задачи - понимание задач и желание их выполнять.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения - уровень элементарных знаний и умений к началу обучения.
4.
Информационный блок готовности
- качества, обеспечивающие восприятие,
переработку и сохранение
5. Управление деятельностью. Учебно-важные качества входящие в этот блок обеспечивают планирование, контроль и оценку ребенком своей собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности к школе, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения. Количество и характер взаимосвязей каждого учебно-важного определяют его вес в структуре готовности к обучению. Чем выше вес учебно-важного качества, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения.
Качества,
имеющие наибольшее количество связей
с другими учебно-важными
Психологическая
готовность к школе отражает общий
уровень психического развития ребенка,
базовые и ведущие учебно-
Психические
качества и свойства, определяющие
готовность к школе, существуют не изолированно,
а тесно взаимосвязаны и
В начале школьного обучения школьная готовность представляет собой структуру учебно-важных качеств, успешность усвоения во многом определяется уровнем развития отдельных учебно-важных качеств (стартовая готовность к обучению в школе). Все психические функции взаимосвязаны друг с другом, но связи эти формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения еще мало приспособлена для учения. Успешность на ранних этапах будет во многом определяться уровнем развития отдельных индивидуальных качеств. Их взаимосвязи обуславливаются в большей степени функциональной целостностью детской психики, нежели учебными задачами, которые не осознаны ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы. Существенные изменения происходят к концу дошкольного возраста под руководством взрослого: образуются функциональные связи между отдельными ее компонентами, что обеспечивает принятие учебной задачи; появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать действия и оценивать их результат (на элементарном уровне).
В
то же время возможность
Согласно принципу функционального единства сознания, сформулированного Л.С. Выготским, психика ребенка «в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением» [12. Т.4. С. 256]. В основе развития психики ребенка как целого лежит перестройка функциональных связей и отношений ее компонентов, которая и определяет в конечном счете изменение и развитие каждой отдельной психической функции. Это предполагает изучение готовности к обучению в школе как целостной структуры, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно-важных качеств и их взаимосвязей. Установлено, что психическое развитие в онтогенезе имеет неравномерный и гетерохронный характер [1]. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие - находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.