Представим
данные по методике в виде диаграммы, на
которой будет видно процентное соотношение
детей по уровням развития школьной мотивации
(см. Рис. 3).
Характеризуя
данные по методике в подготовительной
группе видим, что произошли существенные
изменения в мотивации учения. Все
дети получили высокий, выше среднего
или средний уровень школьной мотивации.
Это свидетельствует о формировании личностной
готовности к школьному обучении. Таким
образом, после анализа данных методики
не было выявлено ни одного ребенка с низким
или ниже среднего уровнем мотивации.
Возможно это обусловлено тем, что в течении
всего года с детьми проводилась целенаправленная
работа по развитию готовности в школе
на факультативе, проводимой воспитателями.
Таблица
5
Результаты
изучения отношения к школе (ОШ) при
помощи методики «Рисунок школы»
(модификация
методики А.И.Баркан) в подготовительной
группе
№ п/п |
Контрольный эксперимент |
Уровень развития |
1 |
4 |
высокий |
2 |
3 |
выше среднего |
3 |
3 |
выше среднего |
4 |
3 |
выше среднего |
5 |
3 |
выше среднего |
6 |
3 |
выше среднего |
7 |
3 |
выше среднего |
8 |
3 |
выше среднего |
9 |
3 |
выше среднего |
10 |
3 |
выше среднего |
11 |
4 |
высокий |
12 |
4 |
высокий |
13 |
3 |
выше среднего |
14 |
2 |
средний |
15 |
3 |
выше среднего |
16 |
3 |
выше среднего |
17 |
3 |
выше среднего |
18 |
4 |
высокий |
19 |
4 |
высокий |
20 |
3 |
выше среднего |
21 |
3 |
выше среднего |
22 |
1 |
ниже среднего |
23 |
3 |
выше среднего |
24 |
3 |
выше среднего |
25 |
4 |
высокий |
Представим
данные по методике в виде диаграммы,
на которой будет видно процентное
соотношение детей по уровням
развития отношения к школе (см. Рис.
4).
Оценивая
отношение к школе детей подготовительной
группы можем сказать, что в основном все
дети в группе относятся к школе положительно.
68% детей выше среднего, а у 24% детей
очень хорошо.
Сравним
показатели учебных мотивов в
двух группах – старшей и подготовительной.
Данные представим в таблице 6.
Таблица
6
Сравнение
результатов изучения мотивов учения
(М) при помощи методики «Ранжирование
учебных мотивов» в старшей и подготовительной
группах, в %
Группа |
Уровень
развития |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Старшая |
16 |
24 |
48 |
8 |
4 |
Подготовительная |
- |
- |
20 |
48 |
32 |
Сравним
показатели учебных мотивов в
двух группах – старшей и подготовительной
на гистограмме (см. рис. 5).
Сравнивая
данные, видим, что в подготовительной
группе практически у всех детей
(70%) сформированы учебные мотивы, тогда
как в старшей только у 12% детей. Результаты
подготовительной группы значительно
выше, чем в подготовительной группе, что
свидетельствует о сформированности личностной
готовности к обучению в школе.
Таблица
7
Сравнение
результатов изучения отношения к школе
(ОШ) при помощи методики «Рисунок школы»
(модификация методики А.И.Баркан) в старшей
подготовительной группе
Группа |
Уровень
развития |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Старшая |
4 |
8 |
72 |
12 |
4 |
Подготовительная |
- |
4 |
4 |
68 |
24 |
Сравним
показатели отношения к школе в двух группах
– старшей и подготовительной на гистограмме
(см. рис. 6).
Анализируя
данные по второй методике видим, что
в подготовительной группе показатели
«положительного отношения к
школе» гораздо выше, чем в старшей группе.
Сопоставляя данные двух методик в старшей
и подготовительной группах можем сделать
вывод о том, что гипотеза нашего исследования
нашла подтверждение. Составляющие личностной
готовности к школе (мотивы учения и отношение
к школе) у детей подготовительной группы
будет существенно выше, чем у детей старшей
группы.
2.3.
Разработка рекомендаций
по формированию готовности
к обучению в школе
Проблема психологической
готовности к школьному обучению
чрезвычайно актуальна. От определения
ее сущности, показателей готовности,
путей ее формирования зависит, с одной
стороны, определение целей и содержания
обучения и воспитания в дошкольных учреждениях,
с другой – успешность последующего развития
и обучения детей в школе. Многие педагоги
(Гуткина Н.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е.,
Безруких М.И.) и психологи связывают с
готовностью к школьному обучению успешную
адаптацию ребенка в 1 классе.
Адаптация в 1 классе
– особый и сложный период адаптации
в жизни ребенка: он усваивает
новую социальную роль ученика, новый
вид деятельности – учебную, изменяется
социальное окружение – появляются одноклассники,
учителя и школа, как большая социальная
группа, в которую включается ребенок,
изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически
не готовый к обучению в том или ином аспекте
школьной зрелости, испытывает трудности
в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.
Степень дезадаптации
различна: от проблемности до конфликтности
и социокультурной запущенности.
Проявления дезадаптации различны –
они могут быть выделены по объективным
и внешне выраженным показателям: социометрическим
статусам, не желанию или не уверенного
или агрессивного поведения, а также по
субъективным переживаниям: неудовлетворенности,
тревожности и враждебности.
С целью профилактики
и коррекции социально-психологической
дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой
была разработана программа «Я и Мы», которая
прошла апробацию в д/с № 37 Санкт-Петербурга
[2]. Данная программа может внедряться
и в начальной школе педагогом или психологом
при соответствующих условиях (работа
по подгруппам). Основная цель программы
конкретизируется в следующих задачах:
- Формирование
положительной Я-концеции.
- Формирование
положительной концепции другого
человека.
- Формирование
мотивации достижения успеха.
- Формирование
потребности в общении и коммуникативных
умений.
Данная программа
может быть реализована во всех видах
деятельности ребенка и в специальной
системе занятий тренингов. Программа
включает 15 этапов и рассчитана на 25-29
занятий.
В школах для определенной
готовности ребенка к обучению и профилактики
возможных школьных трудностей, связанных
с неготовностью в том или ином школьном
аспекте, проводится ранняя диагностика
школьной зрелости.
Определяя психологическую
готовность к школьному обучению,
детский практический психолог должен
четко понимать, для чего он это делает.
Можно выделить следующие цели, которым
нужно следовать при диагностики готовности
к школе:
- Понимание
особенностей психологического развития
детей с целью определения
индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном
процессе.
- Выявление
детей не готовых к школьному
обучению, с целью проведения с
ними мероприятий, направленных на профилактику
школьной неуспеваемости.
- Распределение
будущих первоклассников по классам
в соответствии с их «зоной ближайшего
развития», что позволяет каждому ребенку
развиваться в оптимальном для него режиме.
- Отсрочка
на 1 год начала обучения детей, не готовых
к школьному обучению, что возможно
только детям шестилетнего возраста.
По итогам диагностического
обследования возможно создание спецгруппы
и класса развития, в которых ребенок сможет
подготовиться к началу систематического
обучения в школе. Так же создаются группы
коррекции и развития по основным параметрам.
Такие занятия могут
проводиться и в период адаптации
в школе. Например, курс Г.А. Цукермана
«Введение в школьную жизнь» проводится
именно в период начала школьного обучения.
Этот курс создан
для того, чтобы на пороге школы,
между дошкольным и школьным детством,
помочь ребенку построить содержательный
образ «настоящего школьника». Это своеобразная
десятидневная инициация в новый возраст,
в новую систему отношений со взрослыми,
сверстниками, самим собой.
Введение носит
промежуточный характер, соответствующий
самоощущению ребенка. По форме, по манере
общения «введение строится как обучения
новичка учебному сотрудничеству. Но материал,
с которым работают дети – чисто дошкольный:
дидактические игры на конструирование,
классификацию, сериацию, рассуждение,
запоминание, внимание. Предлагая эти,
по сути развивающие задания, мы не стремимся
научить их в совершенстве все выполнять.
Усилия детей должны быть сосредоточены
на основании отношений: на умении договариваться,
обмениваться мнениями, понимать и оценивать
друг друга и себя так, «как это делают
настоящие школьники».
Существует еще
одна программа адаптационных занятий
для первоклассников «Введение
в школьную жизнь», разработанная
кандидатом психологических наук Санько
А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска
Кафеевой Ю.[37] Этот курс помогает детям
осознать новые требования, формирует
внутреннюю потребность в исполнении
установленного порядка.
Особое место в
курсе занимают мотивационные беседы,
которые позволяют выявить детей
с учебно-познавательной мотивацией.
Занятия способствуют
ускоренному знакомству первоклассников
друг с другом и созданию благоприятного
психологического климата в классе.
Курс предусматривает
игровые занятия, которые предполагают
сводную форму общения. Здесь
возможны подвижные упражнения, не
столь жестко как на уроке, лимитировано
время. Занятия проводит психолог в течение
первых учебных дней. Он получает информацию
о новых учениках.
Таким образом для
организации психологической помощи
ребенку на этапе подготовки к
школьному обучению применяют следующие
приемы: подготовка в д/саду, диагностика
в школе с последующими коррекционными
занятиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая готовность
к обучению в школе является характеристикой
индивидуального развития ребенка
как активного субъекта современного
общества и отражает функциональную
целостность и неповторимость индивидуальности
ребенка. Возникнув из практических потребностей,
проблема подготовки детей к обучению
в школе на протяжении длительного времени
оставалась предметом прикладных исследований.
В современной литературе высказывается
мнение о том, что в конце XX в. начались
исследования по этой проблеме в связи
с обсуждением возможностей обучения
детей с шестилетнего возраста и направлены
на обеспечение коррекционно-развиваюшей
и диагностической работы.