Личностная готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

личностная готовность к школе.doc

— 472.00 Кб (Скачать)
 

     Представим данные по методике в виде диаграммы, на которой будет видно процентное соотношение детей по уровням развития школьной мотивации (см. Рис. 3).

     

     Характеризуя  данные по методике в подготовительной группе видим, что произошли существенные изменения в мотивации учения. Все дети получили высокий, выше среднего или средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о формировании личностной готовности к школьному обучении. Таким образом, после анализа данных методики не было выявлено ни одного ребенка с низким или ниже среднего уровнем мотивации. Возможно это обусловлено тем, что в течении всего года с детьми проводилась целенаправленная работа по развитию готовности в школе на факультативе, проводимой воспитателями.

     Таблица 5

     Результаты  изучения отношения к школе (ОШ) при помощи методики «Рисунок школы»

     (модификация  методики А.И.Баркан) в подготовительной группе

    № п/п Контрольный эксперимент Уровень развития
    1 4 высокий
    2 3 выше среднего
    3 3 выше среднего
    4 3 выше среднего
    5 3 выше среднего
    6 3 выше среднего
    7 3 выше среднего
    8 3 выше среднего
    9 3 выше среднего
    10 3 выше среднего
    11 4 высокий
    12 4 высокий
    13 3 выше среднего
    14 2 средний
    15 3 выше среднего
    16 3 выше среднего
    17 3 выше среднего
    18 4 высокий
    19 4 высокий
    20 3 выше среднего
    21 3 выше среднего
    22 1 ниже среднего
    23 3 выше среднего
    24 3 выше среднего
    25 4 высокий
 

     Представим  данные по методике в виде диаграммы, на которой будет видно процентное соотношение детей по уровням  развития отношения к школе (см. Рис. 4).

     

     Оценивая отношение к школе детей подготовительной группы можем сказать, что в основном все дети в группе относятся к школе положительно. 68% детей выше среднего, а  у 24% детей очень хорошо.

     Сравним показатели учебных мотивов в  двух группах – старшей и подготовительной. Данные представим в таблице 6.

     Таблица 6

     Сравнение результатов изучения мотивов учения (М) при помощи методики «Ранжирование учебных мотивов» в старшей и подготовительной группах, в %

Группа Уровень развития
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Старшая 16 24 48 8 4
Подготовительная - - 20 48 32

     Сравним показатели учебных мотивов в  двух группах – старшей и подготовительной на гистограмме (см. рис. 5). 

     

     Сравнивая данные, видим, что в подготовительной группе практически у всех детей (70%) сформированы учебные мотивы, тогда как в старшей только у 12% детей. Результаты подготовительной группы значительно выше, чем в подготовительной группе, что свидетельствует о сформированности личностной готовности к обучению в школе.

     Таблица 7

     Сравнение результатов изучения отношения к школе (ОШ) при помощи методики «Рисунок школы» (модификация методики А.И.Баркан) в старшей подготовительной группе

Группа Уровень развития
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Старшая 4 8 72 12 4
Подготовительная - 4 4 68 24

     Сравним показатели отношения к школе в двух группах – старшей и подготовительной на гистограмме (см. рис. 6).

     

     Анализируя  данные по второй методике видим, что  в подготовительной группе показатели «положительного отношения к  школе» гораздо выше, чем в старшей группе. Сопоставляя данные двух методик в старшей и подготовительной группах можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования нашла подтверждение. Составляющие личностной готовности к школе (мотивы учения и отношение к школе) у детей подготовительной группы будет существенно выше, чем у детей старшей группы.

     2.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе

     Проблема психологической  готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги (Гуткина Н.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

     Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации  в жизни ребенка: он усваивает  новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

     Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности  и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны –  они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивного поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности и враждебности.

     С целью профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой была разработана программа «Я и Мы», которая прошла апробацию в д/с № 37 Санкт-Петербурга [2]. Данная программа может внедряться и в начальной школе педагогом или психологом при соответствующих условиях (работа по подгруппам). Основная цель программы конкретизируется в следующих задачах:

  1. Формирование  положительной Я-концеции.
  1. Формирование  положительной концепции другого  человека.
  1. Формирование  мотивации достижения успеха.
  1. Формирование  потребности в общении и коммуникативных  умений.

     Данная программа  может быть реализована во всех видах  деятельности ребенка и в специальной  системе занятий тренингов. Программа  включает 15 этапов и рассчитана на 25-29 занятий.

     В школах для определенной готовности ребенка к обучению и профилактики возможных школьных трудностей, связанных с неготовностью в том или ином школьном аспекте, проводится ранняя диагностика школьной зрелости.

     Определяя психологическую  готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностики готовности к школе:

  1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения  индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  1. Выявление детей не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними мероприятий, направленных на профилактику школьной неуспеваемости.
  1. Распределение будущих первоклассников по классам  в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
  1. Отсрочка  на 1 год начала обучения детей, не готовых  к школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего возраста.

     По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

     Такие занятия могут  проводиться и в период адаптации в школе. Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала школьного обучения.

     Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.

     Введение носит  промежуточный характер, соответствующий  самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

     Существует еще  одна программа адаптационных занятий  для первоклассников «Введение  в школьную жизнь», разработанная  кандидатом психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой Ю.[37] Этот курс помогает детям  осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.

     Особое место в  курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей  с учебно-познавательной мотивацией.

     Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе.

     Курс предусматривает  игровые занятия, которые предполагают сводную форму общения. Здесь  возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитировано время. Занятия проводит психолог в течение первых учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.

     Таким образом для  организации психологической помощи ребенку на этапе подготовки к  школьному обучению применяют следующие  приемы: подготовка в д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Психологическая готовность к обучению в школе является характеристикой  индивидуального развития ребенка  как активного субъекта современного общества и отражает функциональную целостность и неповторимость индивидуальности ребенка. Возникнув из практических потребностей, проблема подготовки детей к обучению в школе на протяжении длительного времени оставалась предметом прикладных исследований. В современной литературе высказывается мнение о том, что в конце XX в. начались исследования по этой проблеме в связи с обсуждением возможностей обучения детей с шестилетнего возраста и направлены на обеспечение коррекционно-развиваюшей и диагностической работы.

Информация о работе Личностная готовность к школе